9 декаября 1989-го года, за месяц до падения берлинской стены, все величие футбола собралось в римском Пелаццетто делло спорт, дабы воочию увидеть, как Софи Лорен и Лучано Паваротти проведут жеребьевку предстоящего ЧМ-90.
Политические изменения, которые пронеслись восточной Европой, уже потрясли мир, но на футболе сие пока что не отображалось. На мундиале-90 должны были сыграть привычные всем Западная Германия, СССР, Чехословакия и Югославия - как показали будущие события, в том виде это был их последний Кубок мира.
Только в 90-м году из них появилось четыре новых государства, а членами УЕФА с тех пор стали 19 новых стран (правда, четыре из них - из Азии). Любопытно, что восемь сборных, представляющих те самые новообразованные государства уже попали на Евро-2012, а после плей-офф отбора к ним могут присоединиться еще три.
Одной из них есть и Хорватия, чьи успехи за столь относительно короткий срок существования этого балканского государства стали даже привычными, а особенно памятны многим выступления клетчатых во второй половине 90-х. Просто спросите Петера Шмайхеля, который на Евро-96 беспомощно наблюдал, как Давор Шукер элегантно перебрасывал мяч над ним прямо в ворота Дании - на тот момент действующего чемпиона континента, которого хорваты уничтожили 3:0...
Или попросите поделиться воспоминаниями Лотара Маттеуса и Юргена Клинсманна, чья сборная Германии (тогда уже объединенная) также была разбита 0:3 балканской сенсацией...
Подобная игра и результаты не оставляли для других иного выбора, кроме как смотреть и удивляться, пусть многие из игроков той сборной Хорватии уже были известны в Европе, выступая за клубы Серии А, Примеры, английской Премьер-лиги и других чемпионатов.
Сейчас, по прошествии 13-ти лет, кажется, что никто не переживал подобную эйфорию по случаю завоевания бронзовых медалей на чемпионатах мира, как Хорватия тогда. Данное достижение было очень важным для страны, которая не так давно пережила войну за независимость. Когда в поединке за третье место были повержены Нидерланды, эксцентричный наставник клетчатых, Чиро Блажевич, возглавил праздничный парад вокруг Парк де Пренс, будучи облаченным в свою знаменитую униформу.
Стоит ли говорить, что чувствовали игроки, особенно те, которые в прошлом выступали под югославским флагом? Несколько ключевых исполнителей команды Блажевича - Шукер, Бобан, Просинечки, Ярни и Штимац - в 1987-м году в составе Югославии стали чемпионами мира среди команд до 20-ти лет.
Штимац и вовсе проводил свой первый большой турнир в сборной Хорватии, потому его эмоции перед французским мундиалем можно было понять:
"Для меня ничего не означало играть за Югославию. Это был просто спорт, ничего больше. Нынешние же чувства с теми не сравнить. От нас ожидали, что мы будем петь гимн Югославии, но мы не хотели. Теперь мы считаем себя хорватами, и мы можем сказать, что мы - хорваты. Мы не могли делать это прежде".
Давор Шукер был одним из главных игроков югов, которые на ЧМ-90 дошли до четвертьфинала. Ни до того, ни после форвард не любил об этом говорить.
"Я - футболист и пацифист. Футбол - это не политика, хотя я понимаю, что она влияет на него. Перед ЧМ-98 о Хорватии знали четыре процента остального мира. После - 45. Это невероятно".
Конечно, не только эта балканская сборная приятно удивила многих в 90-х среди тех команд, что представляли бывший восточный блок соцстран. Одними из лучших на мундиале-94 были Болгария и Румыния, правда и до падения железного занавеса эти государства, пусть и в другом виде, но все же существовали. Кроме того, финалистом Евро-96 стала сборная Чехии, что для той было первым турниром после мирного расставания со Словакией в 93-м году.
Хорватия же совершила настоящий прорыв среди всех восточных государств как раз на чемпионате мира. В 1992-м году согласно рейтингу ФИФА клетчатые были 125-ми в мире. После мундиаля-98 - третьими.
Спустя годы кормчего той сборной и едва ли не главного автора успеха, Мирослава Блажевича, можно было встретить на улицах Загреба, когда он разъезжал на своем скутере и останавливался у какого-нибудь кафе для того, чтобы выпить чашечку эспрессо, выкурить сигарету и прочитать лекцию о футболе, вселенной и вообще обо всем. Вспоминая о золотом поколении игроков-98 (пусть на деле оно и оказалось бронзовым), тренер не забывает упомянуть и человеческие качества собственных подопечных.
"В моей команде собрались джентельмены!", - Чиро помпезно начинает объявлять свой состав.
"Билич? Джентельмен. Штимац? Джентельмен. Ярни? Джентельмен. Просинечки? Суперджентельмен. Бобан? Король джентельменства. Шукер? Джентельмен-посол. Все знают о Хорватии из-за них".
Один из джентельменов - Славен Билич - сейчас идет по пути своего наставника, давно уже возглавляя нынешнюю сборную Хорватии. Эта команда, стоит признать, уступает в таланте и мощи той, что в 98-м году потрясла мир. И все же, и ей уже есть чему похвастать.
Билич, который подобно Блажевичу, также успел огорчить исторических грандов европейского футбола, стал одним из тренеров-открытий четыре года назад. С тех пор Славен пережил неприятные времена, когда его подопечные не попали на ЧМ-2010, а сам рулевой стал героем желтой прессы, которая смаковала подробности его личной жизни.
Черная полоса для Билича началась с матча четвертьфинала Евро-2008 против Турции, когда клетчатые потерпели драматичное поражение, но, возможно, сейчас, когда Хорватия уверенно выиграла в первом стыковом матче Евро (с любимым, кажется, счетом 3:0!), на Турции она и завершится?
Материал Эми Лоуренс, The Guardian
фото AP