На прошлых выходных в Ялте состоялся этап чемпионата Украины и Кубка Европы по ралли. В отличие от предыдущих лет, состав участников сентября 2013 года был не столь внушителен, однако несмотря на отсутствие обещанных именитых иностранных экипажей, сама гонка вышла достаточно яркой и насыщенной. Пусть в борьбе за первое и второе места не получилось интриги, однако победа экипажа Салюк - Червоненко позволила до предела заострить интригу в борьбе за победу в чемпионате Украины. Теперь Горбань и Салюк будут бороться за чемпионство на последнем этапе сезона в Ивано-Франковске.
Интересно, что Евгений Червоненко, который ранее выступал штурманом с Александром Салюком-старшим, выиграл Ялта Ралли теперь уже с Александром Салюком-младшим. И с ним же идет на первом месте в зачете Кубка Европы. Если не случится форс-мажора, украинский экипаж станет победителем престижных гонок впервые в истории. К сожалению, сделает он это за рулем не украинской, а казахстанской команды Aстана. Ко всему сказанному стоит добавить, что Евгений Альфредович впервые выиграл свое же детище - Ялта Ралли.
Несколько неожиданным стал внушительный разрыв по времени между Салюком и Горбанем после первого дня ралли – почти три минуты! Многие коллеги высказывали два фактора такого результата. Во-первых, запредельный настрой экипажа Астаны, а во-вторых - команда Горбаня сделала ставку доехать до финиша ралли, сохранив автомобиль.
Осторожную тактику взяли на вооружение многие экипажи. Ялтинская трасса не прощает ошибок, а потому доехать до финиша в предыдущие годы удавалось далеко не всем. Ялта Ралли-2013 стало приятным исключением. В общей сложности из более 60 экипажей до финиша не добрались лишь шестнадцать (вместе с теми, кто не стартовал). Следует отметить выбывших в первый день ралли Алексея Кикирешко и Ефима Важеевского, которые, несмотря на сходы в первый день, сумели починить автомобили (особенно непросто это было сделать с автомобилем Важеевского) и финишировали седьмым и двенадцатым соответственно. Важеевский и вовсе порадовал эффектным прохождением одного из поворотов спецучастка «Соколиное» в районе форосской церкви второго дня ралли.
Коварный поворот, красивым прохождением которого отметился Важеевский, собрал сразу три экипажа: «нулевой» экипаж Бардюгов - Павлюченко и двух «зачетников» Яцюк - Ситникова и Малов - Островский. Первые сошли сразу и больше в гонке участия не принимали. Алексей Яцюк после замены полуоси и потери 15-20 минут времени все же добрался до финиша, а вот экипаж Павла Малова вынужден был сойти. Сломанная полуось и длительный ремонт не позволили успеть финишировать экипажу ВАЗ-2108 до машины безопасности. Впрочем, даже в случае оперативного ремонта ребята получили бы дисквалификацию. Остановившаяся рядом со Шкодой Яцюка «восьмерка» могла заблокировать проезд другим участникам ралли, и ребята вынуждены были просить болельщиков и журналистов дотолкать машину в безопасное место, что и было сделано.
Еще одним важным событием стал финиш и третье место экипажа Юрия Кочмара – Сергея Коваля на Mitsubishi Lancer из Odessa Rally Team. До этого они три года подряд не могли добраться до финиша. Наконец судьба повернулась лицом к гонщикам. Сумев найти баланс между безопасной и быстрой ездой, они в напряженной борьбе сумели опередить не только еще один экипаж Odessa Rally Team Виталий Пушкарь – Иван Мишин, но и конкурентов из Astana European Rally Team Антона Кузьменко - Александра Скочика.
Все для болельщиков?
Ялта Ралли действительно заслужило самого пристального внимания со спортивной точки зрения, и очень жаль, что борьбу на спецучастках смогли увидеть лишь журналисты и единицы зрителей, большинство из которых были туристы, бродившие по серпантинам дорог, по которым проходили спецучастки. Застигнутые врасплох ралли, они были вынуждены пережидать гонку в зонах безопасности, став болельщиками поневоле. Тех же, кто выбрался смотреть ралли сознательно, можно было пересчитать чуть ли не лично.
