Порой кажется, что очень много времени прошло с того момента, когда 18-летний Уэйн Руни сменил синюю мерсисайдскую форму на красную манкунианскую. Восемь лет спустя он - наиболее важный игрок Красных Дьяволов, даже важнее чем был Криштиану Роналду. Темпераментный, динамичный, талисманный - эти эпитеты часто употребляются для описания форварда английской сборной, и поделом. В эпоху универсальных нападающих, способных играть по всему фронту атаки и забивать множество голов, выделяются имена двух из них - Лионеля Месси и Криштиану Роналду. Если бы попросили назвать третьего игрока, который наиболее близок к тем двум в плане талантливости, эффективности и важности для своей команды, им наверняка стал бы Уэйн Руни, вокруг которого и строится игра Манчестер Юнайтед.
Для нападающего мирового класса показатель в более чем 140 голов и 70 передач за шесть сезонов является очень хорошим, если не сказать больше. Однако тот факт, что Руни достиг его, играя на позиции левого форварда оборонительного плана, делает его феноменом. Сказать, что он привнес свежий взгляд на то, как могут использоваться форварды, будет отнюдь не ошибочным. Руни нельзя определить как центрфорварда, не скажешь, что он играет на позиции "ложной девятки", также как и "ложной десятки". Вообще чтобы сравнить его с другим игроком, следует вернуться в 80-е годы прошлого столетия. Рууд Гуллит благодаря своей разносторонности играл под началом Арриго Сакки в Милане на позициях центрфорварда, оттянутого нападающего, атакующего полузащитника, а временами и центрхава. Для сравнения, Уэйн Руни играл на позициях центрфорварда, оттянутого нападающего, атакующего и центрального полузащитника, левого инсайда и, наконец, форварда-плеймейкера, который регулярно садится глубоко в полузащиту.
На заре своей карьеры в Манчестер Юнайтед и до того момента, как команду покинул Криштиану Роналду, можно было наблюдать как Руни часто менял свою излюбленную позицию оттянутого форварда на роль левого инсайда, что позволяло как нельзя лучше проявить свой бомбардирский талант португальцу. И схемы, на которых изображены позиции на поле, где Роналду и Руни встречались с мячом, взятые из матчей Лиги чемпионов против Ромы в 2007-08 году и Арсенала в 2008-09, как нельзя лучше показывают это.
С Ромой Руни играл на позиции оттянутого форварда, тогда как Роналду действовал на позиции левого инсайда (но с полной свободой перемещений, которая предоставлялась португальцу).
Касания Уэйна Руни (схема слева) и Криштиану Роналду (схема справа) с мячом в поединке с Ромой (желтый цвет - одно касание, оранжевый - больше одного)
В матче же с Арсеналом они поменялись позициями - Руни играл ближе к левому краю атаки, а на острие действовал Роналду.
Касания Уэйна Руни (схема слева) и Криштиану Роналду (схема справа) с мячом в поединке с Арсеналом (желтый цвет - одно касание, оранжевый - больше одного)
В то же время значительно изменилась его игра в пас. Играя на левом краю атаки, Уэйн чаще всего поджидал когда к нему приблизится партнер по команде и тогда уже отдавал передачу в центр. Он придерживал мяч, часто отдавал пасы поперек поля, большинство из которых были точными, но далеко не всегда обостряющими. После перехода Роналду в Реал, Руни вернулся к своей роли оттянутого нападающего, и теперь уже больше играл через центр, пытаясь найти проникающим вертикальным пасом центрфорварда, которым сперва чаще всего был Димитар Бербатов. Болгарин в такие моменты менялся с Руни, садясь глубже, дабы позволить Уэйну ворваться в штрафную для нанесения удара.
Направления пасов Руни на позиции нападающего (выше) и левого инсайда (ниже) смотрите на рисунке справа (синяя стрелка - точные передачи, красная - неточные)
Тогда же было заметно, что Руни стал более нацеленным на ворота, осуществляя удары не всегда из удобных позиций. Это, в свою очередь, ухудшило его соотношение использования передач партнеров. В то же время страдало и его умение отдать точный и своевременный пас, который он теперь частенько заменял ударом. Одной из причин таких ситуаций было отсутствие голеадора в составе МЮ - Димитар Бербатов играл в зависимости от настроения, что делало Руни главной ударной силой манкунианцев.
