Конечно, речь идет об увольнении менеджера Красных Роя Ходжсона. Теперь, спустя почти сутки после свершения данного события, его можно оценить чуть более трезво, чем по горячим следам.
Еще полгода назад в нем видели фигуру (пусть и видели не все), которой суждено разобрать завалы, оставленные Рафой Бенитесом. Но месяц следовал один за другим, а Ходжсона придавливало все сильнее.
За минувшие полгода автору сих строк довелось прочитать массу споров среди болельщиков Красных о том, тот ли тренер Ходжсон, который нужен Ливерпулю. Большинство фанатов мерсисайдцев считало Ходжсона чужаком, и потому
опытнейший рулевой изначально был обречен на провал. Поверьте, это не рассуждения задним числом, ведь еще летом - тогда, когда Мелвуд впервые навестил экс-наставник Фулхэма, подумалось, что Рой серьезно рискует. И не столько потому, что в плачевной ситуации пребывала команда, которая, напомню, даже не должна была играть в Лиге Европы - спасибо почти банкроту Портсмуту.
На самом деле еще тогда было ясно, что новый менеджер приходит в клуб, который вышел в свободное плаванье. Сей дрейф мог выбросить Ливерпуль на какой-нибудь экзотический и богатый остров, окажись Красные в руках владельцев из Ближнего Востока, а мог и вовсе пристать в жалкую гавань рефинансировавших долг американских владельцев.
В клубе попросту не думали о будущем команды - увольнением Бенитеса пожарное правление стремилось просто остановить падение и спасти клуб, а там будь что будет. Хорошенькие перспективы намечались, не правда ли?
Все эти предположения подтвердились, когда мерсисайдцы из рук одних янки перешли в руки других, а призыв Анфилд Роуд "Thanks, but no yanks" как-то сразу забылся. Оказалось, что у Ходжсона в контракте был пункт, согласно которому его могли уволить без какой-либо компенсации. По сути новый
менеджер с головой бросался в омут неопределенности - только бы после всех лишений наконец-то снова получить шанс. Только бы стать у руля большого клуба с большими амбициями, пусть и изрядно пошатнувшегося под собственным величественным весом...
Ходжсон просчитался, если мнил себя революционером. Точнее, контрреволюционером, если учесть, что эпоха предыдущего вождя как раз и была революцией, прозванной остроумным неологизмом "рафалюция".
Номенклатура в лице правления готовилась к гражданской войне и не поддержала нового вождя настолько, чтобы довериться его курсу - она переживала лишь за свою сохранность, и осуждать за это совет директоров вряд ли стоит. Ведь о какой команде может идти речь, если под угрозой нормальное функционирование клуба? Кто еще придет в клуб, как не старик, мечтающий о гранде?
Да и какой это вождь, если он теряет поддержку народных масс? Точнее, он ее даже не приобрел, прежде чем окончательно потерять.
По сути
Рой Ходжсон - это лишь прикрытие всех накопившихся проблем клуба. Это удачная мишень, пальнуть в которую куда проще, чем понять, откуда растут ноги у этой беды. Внутри ведь дома все хорошо, и только недотепа-дворецкий не может организовать порядок там, где его нет вот уже как двадцать лет.
А
проблемы в доме начались еще в конце 80-х. Ливерпулю повезло и не повезло одновременно, когда на смену легендарной преемственности Бут Рум удачно пришел ее великий подопечный Кенни Далглиш. В руководстве Красных решили, что они ухватили Бога за бороду, нашли готовый рецепт в таком тонком деле, как поиск нового менеджера. Потому на смену преемственности в тренерском штабе пришла преемственность игроков-легенд команды, на смену преемственности Шенкли - Пейсли - Фэган пришла преемственность Далглиш - Сунесс.
То, что готовых рецептов нет, в Ливерпуле убедились слишком поздно.
Но
после одной крайности Красные впали в другую, ринувшись экспериментировать напропалую и следовать футбольной моде. Первое проявилось в решении назначить романтика Роя Эванса, второе - в приглашении Жерара Улье, вдохновившись революцией в Арсенале. В отличие от Хайбери, французская революция на Анфилд Роуд в конечном счете вышла провальной, а местного Робеспьера ожидала та же участь, что и оригинального персонажа.
И все равно
в Ливерпуле посчитали, что революций будет мало, а потому вслед за французской на берега Мерси добралась испанская. С романтическим флером прозванная "рафалюцией". Откуда в таком пекле взяться холодному рассудку? Как на такой скорости остановить раскрутившийся маховик?
И если бы Красные наломали дров только в отношении тренеров! После победоносных 70-х и 80-х
Джон Смит, а следом и Дэвид Мурс не уловили меняющийся мир. А именно то, что коммерциализация пришла не только в музыку в виде MTV, но и столь знакомый им футбол. Что акции футбольного клуба тоже можно вывести на биржу и привлечь необходимые ресурсы. Что мировые футбольные туры, могут быть не менее, а то и более прибыльными, чем у U2 и The Rolling Stones.
К слову, все в том же Арсенале удачно свершилась не только французская революция (она ведь единственна в своем роде, не так ли?), но и продвижение собственного бренда. А еще в конце 90-х именно в Лондоне, а не Ливерпуле поняли, что пока есть дешевые займы, можно строить стадион. Как итог, сейчас у Канониров второй самый дорогой бренд в мире (по версии Форбс) и новенький вместительный стадион. Это есть у Ливерпуля?
Более того,
за минувшие 20 лет в клубе методически уничтожалась легендарная в прошлом селекция.
Уже 10 лет академия мерсисайдцев не дает команде качественных воспитанников. Назовите хоть кого-то, кто пришел в основу Ливерпуля после Джеррарда, Каррагера и Оуэна, располагая таким же высоким уровнем?
Наверное, все это за всего лишь полгода мог исправить Рой Ходжсон. Он также мог купить игроков получше, нежели те, чьи способности стали притчей в языцех. И оставьте вы в покое Кончески и Поульсена!
Этот материал написан не для того, чтобы убедить в том, что увольнение Ходжсона было ошибкой. Начнем с того, что его автор вообще не болеет за Ливерпуль и в его успехах совсем не заинтересован. Но с моей стороны
непонятно, как человек, оказавшийся в таких узких временных, денежных рамках, окруженный всеобщим презрением и нетерпением может быть обвинен во всех бедах?
Революция съедает своих детей. Пожалуй, это же утверждение верно и в отношении контрреволюции. Вождя из Ходжсона не получилось - теперь его видят в вернувшемся Кенни Далглише. По иронии судьбы Ливерпуль начал падать как раз тогда, когда за ним в последний раз закрылась дверь. Он эту кашу не заваривал, но ему теперь ее расхлебывать... Так может пора отойти от радикализма и насильственного уничтожения основ? Эволюция - это терпение, а терпение - это мудрость.
Использованы фото BBC.co.uk