Шакири: "Я не в курсе, ребят!", фото Goal.com
Блеск и все внимание ТВ и фотокамер 9-го января, без сомнений, будет уделено Лео Месси, когда в Цюрихе он наверняка получит свой очередной Золотой мяч. Однако, в кулуарах высшие чины ФИФА наверняка будут обсуждать не мощь Барселоны, а сагу по имени "Сьон".
Напомним краткую предысторию конфликта. Швейцарская команда прошла в квалификации Лиги Европы Селтик, но при этом в его составе было пятеро игроков, которые были куплены клубом в обход трансферного запрета. В УЕФА приняли во внимание данный факт и исключили швейцарцев из еврокубка, место которого занял Селтик.
Впоследствии Сьон выиграл дело в гражданском суде против УЕФА, но позже спортивный арбитражный суд (САС) в Лозанне признал правоту футбольных чиновников.
Конфронтация между клубом с одной стороны и национальными и международными футбольными властями - с другой грозит перерасти в противостояние далеко за пределы сугубо трансферного спора, который разгорелся почти четыре года назад.
В ФИФА и УЕФА опасаются, что победа Сьона в судах создаст прецедент, и другие клубы также смогут использовать гражданские суды с целью разрешить в свою пользу самые разные вопросы, в том числе и финансовый фэйр-плэй.
В прошлую субботу в Токио по завершении собрания исполнительного комитета ФИФА президент ассоциации Зепп Блаттер заявил, что у швейцарской федерации футбола есть время до 13 января, чтобы усмирить Сьон и его решительно настроенного президента Кристиана Константина. В противном случае все клубы Швейцарии будут исключены из еврокубков, а это означает, что в 1/8 финала Лиги чемпионов Базель не сыграет против Баварии.
В УЕФА отказались спекулировать на эту тему, но, вполне вероятно, швейцарский клуб в ЛЧ заменит как раз МЮ, который уступил Базелю второе место в групповом раунде турнира.
Тем временем Сьон намерен идти до конца. Юристы клуба уже заявили о готовности в начале января подать апелляцию на решение САС в швейцарский федеральный суд (то бишь, гражданскую инстанцию).
Вдобавок, источники, близкие к федерации футбола Швейцарии, предположили, что местные чиновники могут и сами подать иск на ФИФА в САС по поводу угрозы дисквалификации. В таком случае процесс выявления того, кто прав, а кто - нет, может затянуться, и тогда Базель сыграет против Баварии еще до того, как слушание по делу начнется.
К счастью для чиновников федерации нейтральной страны, хотя бы товарищескому матчу национальной команды против Аргентины 29 февраля, в котором согласно договору должен сыграть Месси, ничего не угрожает (в високосный год - так особенно).
Константин же намерен идти до конца, ведь ему нечего терять, зато есть что терять УЕФА и ФИФА, и он об этом знает. Кроме того, функционер не верит, что ФИФА дисквалифицирует Швейцарию, и считает, что данные угрозы со стороны футбольного органа несправедливы, назвав их "административным терроризмом".
Стоит отметить, что президент Сьона завелся неслучайно. Корни нынешней конфронтации уходят в события весны 2008-го года, когда его детище пыталось подписать голкипера Эссама Аль-Хадари в то время, когда тот имел действующий контракт с клубом Аль-Ахли. В дело вмешалась ФИФА, дисквалифицировав игрока, но Сьон подал в суд, начав тем самым продолжительную правовую войну.
С тех пор швейцарский клуб прошел по крайней мере ДЕВЯТЬ (!) судебных процессов, и, как результат, тот самый трансферный запрет, который обошел Сьон и из-за нарушения которого он пострадал, вступил в силу именно в тот период, когда клуб подписал шесть футболистов, пятеро из которых сыграли против Селтика.
Если в ФИФА и УЕФА научились чему-то после дела Босмана, там наверняка понимают, насколько вердикты гражданских судов по еще одному футбольному делу могут подорвать их власть. С другой стороны, эти международные организации не могут уступить, а значит необходим некий компромисс.
Следующая встреча чиновников ФИФА и швейцарской федерации футбола пройдет как раз во время той самой гламурной церемонии вручения Золотого мяча за... четыре дня до вероятной дисквалификации Швейцарии. Учитывая еще и то, что государственная власть этой страны обеспокоена поведением спортивных органов, которые базируются на ее территории, для Блаттера, Платини и компании есть смысл как можно скорее оставить дела Сьона и Константина в прошлом.
Материал Кэйра Рэднеджа, Goal.com