"Мне известна организационная модель клуба, и меня пугает то, сколь много в Аяксе комиссий, советов и консультативных органов. Раз в неделю я занимаюсь спортом с некоторыми старыми друзьями и вижу ту же картину. Они никогда не соглашаются: все всегда происходит подковерно, в условиях недоверия и сведения старых счетов. Они называют это большим вызовом, но мне сейчас 65, и я хотел бы наслаждаться покоем в оставшиеся дни моей жизни".
Слова Гууса Хиддинка как нельзя лучше передают атмосферу, царящую в голландском гранде, и в этом ветерану тренерского цеха стоит верить - он отказал Аяксу, который предлагал ему стать исполнительным директором клуба.
Все началось в феврале нынешнего года, когда в футбольную гордость Амстердама вернулся Йохан Круифф. "Кронпринц" занял место в пятерке наблюдательной комиссии клуба, стратегической целью которого было создание условий для возвращения Аякса на вершину европейского футбола. Однако все с самого начала пошло не так. Взгляды трехкратного обладателя Золотого мяча на будущее развитие бело-красных разошлись с остальными четырьмя в наблюдательной комиссии - Эдгаром Давидсом, Стивеном тен Хаве, Паулем Ромером и Марьян Ольферс.
Самым большим камнем преткновения стала кандидатура исполнительного директора. С самых первых дней пребывания в Аяксе Круифф настаивал на экс-вингере клуба Тчеу Ла Линге, однако его кандидатура была ветирована остальными четырьмя членами комиссии, после чего та принялась искать другого человека на вакантную должность. Казалось, в октябре все пятеро готовы были проголосовать за Марко ван Бастена, который дал согласие стать испдиром, но о себе снова дал знать крутой нрав Круиффа. Херр Йохан настаивал на значительных ограничениях полномочий ван Бастена, из-за чего тот в последний момент и отказался от предложенной должности.
И снова комиссия ринулась на поиски нового мученика аппаратных игр Аякса, но только не Круифф. На ранней стадии была отброшена кандидатура Марка Овермарса, который выразил неготовность занять сей пост, и когда комиссия снова обратилась к "Кронпринцу" за предложением нового претендента на должность, тот вновь выдвинул кандидатуру Ла Линга.
Естественно, предложение Круиффа и на этот раз ожидало вето, однако теперь остальные четыре члена комиссии, окончательно убедившись в том, что их 64-летний коллега не намерен уступать, решили взять инициативу в свои руки.
Воспользовавшись отлучкой херра Йохана, который улетал в Барселону, те созвали собрание, на котором без его участия проголосовали за кандидатуру Луи ван Гаала (очевидно, что при наличии четырех членов из пяти кворум собрался), предложенную Эдгаром Давидсом. Кроме того, на должности технического и финансового директора были избраны Данни Блинд и Мартин Стуркенбоом соответственно.
Реакцию Круиффа нетрудно было предвидеть. В Аяксе херр Йоханн считает себя не просто "Кронпринцем" - он здесь император и не иначе. А потому подобный шаг его коллег он воспринял как настоящий заговор, и если Круифф в таком случае - Юлий Цезарь, то Давидс - самый настоящий Брут.
Вдобавок, свою значительную роль играет еще и то, что легенда Аякса давно не ладит с Луи ван Гаалем.
"Сперва я подумал, что это шутка, но оказалось, что все совсем не так. Этим решением многих людей попросту одурачили, включая и меня. Давайте не будем бежать впереди паровоза и подождем, чего действительно хочет клуб. Одно точно - Круифф и ван Гаал не будут работать вместе после всего, что случилось", - сказал как отрезал "Кронпринц".
Есть несколько версий того, почему те не могут ужиться. Одни утверждают, что трехкратный обладатель Золотого мяча ревновал к упехам Луи в Аяксе, который, в отличие от Йохана, вернул в Амстердам Кубок чемпионов и на время превратил бело-красных в эталон европейского футбола. Другие кивают в сторону книги ван Гаала, в которой тот утверждает, что их отношения испортились в 1989-м году.
Тогда херр Луи явился в дом семьи Круиффа в качестве гостя на рождественский вечер, но внезапно зазвонил телефон, и ван Гаалу сообщили, что умерла его сестра. Разумеется, тот вынужден был покинуть ужин, но позже, со слов гостя, он узнал, что Круифф и его семья обиделись на Луи, который, не поблагодарив за приглашение, поспешил уйти.
Другая же сторона все опровергала:
"Если ван Гаал написал такое, это значит, что он ничего не помнит. У него, должно быть, болезнь Альцгеймера. Лично у меня с ним нет никаких проблем".
Но что бы там ни было, даже при отсутствии поводов для разногласий, им вряд ли когда-нибудь суждено поладить. Несмотря на значительную роль обоих в достижении величия Аякса, каждый из них шел к этому разным путем. Круифф - во главу угла ставит индивидуализм и интуицию, тогда как ван Гаал - сторонник дисциплины и организации. Круифф стоит на позициях необходимости технической оснащенности у футболистов с самых юных лет, в то время, как ван Гаал, который расписал модель молодежных академий в Нидерландах, убежден в идеях коллективизма и личностного развития. Наконец, Круифф восхищается клубной структурой мюнхенской Баварии, где легенды клуба занимают важные посты в его иерархии и способны передать тому свои знания. Ван Гаал же... Не вспоминайте при виде ван Гаала о Баварии.
У каждого из них есть свои союзники в этой гражданской войне. Позиции херра Йохана отстаивает наставник первой команды Франк де Бур, его помощник и глава клубной академии Деннис Бергкамп, а также один из
директоров и глава скаутской службы Вим Йонк. Готовы пойти за "Кронпринцем" и большинство тренеров молодежной системы Аякса, которые устали от постоянных перетасовок специалистов на всех уровнях клуба. Ван Гаал же заручился поддержкой той самой четверки наблюдательного совета, а также ряда других функционеров.
Многие клубы с руками и ногами оторвали бы таких людей, но у Аякса их сразу двое, и вряд ли в Амстердаме тому рады.
В понедельник в этой войне грянула развязка. Собравшееся правление клуба решило одним махом отправить в отставку всю пятерку наблюдательной комиссии, в том числе и Круиффа. Точнее, оное попросило всех пятеро оставить свои должности, выразив разочарование работой комиссии. Сами же комиссионеры могут отказаться уйти в отставку, однако их судьба будет наверняка предрешена 12-го декабря на собрании акционеров Аякса, если учесть, что 73% акций находятся в руках членов клуба, от имени которого и действовало правление.
Таким образом можно предположить, что ван Гаал вряд ли станет исполнительным директором амстердамцев, ведь его полномочия нелигитимны, поскольку теперь нелигитимна и наблюдательная комиссия его избравшая.
Зато, есть подозрение, Йохан Круифф еще не вышел из игры. Во-первых, у него огромное количество сторонников среди тех самых членов клуба, а, во-вторых, то, что "Кронпринц" так настойчиво продвигал своего человека на пост испдира, прекрасно понимая, что навлекает на себя риск, может свидетельствовать о прочности позиций пока что члена комиссии. Вдобавок, вспомните комментарий Круиффа сразу после назначения ван Гаала, когда он твердо выразил готовность дождаться реакции клуба (дескать, посмотрим, что тот действительно хочет), как будто понимая, что в итоге победит именно он...
Наверное, многим известна поговорка о двух Аяксах, когда говорят о двух неразлучных людях. Весьма символично, что именно в Аяксе таковые есть, но, по иронии судьбы, их-то как раз и нужно разлучить.
Использованы фото Getty Images и ФК Аякс