Итак, считанные часы остаются до начала нового чемпионата. В этом материале мы представляем участников, календарь и задаем главные вопросы к будущему сезону. Нас ждет интересный чемпионат. Возможно, битва за чемпионскую корону не будет такой жесткой и нервной, как в прошлом году, но не меньший интерес вызывают другие темы. Этот сезон, по сути, станет последним, где за победу будет соревноваться клас WRC - в следующем году на его замену прийдет S2000. Это было решено еще при Максе Мосли, который так бился за сокращение бюджетов, а от самим процессом будет управлять уже Жан Тодт. Время покажет, что мы от этого выиграем.
Заявка на чемпионат
1. Citroen Total World Rally Team
Машина - C4 WRC 09
Пилоты:
- Себастьян Лёб;
- Дани Сордо
2. BP Ford Abu Dhabi World Rally Team
Машина - Focus RS WRC 09
Пилоты:
- Микко Хирвонен;
- Яри-Матти Латвала
3. Stobart M-Sport Ford Rally Team
Машина - Ford Focus RS WRC 08
Пилоты:
- Хеннинг Сольберг;
- Мэтью Уилсон
Также участие на отдельных этапах за эту команду могут принять участие:
- Маркус Гронхольм;
- Маттиас Терман
4. Citroen Junior Team
Машина - C4 WRC 09
Пилоты:
- Себастьян Ожье;
- Кими Райкконен
5. Munchi's Ford World Rally Team
Машина - Focus RS WRC 08
Пилот - Федерико Вильягра
6. Petter Solberg World Rally Team
Машина - Citroen C4 WRC 09
Пилот - Петтер Сольберг
7. Adapta World Rally Team
Машина - Subaru Impreza WRC 07
Пилот - Мадс Остберг
8. Monster World Rally Team
Машина - Ford Focus RS WRC 08
Пилот - Кен Блок
Календарь сезона
1. Швеция (лед, снег). 12-14 февраля.
2. Мексика (гравий). 5-7 марта.
3. Иордания (гравий). 1-3 апреля.
4. Турция (гравий). 16-18 апреля.
5. Новая Зеландия (гравий, асфальт). 7-9 мая.
6. Португалия (гравий). 28-30 мая.
7. Болгария (асфальт). 9-11 июля.
8. Финляндия (гравий). 29-31 июля.
9. Германия (гравий, асфальт). 20-22 августа.
10. Япония (гравий). 10-12 сентября.
11. Франция (асфальт). 30 сентября - 3 октября.
12. Испания (асфальт). 22-24 октября.
13. Уэльс (гравий). 11-14 ноября.
Первый этап станет очень важным для скандинавов. Так уж сложилось, что у них на заснеженных трассах преимущество. Особенно Хирвонену важно будет здесь добыть победу, чтобы получить положительный заряд эмоций на весь сезон. Но вот дальше будет сугубо территория Леба. Три "чистых" асфальтовых этапа дают ему большое преимущество. В 2009 только в Испании был асфальтовый этап, где команда Ситроен одержала уверенную победу. А про 2008 вообще речь не стоит заводить - француз на всех трех асфальтовых этапах устроил форменный разгром.
Лёб против... Лёба
В прошлом сезоне Себастьян выиграл пять стартовых этапов и начал заявлять о 12 победах в сезоне. Но затем провалил несколько этапов, и этим воспользовался Хирвонен. Объяснение этому сложно найти - может, сглазил сам себя француз? Ведь он намного сильнее всех остальных. Финн с ним мог бороться только на домашнем заснеженном этапе, но на всех остальных правил эльзасец. Что ожидать от 2010 года? Сила Лёба никуда не делась. В своих интервью он заявляет, что мотивацию не потерял и будет рад каждой следующей победе. То есть в такой ситуации Хирвонену следует очень сильно прибавить. Думаю, это случится в его личных временных результатах, но сможет ли он перебить Себастьяна? В этом вопросе следует обратить некоторое внимание на Лёба.
Лёб на всех победоносных этапах имел хороший отрыв от преследователей. Это подразумевает то, что на последних спецучастках он мог не выкладываться на полную силу. Т.е. существует еще невидимый запас прочности. Самое интересное то, что в нужный момент он может этот запас превратить в реальность. Ралли Великобритании показало, что Лёб способен выдержать громадный прессинг и сделать так, чтобы нервничали его соперники. Конечно же, этому способствует и громадный опыт за плечами. Как скоро к такому боевому состоянию сможет прийти Хирвонен? Тут действительно для него очень важен первый этап - Ралли Швеции. Будет победа - можно думать и хорошем будущем. А вот поражение практически недопустимо. Вот тогда уже точно придется надеяться на "анти-Лёба", который будет вылетать с трассы в самый нужный для финна момент.
Дело Тодта
Одним из пунктов программы Жана Тодта - новоизбранного президента ФИА - является модернизация серии Ралли. Перед выборами француз логично заявлял, что общий уровень WRC нужно повышать. Нужно привлекать и новых производителей, и повышать уровень освещения, и привлекать зрителей. В этой связи сезон очень важен. Конечно же, к уровню Формулы-1 WRC сложно будет прийти, но приблизиться можно. Одной из задумок было создание онлайн-трансляций этапов в Интернете. Технологии сейчас развиваются таким образом, что эту идею рано или поздно удастся внедрить, но лучше ведь рано. Почему сейчас? В этом сезоне приток болельщиков обеспечен (об этом ниже) и необходимо этот массив наблюдающих глаз удержать и на следующие годы. Возможно, в дальнейшем такой возможности не будет.
