- Борис Викторович, 2010-й год подготовки Вы назвали "жарким" из-за безумных темпов строительства объектов. Каким стал 2011-й - год сдачи двух арен и трех терминалов?
- Без преувеличения, 2011-й можно назвать важнейшим годом. Ведь в 2012-м году до турнира останется пять месяцев и одна неделя - если бы мы не сдали главные объекты, уже многие вещи нельзя было бы сделать технологически. В конце года могут с облегчением вздохнуть все люди, задействованные в подготовке к Евро. Начиная со строителей, которые в три смены работали на стройплощадках, и заканчивая Президентом Виктором Януковичем, который определил подготовку к чемпионату одним из трех национальных приоритетов страны еще в своей инаугурационной речи.
- В сентябре Украине сказал "Браво!" Президент УЕФА Мишель Платини, недавно руководитель европейского союза расхвалил наши арены. Как Вы оцените новые стадионы?
- Впечатления от НСК положительные. Хотя строился объект трудно - на зажатой площадке, в сжатые сроки и без проекта. Тем не менее, это наша гордость. В УЕФА понимают, что "Олимпийский" - главная арена Евро, финальная. Поэтому ранее Мишель Платини заявлял: не будет стадиона - не будет Евро. Теперь стадион есть - ждем финал. В ноябре был сыгран первый матч на НСК между сборными Украины и Германии. Результат первой игры - стадион фартовый. Во-вторых, мы увидели сильные и слабые стороны операционной подготовки арены.
Но чем больше мы сыграем матчей к чемпионату, тем лучше, слаженнее работать системы обеспечения этого сложного объекта. Тестовые испытания будут проводиться и в этом году, и следующей весной. Открытие стадиона я считаю победой Львова. Объект возводился действительно в рекордные сроки. Весной 2010-го, когда я впервые приехал инспектировать Львов, ситуация была настолько критической, что ставили под сомнение проведение европейского первенства в нашем государстве. Но мы справились. После открытия УЕФА поспешил назвать стадион одним из самых комфортных на Евро-2012. Западная Украина получила спортивный объект, которого регион никогда не имел. Подобных арен и в Европе очень мало. Даже стадион немецкой Боруссии уступает по классу Львовской арене.
- Есть ли план развития этих объектов после 2 июля 2012-го?
- Львовским стадионом, как и НСК "Олимпийским", и еще несколькими объектами государственной собственности, будет управлять специально созданный концерн "Спортивные арены Украины". По применению этих арен на сегодня уже подписаны контракты с футбольными клубами Карпаты и Динамо (Киев). Львовяне уже провели первый матч на новом стадионе. Киевляне начнут играть на НСК "Олимпийский" со следующей весны. Таким образом, вновь построенные арены уже начинают зарабатывать средства на свое содержание.
Согласно стратегии развития НСК "Олимпийский", арена должна выйти на самоокупаемость через два года. В 2012-м запланированы доходы составляют 110 млн грн при бюджете стадиона в 120-125 млн грн - с разницей в 10%. Подобные задачи ставим и перед "Ареной Львов". В целом же все четыре арены имеют хороший запас прочности - объекты будут отвечать европейским требованиям еще 30 лет. Если сравнить их с аренами 80-х, то это совсем другие стадионы. Некоторые испанские арены, которые готовили к чемпионату мира-82, до сих пор функционируют. Они не слишком удобны для зрителей, особенно "Камп Ноу", но здесь все еще играют важнейшие матчи евротурниров.
- Следующие еврообьекты, строительство которых завершается в декабре, - три аэровокзала. Успеваем сформировать управленческие команды в новых аэропортах?
- Сегодня в терминалах Донецка, Киева и Львова заканчиваются строительные работы. Без пяти минут готов МА "Харьков", где завершают работы на взлетно-посадочной полосе. Вскоре проведем "тихое" открытие трех аэровокзалов: постепенно запускать одну авиакомпанию, пять, десять - шаг за шагом заработают все аэропорты. Реальное открытие состоится 25 марта 2012-го, начиная с летнего европейского расписания. Тогда гости Украины смогут воспользоваться услугами в полной мере. Управленческие команды для аэропортов почти сформированы. Хорошую школу имеет МА "Борисполь", который сегодня делится опытом с молодыми командами Донецка и Львова. Мы также сотрудничаем с Федеральным Правительством Германии, который оказывает консультативную помощь в подготовке менеджмента. Подготовка Украины к Евро-2012 продемонстрировала, что мы способны решать задачи самой высокой сложности. Мы быстро учимся, и вскоре будем гордиться своими аэропортами.
- До старта Евро осталось меньше полугода. Какие приоритеты подготовки определены на 2012-й?
- Акценты подготовки к Евро следующем году - транспорт и дорожные проекты. В первом полугодии 2012-го важной задачей определено запуск скоростного сообщения между городами-хозяевами. Сочетание четырех принимающих городов поездами Hyundai - масштабный проект. На первый взгляд, связать четыре города нетрудно. Но учитывая, что наша страна никогда не переживала из-за вопросов ускоренного движения - это гигантский скачок для транспортной системы. Здесь надо менять не только всю технологию передвижения, но и психологию и философию железнодорожного персонала и пассажиров.
Сегодня железная дорога выполнила самую масштабную модернизацию инфраструктуры за все 20 лет независимости Украины. Теперь наш пассажир должен сесть в комфортный поезд, иметь возможность перекусить, воспользоваться Wi-Fi и добраться до конечного пункта в комфортных условиях. Времена, когда проводница с похмелья пытается попасть в купе со стаканом чая, надо забыть навсегда. Можно оставить один экскурсионный поезд для иностранных туристов. После Евро-2012 Украина ежегодно будет закупать по 20-25 скоростных поездов Hyundai на протяжении 6 лет. И выпускаться они будут в Украине. Корейская корпорация сейчас ищет предприятие, где будет организовано производство поездов.
Самое важное - 20 декабря правительственной делегации в м.Чангвон был представлен первый скоростной Hyundai. Вначале февраля в Украину прибудут два поезда после испытания они будут первыми запущены на Харьковское направление.
Второе - это дорожные проекты, которые необходимо завершить полностью до 30 апреля 2012-го. Наша команда приложила гигантских усилий для строительства дорог. От западных границ до Киева после реконструкции уже можно ехать по дороге высокого качества. Недавно сдали участок протяженностью более 80 км - на автотрассе от Киева до российской границы. Открытая трасса Киев - Житомир. Убежден, что Украина за 10 лет будет иметь дороги европейского образца.
Кроме этого, осталось 500 маленьких задач к Евро, которые также необходимо решить. Важно также, как будут работать обменники. Ведь гривна не продается в западных банках, а как продается - то по предварительному заказу. Если большинство фанов забудет купить гривны в своих банках, представляете, что произойдет с нашими обменниками? Такие вопросы мы обсуждаем в ежедневном режиме.
- Украинская сборная уже успела опробовать новые евроарены. Чего Вы ожидаете от футбола на Евро-2012?
- Безусловно, фаворитами турнира являются испанцы, чемпионы мира и Европы. В 2012-м могут проявить себя сборные Германии и Франции - сильные команды, которые давно громко о себе не заявляли. Не следует недооценивать также Англию, которая всегда была сильной.
Одновременно, футбол - удивительная игра, которая часто демонстрирует неожиданный финал. Нам, в частности, надо больше думать о подготовке нашей сборной. На обеих только что открытых аренах, НСК "Олимпийский" и "Арена Львов", первые матчи были удачными. И первый гол в ворота символически забили украинцы. Так что я призываю всех болеть за сборную Украины и желаю ей успеха.