Впервые предположения о преобразовании в форварда-плеймейкера появились в сезоне 2010-11 годов, когда после скандала с требованием уйти, а также травмы, он вернулся в состав в качестве партнера по атаке проводящего свой лучший сезон Димитара Бербатова. Если в предыдущем году Уэйн частенько действовал впереди болгарина, то теперь Руни играл ближе к середине поля. С каждым последующим матчем было заметно, что он все более уверенно чувствует себя в роли, позволяющей раскрыть его способности вести игру.
Он больше ассистировал и в то же время находил больше возможностей найти лучший момент для удара по воротам. Склонность к крайне энергичному поиску мяча, чтобы тут же нанести удар, сменилась более спокойным и невозмутимым стилем игры а-ля «Пол Скоулз». Руни по-прежнему заколачивал голы, но начал влиять на сам рисунок игры значительно больше. С его умением вести комбинационную игру, Уэйн часто становился именно тем недостающим элементом, который и нужен команде. Руни получал мяч в середине поля, начинал атаку, снабжая пасом, к примеру, одного из вингеров и сам же завершал моменты.
Направление пасов Руни на позиции ближе к воротам (вверху) и дальше от ворот (снизу), нежели Димитара Бербатова, смотрите на рисунке слева (синяя стрелка - точные передачи, красная - неточные)
С начала прошлого сезона выпускник клубной академии МЮ Дэнни Уэлбек составил с Руни пару форвардов манкунианцев. Умение молодого нападающего качественно перемещаться без мяча, а также способность сыграть в одно касание позволила Уэйну садиться глубже в полузащиту, дабы восполнить недостаточно креативную игру его партнеров по команде. Он даже действовал на позиции центрального полузащитника в матче с Сандерлендом, создав связку с Дарреном Флетчером. И отыграл на очень хорошем уровне. В ниже выложенных картах активности можно увидеть, что, играя форварда, Руни осуществляет большое количество касаний с мячом и на флангах полузащиты, так же как и в центре - это наглядная иллюстрация его умения сыграть роль "свободного художника". Когда же Уэйн действовал на позиции центрхава, он, как видим, очень много подключался к атакам, доставляя туда в мяч в попытке создать моменты как своим партнерам по команде, так и себе.
Касания Руни с мячом в поединках с Челси (слева) и Сандерлендом (справа)
По ходу сезона можно было увидеть, что Руни все чаще возвращается в центр полузащиты, где помогает установить контроль над мячом Майклу Каррику в отсутствие Даррена Флетчера (наверное, лучшего полузащитника МЮ двух предыдущих сезонов). И если поклонники Красных Дьяволов не простили ему ту выходку з выбиванием более выгодного контракта, Руни своей игрой все равно показал, что заслуживает каждого выплачиваемого ему пенни –Уэйн всегда выходил на передовые роли, когда команде нужно было вдохновение, всегда отдавался игре на полную, никогда не боялся оказываться в гуще событий. Что позволило ему создавать множество моментов для команды и регулярно отмечаться в воротах соперника. Он вновь стал сердцем и душой Манчестер Юнайтед и вырос из подающего огромные надежды вундеркинда в наиболее умелого игрока своего поколения в стране.
То, что собственно повлекло за собой такую трансформацию Руни, было из ряда вещей, которые тяжело спрогнозировать. Ранний Уэйн – темпераментный, жестокий, отчаявшийся, нерешительный же Руни ушел. И он был заменен мечтой любого тренера – вдохновенного, полного решимости примера для подражания, который излучает спокойствие, невозмутимость и ставит цели команды выше собственных. Он не получил ни единого предупреждения более чем в 30-ти матчах – это говорит о многом, учитывая, что прежний рекорд Уйэна в этом компоненте составлял всего девять поединков! Это позволило Руни в полной мере проявить себя в роли дирижёра игры, который равно успешно раздает пасы из глубины и устраивает мелкие и быстрые перепасовки с Эшли Янгом и Дэнни Уэлбеком.
Пасы Майкла Каррика (слева) и Уэйна Руни (справа) в матче с Фулхэмом (синяя стрелка - точные передачи, красная - неточные)
В Майкле Каррике Руни нашел такую себе точку опоры – полузащитник МЮ умело помогает команде придержать мяч и снизить темп игры, когда партнерам нужно передохнуть. Он также способен отдавать точные длинные пасы, но их частота уменьшилась, поскольку коньком МЮ было доминирование в центре поля с резким переходом в атаку. И показателем важности Руни есть то, что до возвращения истинного плеймейкера, которым является Пол Скоулз, полузащите МЮ зачастую удавалось сыграть именно так благодаря воздействию со стороны Уэйна.
