— Вячеслав, капитан Шахтера Дарио Срна рассказал, что после игры с Таврией все одноклубники поздравили вас с забитым голом. Знаете, сколько у вас уже забитых голов в чемпионате Украины?
— По-моему, четыре. Причем забивал их в составе трех команд. Первый раз отличился еще более десяти лет назад в футболке запорожского Металлурга. Еще один гол провел, выступая за Днепр, куда я перешел в 2004 году после двух сезонов в ярославском Шиннике. И два гола забил уже в составе Шахтера. Особо за статистикой не слежу, но забил я не так уж много, чтобы этого не запомнить. Зенит, кстати, я тоже огорчал, когда выступал в Ярославле.
— За два сезона в составе Шинника вы отличились четыре раза — неплохо для защитника.
— Иногда подключался в атаку, исполнял штрафные. Со штрафного и Вячеславу Малафееву положил, когда дома играли. Помню, бил с убойной дистанции — буквально за пару метров до штрафной. Матч тогда 1:1 закончился. Выступавший в свое время за Шахтер Спивак отквитал гол.
А на следующий год мы обыграли Зенит на Петровском. У Питера тогда очень приличная команда собралась. Набирали обороты молодые Аршавин, Кержаков, Денисов, Быстров. Чех Властимил Петржела поставил игру питерцам — помню, они применяли просто нереальный прессинг. До этого они, если не ошибаюсь, полгода дома «лупили» всех. А мы приехали и выиграли — 2:1. Помню, как ни странно, местная публика к нам тогда еще приветливо отнеслась.
— В чем разница между Зенитом времен Петржелы и нынешней командой?
— Сейчас команда стало более стабильной. Тогда в составе Зенита играло меньше легионеров, а команде не хватало опыта. Теперь с опытом у подопечных Лучано Спаллетти все в порядке. Сейчас у нас как раз осталось время, чтобы более детально выучить Зенит. Мистер Луческу всегда это делает досконально. На теоретических занятиях нам все разложат по полочкам.
— Какую последнюю игру команды Лучано Спаллетти посмотрели вживую?
— В Лиге чемпионов по телевизору посмотрел первый тайм с Порту. Думаю, исход встречи решило удаление Фусиле, который за двадцать с небольшим минут умудрился заработать две желтые карточки. Этот эпизод перевернул игру с ног на голову. Впрочем, Зенит умело использовал свое численное преимущество во второй половине игры, что также свидетельствует о классе команды.
— Знаете, как для Шахтера завершилась последняя игра с командой, которую возглавлял Лучано Спаллетти?
— Вы имеете в виду Рому? Да, в Риме мы крупно уступили — 0:4. Я тогда, кстати, на поле не выходил. Но, как говорит один известный российский телеведущий, это были другие времена. За пять прошедших лет Шахтер серьезно прибавил, в чем несомненная заслуга Мистера. Пять лет назад мы не обладали богатым международным опытом. Однако Луческу активно привлекал молодежь в европейских баталиях. Молодежь набивала шишки, но Мистер продолжал доверять ребятам. В итоге команда окрепла и набралась опыта.
— Один из известных тренеров утверждал, что место работы стоит менять не реже, чем раз в пять-шесть лет. Луческу же руководит командой с 2004 года. Это большой срок...
— Смотря с чем сравнивать. Алекс Фергюсон тренирует Манчестер Юнайтед уже 25 лет. Если вы намекаете на то, что у Мистера могут возникнуть проблемы с мотивацией, то это полная ерунда. Знаете, в каком напряжении он нас держит? Причем на каждой тренировке — если видит, что кто-то недорабатывает, сильно его ругает. Поэтому мы всегда работаем на максимуме. Даже в контрольных играх с молодежным составом попробуй только ошибись, сразу получишь нагоняй от тренера. Мистер постоянно держит нас в тонусе, чтобы мы не расслаблялись. Все-таки в отличие от европейской прессы украинские журналисты не оказывают на нас сильного давления.
— Имеете в виду Англию и Италию?
— Да не только. В Хорватии, Сербии на футболистов давление СМИ куда больше, чем у нас. Там, когда команда проигрывает, очень жестко критикуется. У нас же немного мягкотелая пресса. Кое-кого на Украине футбольные массмедиа и вообще боятся критиковать...
— А где более мягкотелая пресса — на Украине или в России?
— Когда я играл в Ярославле, российская спортивная журналистика опережала украинскую на пару-тройку лет. Такая же ситуация была и с футбольными чемпионатами. Середнячки в России были посильнее, чем на Украине. Но за последние годы ситуация немого выровнялась по обоим направлениям. На Украине подтянулся средний класс. В субботу только в компенсированное арбитром время сумели сломить сопротивление Таврии, до этого потеряли очки в Одессе. А что касается качества журналистики, то и в России, и на Украине есть ряд серьезных аналитических футбольных передач, в обеих странах кропотливо работают талантливые пишущие журналисты, которых интересно почитать, даже когда они критикуют. Я вообще к критике нормально отношусь.В Шиннике за гражданство никто не упрекнул
— Как относитесь к тому, что Луческу не каждый раз находит вам место в стартовом составе команды? Обычно ведь тренером недовольны те игроки, которые испытывают дефицит игрового времени.
— Смешно говорить о каких-то разногласиях с Мистером по этому поводу. Я ведь давно в футболе, все понимаю. В Шахтере 28 футболистов, и каждый хочет играть. У меня не было разговоров с тренером на тему: почему меня не выпустили на поле в том-то или том-то матче. Моя задача — всегда находиться на своем максимальном уровне, чтобы в любом матче быть на сто процентов готовым выйти на поле. Для этого необходимо на полную выкладываться на тренировках. У нас ведь каждая игра на вес золота.
— Сейчас вы старший среди полевых игроков Шахтера. Когда у вас заканчивается контракт?
— На протяжении еще двух лет принадлежу Шахтеру. И сделаю все, чтобы в это время приносить команде максимальную пользу.
— Можно ли в предстоящей игре обойтись без политической подоплеки? Все-таки между Россией и Украиной в последние годы было достаточно противоречий.
— Лично я никакой политической подоплеки в нашей встрече не вижу. В Ярославле никогда не сталкивался с какой-то несправедливостью по национальному признаку. Шинник в то время считался добротной командой, за которую играло немало опытнейших игроков, прошедших школу московских Спартака, Динамо, ЦСКА. Денис Клюев играл в Фейеноорде, за сборную Белоруссии играл Александр Кульчий. За два года никто из ребят никогда и слова не сказал по поводу моего гражданства. В выходные ездил в гости к Кечинову, Гришину, Клюеву. Мы со многими ребятами до сих пор созваниваемся. Так что проблема эта — во многом надуманная. Например, я родился в Луцке, а моя мама — в Волгограде. И что с того?..