Зато организаторы порадовали набережную Ялты концертом звезд российской и украинской эстрады. Для гостей Ялта Ралли выступали Тина Кароль, Борис Моисеев, Григорий Лепс, Ирина Билык и другие. Обычным людям, чтобы увидеть звезд, нужно было заплатить от 250 гривен за полтора часа концерта. Обзор сцены для тех, кто не решился покупать билеты, полностью перекрывался забором с баннерами. Слушать звезд могли все, а видеть – лишь избранные.
У меня было ожидание, что для болельщиков организуют специальные зоны безопасности, автобусы и организованный выезд на спецучастки. Ведь это спортивное мероприятие, и выезд для болельщиков и всех желающих посмотреть вживую на раллийные машины в боевых условиях выглядел бы более логично, чем концерт попсовых звезд. Сами автомобили и их заезд в техническую зону все желающие могли наблюдать на набережной, но ведь это не само ралли.
Приходите, мы вас не ждем
"Без вашей поддержки у нас бы ничего не получилось. Мы вместе делаем одно дело. Приглашаю вас на традиционный банкет, на котором все смогут пообщаться в неформальной обстановке. В этом году мы решили отойти от обычного формата и позволили спортсменам приглашать на банкет своих друзей после оплаты определенной суммы. Всех вас ждет много сюрпризов", – таковы были слова Евгения Червоненко, адресованные журналистам и спортсменам на итоговой пресс-конференции.
Сюрпризов действительно оказалось много. Приглашенных на банкет журналистов никто не ждал, а охрана вовсе не пускала их на территорию пляжа отеля «Вилла Елена», где и должен был состояться финальный аккорд феста. Те, у кого хватило терпения дождаться разрешения зайти на территорию, увидели нереальные цены (300 грн. за бокал шампанского) и минимальное количество участников банкета. Большинство экипажей мероприятие тоже проигнорировали. Многие гонщики продолжили праздновать окончание ралли на ялтинской набережной в своем кругу, что было гораздо экономичнее и веселее.
Не подумайте, что ваш покорный слуга так зажрался, что ехал в Ялту только за этим – отнюдь! Но вот такие мероприятия есть показатель хорошего тона и уважения ко всем причастным к событию. Лично я ранее на Ялта Ралли не был, но, наработав достаточно неплохой опыт различных поездок и получив такое приглашение, ожидал увидеть там организаторов, гонщиков, технический персонал команд, журналистов и волонтеров. Примером для меня был словенский опыт, где на одном из спортивных мероприятий, на котором мне посчастливилось побывать, был организован банкет для всех его участников. В неформальной обстановке все причастные к соревнованиям могли пообщаться, обсудить яркие события. Мне, к примеру, было бы интересно узнать у Алексея Яцюка, как они добрались до финиша, или пообщаться с Павлом Маловым, машину которого я лично помогал толкать на спецучастке.
Самый элементарный банкет с вином, соком и фруктами на набережной был бы интереснее, уместнее, а главное – дешевле, как для участников, так и для организаторов. Возможно, организаторы делали банкет в столь роскошном отеле для себя? Тогда и приглашать, и говорить об этом было не нужно. Но раз уж пригласили людей, будьте добры, проявите уважение к ним. В том числе это касается условий проживания для журналистов в отеле, где не было даже намека на wi-fi (как работать?), с протекающим потолком в душе, с пауками и тараканами в номерах. Не говоря уже об элементарном отсутствии кофе и чая в пресс-центре. А ведь были еще волонтеры, которые в дождь и ветер два дня провели на трассе и к которым, по всем правилам, тоже нужно было проявить уважение. Они-то как раз едва ли не больше всех заслуживают благодарности.
Надеюсь, что в следующем году эти недочеты будут устранены, но главное и первоочередное – в Ялта Ралли будет больше ралли, спорта и больше болельщиков. Чтобы Ялта жила не только концертами и гламурными закрытыми тусовками для элиты в вип-заведениях после каждого дня ралли, а спортивной борьбой. И тогда Ялта действительно сможет стать украинским Монте-Карло. Красивая и сложная трасса, отличный климат, много туристов – для этого есть все предпосылки!