Приход года
В этом сезоне с "младшей" командой Ситроена подписал контракт Кими Райкконен. Безусловно, это очень хорошо для популяризации Ралли. Теперь масса его болельщиков по всему миру будет минимум обращать на WRC внимание - этого дорогого стоит. Но что это значит именно для Кими, и какие у него перспективы?
Начнем с того, почему Кими пришел в Ралли. На поверхности лежит только разорванный контракт со стороны Феррари и переезд Алонсо в Маранелло. Это так, но хотел ли финн сам продолжать выступления в этой гоночной серии? Многие за ним начали замечать еще в 2008 году некую незаинтересованность в деле - тогда действующий чемпион мира выступил неудачно, как для своего статуса. Он очень талантливый гонщик, и это подтвердило чемпионство 2007 года, но... Может он стремился все-таки в душевному спокойствию?
В Формуле-1 такого нельзя было добиться - там журналисты и болельщики готовы разбирать тщательно каждую ошибку пилота. А вот в WRC совсем другая ситуация. На каждом этапе кто-то из пилотов да разобьет машину, но реакция на это спокойнее - ну разбил машину, ну плохо, и что? Машину восстанавливают, и гонщик продолжает выступать. И самое главное, что отношение другое и у болельщиков. Возможно, из-за того, что этот вид автогонок второстепенный и в сердцах к нему не могут относится. Для спокойного Кими - тот, кто видел его спокойствие в каждом интервью, легко согласятся с этим - это идеальное место.
Но другой вопрос вызывают перспективы Кими в будущем чемпионате. Недавно завершилось Ралли Арктики, где финн на многих этапах показывал второй результат. Но такой результат объясняет отсутствие конкурентов со стороны. Из пилотов топ-класса были лишь Дани Сордо, который выиграл все 12 спецучастков, и Себастьян Ожье. Француз выступал на более слабой технике и говорить, что Кими превосходит своего коллегу по команде пока рано. Это будет одним из самых интересных вопросов в будущем чемпионате - кто в команде Citroen Junior окажется сильнее. Себ в прошлом чемпионате выступал неплохо - частно попадал в Топ-6, выигрывал отдельные спецучастки, но ему мешала нестабильность.
Если он с ней справится, то думаю у него будет преимущество над Кими. Но Кими в свою очередь тоже прийдется учится быть стабильным. На своем дебютном Ралли Финляндии 2009 года он попал в аварию, да и на Ралли Арктики недавно отметился таким же действом. Поэтому, думаю, не стоит ожидать от финна сверхрезультата. Возможно, он проявит себя на отдельных этапах, но чтобы в целом рассчитывать на хорошие результаты в чемпионате нужно будет очень сильно постараться.
Сюрпризы будут?
Основной интерес вызывает выступление Петтера Сольберга. Ему удалось купить модель C4 WRC прошлогодней модификации, и теперь он крайне положительно настраивается на сезон. Норвежец уже успел испытать автомобиль на тестовых сессиях. После тренировок он описывал новую машину только с лучшей стороны. Петтер очень опытный гонщик и, думаю, что ему по силам биться за места на подиуме. Ведь в прошлом сезоне, при куда худших раскладах, он осмеливался выигрывать некоторые спецучастки, так что в этом сезоне можно рискнуть предположить о твердом месте в тройке. Но если он сделает что-то больше - тоже не удивляйтесь. В конце 2008 года Субару объявила о сворачивании программы WRC, а Петтер остался - он купил машины модификации 2008 года для своей именной команды и продолжил выступать. Теперь же он будет выступать на C4 WRC 2009 так же, как и основная команда Ситроен. Что получится в итоге - покажет лишь время.
Вторые пилоты основных команд Форда и Ситроена могут преподнести разные сюрпризы. Яри-Матти Латвала все еще остался в команде - непонятно каким образом команда простила ему все прошлогодние ошибки, но именно он будет вторым пилотом. Сложно сказать, будет ли он прогрессировать. Он выигрывал по одному этапу в прошлых двух сезонах, и кажется уже должен сделать следующий, но... В прошлом сезоне он был уж очень нестабильный. А вот с Дани Сордо другая ситуация. Безусловно, но классный гонщик и должен прогрессировать. Но у него есть одна беда - Себастьян Лёб. Испанец сейчас выполняет в команде Ситроен твердого "номера два". Похоже, что сюрпризов он не преподнесет именно с турнирной ситуации. Поэтому, Дани и Яри-Матти похоже будут бороться за место в тройке, но у них серьезный конкурент в лице Петтера Сольберга.
У Себастьяна Ожье будет не только внутрикомандная борьба с Кими Райкконеном. Он вполне способен на данном этапе легко выиграть у финна, поэтому основной целью для него поставлю место второго пилота в основной команде Ситроен в 2011 году. Для этого он должен только прогрессировать и свести на нет свои ошибки.
Команда года
Один из производителей поразил многих еще до начала чемпионата. В этом году на машинах Ситроен будут выступать Лёб, Райкконен и Сольберг и это притом, что Ожье и Сордо тоже отнюдь не слабаки и будут попадать в объективы телекамер. "Двойные шевроны" просто обречены стать ньюсмейкером года, а это за собой влечет немало приятных последствий. Что может быть лучше рекламы модели C4 именно таким способом? Конечно же, таким широким представительством французы не ограничиваются и ставят на сезон самые высокие задачи. Целью для Лёба они объявили семь побед в чемпионате. Сможет ли выполнить такую задачу Себастьян? Думаю, ответ лежит на поверхности, но не будем загадывать. Пока просто пожелаем удачи эльзасцу и всем его конкурентам.
Напоследок пожелаем всем участникам чемпионата удачи. А для себя пожелаем интересной борьбы. Завтра наш сайт начнет освещать происходящее на Ралли Швеции - осталось совсем чуть-чуть. Stay tuned!