Похожие слова вместе с реверансами за пережитые взлеты и падения были произнесены и в сегодняшнем заявлении Тоттенхэма относительно ухода с поста наставника клуба Харри Реднаппа. Частенько они не отображают истинных мотивов. Касается ли это и данного случая?
Союз Реднаппа и Тоттенхэма виделся едва ли не идеальным. Харри пришел в клуб в довольно трудный момент и не просто вытянул команду со дна турнирной таблицы – он построил ее, чего не удавалось многим его предшественникам. Именно при нем Шпоры впервые за длительное время пробились в наиболее престижный клубный турнир, попутно развалив топ-4 АПЛ. Кроме значительного улучшения чисто игрового компонента, это принесло клубу хорошие барыши, а умение Реднаппа подписывать игроков задешево делало его идеальным тренером для Тоттенхэма.
Это при нем команду пополнили такие исполнители, как Скотт Паркер, Брэд Фридель, Рафаэль ван дер Ваарт, Кайл Уокер, да и еще за гроши, учитывая их важность для команды. Без особых усилий ему удалось увеличить состав и за счет приобретения за скромные отступные Стивена Пиенаара и Нико Кранчара – в соотношении "цена/качество" казалось сложным найти им равных. В то же время, Реднапп умел расставаться за хорошие деньги с игроками, которых он больше не видел в своей команде.
Чем не идеальный селекционер? Однако и у него были свои проколы, хотя на них частенько закрывают глаза. К таковым можно отнести приобретение Питера Крауча, Себастьяна Бассонга, Сандро, Уилсона Паласиоса и иже с ними. Вызывают вопросы и уже упомянутые трансферы Нико Кранчара и Стивена Пиенаара. Толку от них, если Реднапп временами не предоставлял им игрового времени? И ведь не скажешь, что во время своих довольно редких появлений на поле они портили кашу – тот же хорват вообще временами становился спасителем команды, забив пару мячей. Пиенаар же фактически отсидел год на лавке запасных, после чего попросился в прежний клуб. Такая ситуация чревата не только желанием уйти со стороны исполнителей, которые понимают, что на них не рассчитывают, но и истощением сил у основных футболистов, вынужденным играть максимальное количество матчей без сменщика.
Именно такой была одна из версий провала Тоттенхэма во второй части чемпионата. Хотя по ходу оного в некоторый момент Шпоры выделись если не полноценным конкурентом в борьбе за чемпионство для манчестерских клубов, то, как минимум, коллективом, способным без проблем занять весьма почетную третью ступеньку турнирной таблицы с видом на более высокое место. Сему способствовал и яркий стиль игры команды, который временами казался исключительно выигрышным.
Однако после зимы Тоттенхэм начал не только отпускать манчестерские коллективы все дальше, но и позволил обойти себя конкурентам. Игра команды утратила прежнюю легкость, все чаще стали не выдерживать нагрузок основные исполнители, а вдруг обозначившаяся скудность состава привела к незапланированным потерям очков. Реднапп принял довольно неоднозначные трансферные решения, отпустив того же Пиенаара, Ведрана Чорлуку, не усилив центр защиты в момент, когда травмированных игроков данной позиции было больше, нежели здоровых, и, наконец, так и не найдя забивного форварда на смену. В команде воцарилась неопределенность.
Она стала еще одним катализатором разрыва для обеих сторон. Реднапп хотел гарантий относительно не только сохранения в команде ключевых исполнителей в лице Луки Модрича и Гарета Бэйла, слухи об уходе которых массировались все активнее, но и качественного усиления команды. К примеру, он потребовал купить Эдена Азара, предпочитавший клуб, что мог бы гарантировать ему участие в Лиге чемпионов. Можно предположить, что таким же был бы выбор и других кандидатов на усиление подобного калибра. И об отсутствии требуемой им финансовой поддержки в трансферной деятельности, если верить британской прессе, Реднапп был уведомлен.
В то же время, кто же менеджеру, как говорится, доктор, что он не сумел удержать команду в той самой зоне Лиги чемпионов, выдав серию крайне неудачных матчей? А началась она незадолго после увольнения с поста главного тренера сборной Англии Фабио Капелло. Простое совпадение? И только ленивый не высказал свою уверенность в том, что на место итальянца придет именно Харри.
Он открещивался от этих слухов, но при этом не говорил ничего конкретного, выдавая нечто вроде "время покажет, я сейчас сосредоточен на работе в Тоттенхэме". Думается, Реднапп и сам был уверен в том, что выбор ФА падет именно на его кандидатуру, так как других альтернатив практически и не виделось, а в его поддержку один за одним высказались едва ли не все потенциальные игроки Трех Львов. Тем не менее, он отмалчивался на вопросы о будущем перед прессой, но наверняка изъявил желание боссу Тоттенхэма Дэниэлу Леви и вряд ли отказался бы от места рулевого в главной команде страны – это стало бы вехой в его карьере.
Таким образом, неопределенность возникла и в штабе Шпор. Можно предположить, что у Леви уже тогда появились варианты на замещение вакантного места наставника, хотя продолжение сотрудничества с Харри не исключалось. Однако наличие уже упомянутых разногласий и присутствие неудовлетворительности результата именно в этот момент на выходе стало определяющим фактором. К тому же Реднаппу не было забыто то самое заигрывание с ФА, а пословица "Насильно мил не будешь" стала актуальной как никогда. Опять-таки, для обеих сторон. И после переговоров (поговаривают, не всегда спокойных) в течение нескольких последних дней стало очевидным, что взгляды на дальнейшее сотрудничество значительно расходятся.
Как видим, решение о расставании действительно напоминает вполне себе полюбовное, с наличием веских аргументов для такого шага у обеих сторон. При этом оно муссировалось довольно давно и таким уж неожиданным не стало. И даже вопрос о том, способны ли были дать большего Реднапп Тоттенхэму, и наоборот, не кажется ключевым – слишком уж органично разошлись их пути.