На последних двух этапах Лёб отыграл у Хирвонена необходимые шесть очков и выиграл чемпионат с минимальным перевесом. Но выражается ли преимущество Лёба только этим очком? Да, сейчас многие говорят, что финн дал бой и в следующем сезоне он даст еще больший отпор французу, но была ли схватка именно "схваткой" - цифры говорят о полной и безоговорочной победе Лёба.
Да, можно сказать, что разрыв составил всего одно очко и это уже само по себе является признаком того, что была борьба или нет, но... Себастьян Лёб одержал семь побед в чемпионате. Это больше, чем половина всех этапов. На всех остальных этапах он лишь раз не из-за проблем пропускал вперед Микко.
Один из таких случаев был на Ралли Финляндии, когда Себастьян все-таки допустил помарку на одном из участков и отпустил финна. Еще на одном этапе, который был в Австралии, у Лёба победу отобрал судейский корпус. Тогда в Ситроене нашли несоответствие регламенту и всю команду оштрафовали дополнительной минутой в общем зачете. Конечно же, если француз нарушал, то наказание оправдано. Правда, есть одна проблема: почему наказание составило одну минуту? Т.е. ФИА скрыто делает такое заявление: нарушайте, господа, и вам за это практически ничего не будет. Если нарушение было, то почему не дисквалификация нашла героев, а временной штраф? К примеру, в 1999 году на Гран-при Формулы-1 в Малайзии команда Феррари была дисквалифицирована стюардами за несоблюдение технического регламента (тогда Красные завоевали дубль) и это означало, что их соперники стали досрочными чемпионами. Вскоре это решение было успешно оспорено в суде и борьба продолжилась... Похоже, что в случае дисквалификации пилотов Ситроен, мы могли увидеть приблизительно то же, а интригу сохранить хотелось.
А переломными в чемпионате стали три этапа в Италии, Греции и Польше. После первых пяти этапов в чемпионате преимущество Лёба составляло 19 очков над... Дани Сордо. Именно испанец, коллега Себа по команде, был на втором месте, опережая Хирвонена на одно очко. Перед этим Микко уверенно занимал второе место, но на пятом этапе в Аргентине у финна возникли проблемы с двигателем и он вынужден был сойти. Этим воспользовался Дани Сордо и он обошел финна в личном зачете. Казалось, что все - игра закончена. А какие тогда могли быть другие настроения? Себастьян уверенно выиграл пять стартовых этапов, а его соперники то и делали, что довольствовались вторыми местами. Даже в прошлом году, когда судьба чемпионства была досрочно решена на предпоследнем этапе, после пяти первых этапов Микко опережал Себастьяна. А здесь что? Целых 20 очков перевеса после пяти этапов... Но чудо все-таки случилось.
Переломные три этапа Микко выиграл со счетом 28:7. Из этих трех этапов он не выиграл лишь в Италии. На том этапе гонщиков захлеснула тактическая борьба, а когда Лёб получил механические проблемы, то оказалось, что Хирвонен уже слишком далеко отпустил Латвалу, своего коллегу по команде. В итоге Микко смог финишировать только вторым - на том этапе Микко со всей очевидностью потерял два очка. На следующих двух этапах Лёб два раза вылетал. Но если в Греции он разбил свою машину в дребезги и не смог продолжить борьбу, то в Польше он смог финишировать на седьмом месте. Это седьмое место принесло ему все тех же два очка, которые оказались невероятно важны в конце. На следующих же этапах, которые прошли в Финляндии и Австралии, Хирвонен уже не сокращал отставание, а увеличивал преимущество и за два этапа до окончания чемпионата он получил, казалось, комфортное преимущество в пять очков.
Но за последние две гонки Микко растерял этот перевес. Все расклады говорили о том, что Лёб имел вполне хорошие шансы, чтобы все-таки обойти финна. Французу и команде Ситроен необходимо было просто сработать в свою силу и не допустить промаха. Этих промахов не было сделано: в Испании четко сработал Дани Сордо, который помог отыграть сразу четыре очка Себастьяну, а в Уэльсе Лёб сам решил свои проблемы. В Уэльсе, безусловно, французу помог опыт. Микко Хирвонен не мог объяснить своего провала в субботу, он пытался найти причины в машине, но все говорило о другом - он проиграл сам.
Микко Хирвонен в 29 лет оказался в минимальном расстоянии от победы в чемпионате мира. Это отнюдь не пожилой возраст для гонщика. Например, тот же Лёб в 2003 году, когда ему было 29 лет, уступил Петтеру Сольбергу в чемпионате всего одно очко. Тогда все так же решилось на последнем этапе в Великобритании. Вопрос лишь один: сумеет ли Хирвонен полученный опыт направить в то же русло, что и Лёб?
А борьба между Фордом и Ситроеном в командном зачете такой острой не вышло - на равных между собой боролись лишь первые пилоты. Яри-Матти Латвала, второй гонщик Форд, не смог навязать борьбу Дани Сордо. Яри-Матти провел сезон очень нестабильно. Именно из-за это он не смог навязать борьбу более успешному Сордо. Дани Сордо финишировал на всех этапах и лишь два раза не попал в очковую зону, а когда он получал очки, то был или на подиуме, или очень близко к нему. У Латвалы были совсем разбросанные показатели. Максимальное достижение финна была победа, а минимальное - два схода и два финиша не в очковой зоне.
Таким выступлением Яри-Матти очень рискует выпасть из обоймы основной команды Форд. Заменить его нацелились пилоты дочерной команды Форд - Стобарт. Мэтью Вилсон и Хеннинг Сольберг закончили сезон не многим хуже, чем Латвала, так что команда Форд может и пересмотреть состав пилотов на следующий год.
Отдельным пунктом хочется выделить Петтера Сольберга. Для него сезон 2009 года начался еще в декабре прошлого года. Из-за разгоревшегося финансового кризиса многие японские команды начали сворачивать гоночные программы. Среди них была и команда WRC Субару, в которой долгие годы выступал норвежец. Петтер Сольберг нашел выход из случившейся ситуации и создал свою собственную команду. Решив контрактные обязательства с Субару, Сольберг купил для своей команды Ситроен Xsara - машина, на которой в 2004-2006 годах завоевывал чемпионство Лёб. Петтер в сезоне провел 10 из 12 этапов и финишировал на пятом месте, уступив лишь Лёбу, Сордо, Хирвонену и Латвала.
В следующем же сезоне грядут серьезные перемены - программа сокращения денежных расходов дошла и до WRC. Со следующего сезона пилоты будут выступать на машинах более слабого класса S2000. Это даст возможность и другим производителям стать историей Ралли в 2010 году. Будет интересно, какая команда добьется успеха в таких условиях. Возможно, нас ожидают большие сюрпризы - что может произойти при большой перестройке нам показал сезон Формулы-1 в этом году.
Дмитрий Левчук, iSport.ua