Моратти и Галлиани вместе, фото sport.it
Роясь в зарубежных футбольных блогах, удалось наткнуться на одну интереснейшую тему, о которой почему-то мало говорят. Наверное, еще не все обсудили причины скудетто Милана, провала Интера, вечные болезни Ювентуса и другие факты уходящего сезона в кальчо. Авторитетный же итальянский журналист Пол Виска решил устранить данный пробел...
...В 1906-м году итальянский экономист Вильфредо Парето установил, что 80% его родины фактически принадлежат 20% ее населения. Спустя год российский ученый Борис Розинг подал патент на изобретение лучевой трубки после показа простых геометрических форм на экране.
Этим двум совершенно разным событиям в науке, случившимся в течение одного года, суждено было сойтись воедино во время празднования годовщины Лиги Серии А (Lega Serie A). Идею Парето развил Джозеф Джуран, оформив в единый принцип перераспределения доходов, а патент Розинга послужил ступенькой к созданию телевизора.
Так при чем же тут футбол вообще и итальянский, в частности? Просто весной 2011 года объектом спора как раз и стали доходы и телевидение. А точнее, деньги, заработанные с продажи прав на телетрансляции.
Для начала вспомним предысторию. В июле 2010 года клубы Серии А создали свою лигу на пример той же английской Премьер-лиги. Принцип тот же - 20 клубов зарабатывают деньги от ТВ и распределяют их между собой, не делясь с другими из низших лиг. Тем самым был положен конец многолетнему меценатству низших дивизионов кальчо со стороны элиты.
Спустя год пирог испечен, и на нем уже пылает единственная свеча в честь первой годовщины. Только вот на верхушке сего мучного чуда накапливается воск, а задуть свечу попросту некому. Установившаяся, казалось бы, гармония нарушена свалившимся богатством. Если быть точным, суммой в 810 млн евро. Все хотят получить свой кусок пирога, да никто не может решить, кому именно нужно его разрезать.
Ингредиенты для него были написаны экс-министром спорта Италии Джованной Меландри, которая предложила разделить права на телетрансляции по принципу 40:30:30. Сей принцип был создан с благородной целью - уменьшить власть грандов и помочь менее благополучным. Тем самым 40% доходов от ТВ должны были перераспределяться в равном количестве между 20-ю клубами, 30% - на основе показанных результатов и 30% - на основе количества болельщиков.
Однако в Италии, где всегда хватало футбольных скандалов, а грязь Кальчополи до сих прибывает к ногам его участников (в июле криминальный суд вынесет еще один вердикт по делу одиозного экс-спортдира Ювентуса Лучано Моджи. На Апеннинах же спортивные суды - не последняя инстанция), ничто не может пройти так гладко.
Новозданную Лигу Серии А возглавил Маурицио Беретта. Вице-президентом стала Розелла Сенси, которая в то же время президенствует в Роме. Двум главным функционерам в новосозданной структуре нашли помощников, при этом в русле нового времени прозрачности в итальянском футболе с аналогичных должностей ушли Массимо Моратти и Адриано Галлиани, рулившие прежней Серией А. Помогать Беретте и Сенси были призваны президенты Лацио и Палермо соответственно - Клаудио Лотито и Маурицио Дзампарини. Ну и что, что оба любят почудить в своих клубах, особенно последний - 28 уволенных тренеров за 24 года работы президентом - тому подтверждение.
Но камнем преткновения стало распределение 30% доходов на основе количества болельщиков у каждой команды. Проблема в формулировке - кто такие фанаты (тифози)? А кто такие болельщики (поклонники)? Есть ли разница?
Из этих 30% 5% распределяются согласно населению, проживающему в административной единице, где находится тот или иной клуб, а 25% - главный неразделенный кусок пирога - согласно количеству болельщиков каждого из клубов. Эта сумма составляет ни много ни мало 200 млн евро.
Для клубов Большой пятерки (Милан, Интер, Ювентус, Рома и Наполи) болельщики - это те, кто болеют только за одну команду. Для остальных 15-ти клубов "поменьше" - это те, кто симпатизируют одной или двум командам, кто ходит на стадион, покупает символику и читает прессу. Узкое значение для клубов топ-5, широкое - для "нетоп-15".