Следующий видеоклип, в котором показан фрагмент матча с Блэкбёрном, как нельзя лучше показывает сущность позиции форварда-плеймейкера. Присмотритесь к действиям Руни, который во время владения мячом его командой отходит глубоко назад (даже на свою половину поля), постоянно находится в зоне паса для партнеров по команде и все время находит неприкрытого игрока, которому отдает передачу. Такая игра и стала фирменной для Уэйна в этом сезоне.
В то время, как его атакующая статистика в минувшем сезоне была впечатляющей – 27 голов и восемь передач, – невозможно было не заметить еще один аспект его игры. Количество попаданий Уэйна в офсайд за весь сезон можно сосчитать на пальцах одной руки. «Десятка» МЮ сделал всего лишь 46 ключевых пасов, что является довольно низким показателем для Руни. В то же время, это говорит о том, что он начал играть значительно глубже. И что еще более примечательно - статистика пасов и оборонительных действий позволяет сравнить его действия с ролью атакующего полузащитника. Руни делал в среднем по 51-й передаче за матч, 5,5 из которых - на длинное расстояние, и с довольно высоким показателем точности – 81% его пасов находили своего адресата. Также Уэйн сделал 18 подкатов, 15 перехватов, 19 раз подчищал в защите огрехи партнеров по команде и пять раз блокировал удары – это больше чем любой другой нападающий в лиге.
Всецелое участие Уэйна Руни в игре в этом сезоне значительно возросло – подавляющая часть его передач приходится на зону вне штрафной площади соперника и в значительной мере соответствуют позиции игрока полузащиты. К примеру, в домашней встрече с Куинз Парк Рейнджерс он всего пять раз прикоснулся к мячу в штрафной соперника, и один из них когда исполнял пенальти. Из вышесказанного можно сделать вывод, что позицией Руни есть так называемая «фальшивая девятка», однако это будет не совсем правильно. Да, его функции в значительной мере пересекаются с этой ролью, пускай он и не обладает достаточным техническим арсеналом, но Уэйн действует несколько глубже и задает темп игры.
Касания мяча Уэйном Руни в матче с КПР (желтый цвет - одно касание, оранжевый и красный - больше одного)
Будущее для Руни видится светлым. Похоже, он наконец избавился от скандалов, которые сковывали его, не позволяя оправдать выданные авансы, и понемногу становится одним из наиболее разносторонних игроков современности. Многогранность его игры позволила сэру Алексу Фергюсону равно успешно использовать его как с мобильным и динамичным Дэнни Уэлбеком (эту же пару мы имеем шанс увидеть во время Евро), так и с классическим забивалой в лице Хавьера Эрнандеса (а эту роль в сборной, очевидно, суждено выполнять Энди Кэрроллу).
Джордж Бест уверял, что он рожден для того, чтобы своей игрой развлекать публику, Эрик Кантона – что является первоклассным актером (в хорошем смысле этого слова) на футбольном поле. Руни же подобным похвастаться не может. Он ближе к английскому рабочему, нежели французскому артисту, который не гнушается грязной работы, но при этом уверен в своих силах и полагается лишь на себя. Вполне резонно можно предположить, что в какой-то момент, когда Уэйн минует пик своей формы и скорости в его действиях поубавится, он начнет действовать на позиции опорного полузащитника, создавая проблемы сопернику за счет своей культуры паса и проницательного передвижения, где главной его задачей будет удержание мяча, а не рейды в штрафную.
Сейчас Руни действительно создает впечатление игрока мечты любого тренера. Он не одарен элементами магии, как Лионель Месси, и взрывными действиями а-ля Криштиану Роналду, но Уэйн привносит в свою игру то, что другим не под силу. И футбол действительно движется к появлению форвардов такого же типа, которые в своей игре сочетают и функции атакующего полузащитника, и в то же время способные качественно отрабатывать на защиту, – пример Марко Ройса подтверждает данную тенденцию. Остается подождать, дабы переубедиться в том, приживется ли роль Руни в футболе надолго. Пока же с уверенностью можно сказать, что играть и противостоять такому футболисту - уже честь для любого соперника.
Материал блога The False 9
Схемы и рисунки из оригинального материала