...В начале девяностых годов чемпионат мира по ралли со спортивной стороны мало чем отличался от самого себя времён первых сезонов, отстоящих во времени ещё на двадцать лет дальше. В ту «протерозойскую эру» сорокакилометровые спецучастки были не в диковинку, как сейчас, а вполне нормальным явлением; дистанция же всего ралли редко когда не преодолевала 500-километровую отметку. Автомобили испытывали огромные нагрузки, поэтому даже фавориты чемпионата посещали далеко не все этапы, предпочитая ограничиваться теми ралли, где, как им казалось, шансы побороться за победу особенно высоки.
На стыке тысячелетий лодка изменила курс. Дистанция каждого этапа была урезана в среднем на 150 километров, и команды принялись присылать своих гонщиков на каждое ралли. Такой ход не мог не понравиться болельщикам, которые теперь куда чаще могли наблюдать непосредственное сражение между фаворитами. Однако во всём это ещё не было ничего принципиально нового, и первым по-настоящему серьёзным отходом от классического формата стало введение системы, именуемой «ралли-2», суть которой состоит в том, что экипаж, потерпевший аварию, всегда может вернуться на трассу, если только это произошло не в последний день.
Любопытно, что нынешний президент ФИА Жан Тодт является противником «ралли-2» и объясняет это тем, что нелогично претендовать на очки, если ты уже однажды сошёл. И его можно понять. Несмотря на это, Тодт не настаивает на своём мнении и не использует доступные ему рычаги влияния, дабы не получить упрёки в ретроградстве.
Ещё одна особенность «ралли-2» заключается в том, что она... не является обязательной. Окончательное решение об использовании системы принимают устроители ралли, и на открывающем сезон ралли Монте-Карло она не действует; на остальных же этапах организаторы не отходят от «генеральной линии партии». Ну как тут отказать, если тебя просит федерация?..
Второе важнейшее новшество, плавно подводящее нас к грядущим изменениям, было внедрено в 2011 году,На стыке тысячелетий лодка изменила курс. Дистанция каждого этапа была урезана в среднем на 150 километров, и команды принялись присылать своих гонщиков на каждое ралли. когда участники стали получать дополнительные очки за призовой спецучасток, обычно последний. Никакой решающей роли это не сыграло, но факт остаётся фактом: никогда ещё гонщик, приехавший пятым, не мог получить больше очков, чем его конкурент, финишировавший на одну ступеньку выше.
Наконец, в середине прошлого сезона в воздухе начали витать слухи, касающиеся коренной переделки всего гоночного формата. Её энтузиасты предлагают отложить окончательное распределение позиций на последний доп, где лидер будет соревноваться со вторым гонщиком, третий выйдет на старт против четвёртого и так далее; при этом победитель в первой дуэли будет объявлен победителем всего ралли; выигравший во второй паре станет бронзовым призёром и т. д. Внезапно? Ещё как! Но в скором времени это может стать реальностью.
Что натолкнуло вашего автора на такую мысль? Недавнее решение Фольксвагена о расширении своей гоночной программы в ралли. Руководство этого концерна позиционировало себя как ярых сторонников вышеописанной революционной идеи и всячески продвигало новый формат, так как только он, как им кажется, может обеспечить должную маркетинговую отдачу. Подобные решения просто так не принимаются, а это значит, что в кулуарах, возможно, всё уже решено, и организаторы просто ждут удобного момента, чтобы во всеуслышание объявить о переходе на новый формат. Например, после какого-нибудь скучного ралли, где Ожье, Латвала и Миккельсен быстренько захватят лидерство и спокойно приедут на финиш...
Почему ещё ралли может свернуть на эту дорожку? Конечным потребителем продукта является болельщик. И его, болельщика, интересы должны быть удовлетворены. Интернет дал возможность любителям ралли следить за лайвтаймингом, что уже само по себе было небывалым прорывом. Но теперь, когда среднестатистический поклонник WRC имеет доступ к высокоскоростной связи, один лишь лайвтайминг выглядит анахронизмом. Даёшь видеотрансляции, и побольше! В то же время ни у кого нет возможности — ну, почти ни у кого — посвятить гоночному уикенду три полноценных световых дня, наблюдая за спортсменами с утра до вечера. Поэтому вариант с так называемым воскресным финалом определённо стоит того, чтобы его потестировать.
Как вам кажется, прав Фольксваген или нет?