15 апреля ассамблея Лиги Серии А решила провести маркетинговое исследование с целью узнать с помощью трех компаний количество тех самых болельщиков. Большинство количеством 15-ти голосов (того самого "нетоп-15") выбрали компании Doxa, Sport+Markt и Full Six (одна из них якобы берет за свои услуги 600 тыс. евро) и процесс вроде как начался.
Можно открывать шаспанское и накрывать на стол? Как бы не так! Спустя неделю Топ-5 заблокировала данное решение. Как того требует регламент, для ратификации решения об использовании услуг данных компаний был созван консультативный комитет, который провел еще одно голосование. На этот раз присутствовали все представители Большой пятерки и пять представителей остальных 15-ти клубов Серии А.
Нетрудно догадаться, что итог голосования - пять на пять. Решающий голос таким образом должен был оставаться за президентом, который не присутствовал (а как иначе, если не так давно Беретта получил работу в банке Unicredit и теперь ожидает замены на посту президента? Да-да, это тот самый банк, который продал большую часть акций Ромы Томасу ДиБенедетто. Вы еще вспомните, что Розелла Сенси - вице-президент Лиги Серии А и президент Ромы одновременно?).
Тут же вспылил испдир Катаньи Пьетро Ло Монако (который когда-то также негодовал в отношении Моуриньо):
"То, что случилось - это нечто серьезное. Заданием совета Лиги было ограничить себя в ратификации решения и предоставить мандат на то, чтобы три компании начали исследование. Вместо этого он пошел против ассамблеи, который является независимым ограном".
А вот его коллега из Интера, Эрнесто Паолилло был иного мнения:
"Так работает демократия. Ассамблея имеет право изучать применимость решения и потому голосование завершилось пять на пять".
Паолилло, конечно же, поддержали вице-президент Милана Адриано Галлиани, президент Ювентуса Андреа Аньелли, владелец Наполи Аурелио де Лаурентис и Розелла Сенси (Вы помните, кто она). Ло Монако же опирался на поддержку президента Сампдории Риккардо Гарроне, патрона Удинезе Джампаоло Поццо, владельца Пармы Томмазо Гирарди и Маурицио Дзампарини (о нем Вы тоже помните).
4 мая произошел еще один поворот, когда спортивный суд отменил решение Большой пятерки, а маркетинговые компании уже взяли свои ручки и анкеты и ринулись опрашивать честной народ об их клубных симпатиях.
"Непонятно, как эти пять клубов могут и дальше твердить, что получают экономический ущерб, когда результаты исследования еще даже не были проведены!", - тем временем недоумевал Клаудио Лотито.
Ему ответил Адриано Галлиани:
"Это только первый шаг в процессе, который затянется надолго".
Но какова ставка? Если интерпретировать слово "болельщики" (скорее, в данном случае понятнее говорить "поклонники") так, как это понимают "небольшие" 15 клубов, первые сведения опросов дают понять, что больше всего пострадает Ювентус, потеряв порядка 50 млн. евро. Милан - 8 млн. евро.
Словно поспешив успокоить грандов, заявление сделал Гирарди из Пармы:
"Топ-5 борется за еврокубки, а остальные участвуют в чемпионате отчаянных", - он явно имел в виду то, кому в такой ситуации тяжелее зарабатываются деньги.
Но вместо поиска компромисса, в Интере и Ювентусе уже изучают вариант, при котором будет учитываться количество болельщиков этих клубов зарубежом.
Как результат, не сумев прийти к единому решению, 11 мая ассамблея снова проголосовала как прежде: пять против пяти. И снова решающий голос должен был дать президент - человек, готовый покинуть свой пост при первой же возможности.
Судя по всему, первые результаты исследования оказались действительно такими, как мы поняли, иначе Андре Аньелли не высказался бы следующим образом:
"Это несправедливо, что клубы, у которых 75% болельщиков в стране, должны страдать по воле других команд. Это как будто топ-5 клубов занимали три этажа здания, а остальные жили на четвертом и принимали бы решения за всех, какую работу в доме стоит делать, а мы за это платили бы свои деньги. Покинуть Серию А? Мы не исключаем любой возможности, и этот вариант еще стоит оценить".
Беретта отдал свой голос в пользу "жителей четвертого этажа", но теперь окончательное решение в деле разделения сладкого пирога рискует переметнуться в гражданские суды. Свеча все также топится в собственном воске, и ее некому задуть...
Использованы материалы блога inbedwithmaradona.com