Спустя всего четыре месяца после того, как португалец получил пинок под пятую точку за то, что посмел попытаться изменить укоренившийся порядок в Челси, тренер принял Тоттенхэм после ухода всеобщего любимчика Харри Реднаппа. Из горячей кастрюли в пылающий дом.
АВБ был уволен Романом Абрамовичем после девяти месяцев работы на Стэмфорд Бридж. 34-летний наставник прибыл в Лондон с прекрасной репутацией, заработанной благодаря сезону без поражений в Порту и сразу выложил свой трехлетний план по завершению цикла старой гвардии Челси и строительству новой династии игроков, которую Абрамович сможет назвать своей целиком и полностью.
К сожалению для Виллаша-Боаша, господа Лэмпард, Дрогба и Коул не отреагировали доброжелательно, когда увидели свои фамилии в списке запасных на ключевые матчи команды и не скрывали своего отношения к такому повороту событий. Когда португалец сделал ошибку, ответив на такое поведение тем, что вновь усадил «виновных» в запас, дороги назад уже не было. Пребывание Виллаша-Боаша на Стэмфорде было обречено, как и нескольких его предшественников.
Роберто Ди Маттео вернул старую гвардию в обойму в самый важный момент сезона и привел Челси к победам в Кубке Англии и Лиге чемпионов. Такой успех в свою очередь стал причиной возникновения вопроса: а не был ли Виллаш-Боаш слишком поспешен в своем намерении избавиться от старожилов команды? Теперь, когда АВБ подписал трехлетний контракт, связавшим его с Уайт Харт Лейн, все громче начинают звучать рассуждения о том, как же примут его игроки Шпор, учитывая их лояльность к Харри Реднаппу, и харизматичность, а местами и высокомерность нового наставника.
В конечном счете, все эти слухи о реакции игроков Тоттенхэма на назначение Виллаша-Боаша тренером команды демонстрируют одну из самых сложных сторон современного футбола – влиятельности игроков. За последние годы можно было не раз убедиться в большом авторитете старой гвардии Челси в клубе, и вот теперь поговаривают, что некоторые игроки Шпор раздумывают о том, хотят ли они играть в своей нынешней команде, или нет, если тренер – не Харри Реднапп.
И смена одного лондонского клуба на другой Виллашем-Боашем не является единственным примером возросшей силы игроков, которая диктует условия в современном футболе. Робин ван Перси на прошлой неделе заявил, что не станет продлевать контракт с Арсеналом, который заканчивается следующим летом. Голландца не впечатлили амбиции клуба, озвученные на его встречи с представителями руководства и Арсена Венгера, о чем он отрапортовал всему миру на собственном веб-сайте.
Без доли преувеличения будет сказано, что ван Перси провел просто сногсшибательный сезон за Канониров, огорчив соперников 37 раз во всех турнирах, и не раз делал заявления, что готов остаться на Эмирейтс Стэйдиум, если клуб убедит его, что будет бороться за самые престижные трофеи уже в ближайшем будущем. Ван Перси, конечно же, имеет полное право не подписывать новый контракт, однако у него ведь на данный момент действует соглашение с футбольным клубом Арсенал, который не должен доказывать своему футболисту, что тот достоин подписать новый договор с Робином. Это не тот путь, по которому должны идти в футболе.
Не верите? Спросите Иана Холлоуэя. Вы, конечно, помните тот инцидент пару лет назад, когда Уэйн Руни подал требование продать его, потому как аналогично случаю Робина ван Перси, Манчестер Юнайтед не предоставил ему «достаточно веских гарантий» возможности борьбы за самые престижные трофеи. Руни со своими агентами и советниками фактически держали один из величайших клубов в мире, которым руководит легендарный и титулованный тренер, в качестве заложников, требуя выкуп. В то время даже появились слухи, что Уэйн может последовать по пути Карлоса Тевеса и пополнит состав новоиспеченных «шумных соседей». И они тут же поутихли, стоило Руни поставить свою подпись под новым контрактом, по которому форвард получал уже 250 тыс фунтов в неделю. Холлоуэй озвучил мысли многих, когда назвал эту ситуацию «неправильной, абсолютно неправильной».
Стереотипный образ среднестатистического футболиста описывает того, как получающего непомерно высокую зарплату, сексуально озабоченного, невежественного и неразборчивого мужлана, которого больше волнуют быстрые машины и безотказные женщины, нежели поиск наиболее эффективного способа добраться к воротам соперника. Однако последние события доказывают, что это не совсем так. Становится очевидным, что футболисты становятся куда более смышлёнными, нежели им приписывает стереотипный образ, а все потому, что в наше время игроки позиционируют себя выше клуба, который платит им зарплату.
Как же случилось так, что два величайших тренера – Арсен Венгер и сэр Алекс Фергюсон – оказались заложниками своих же игроков? Как может быть правильной ситуация, при которой на талантливого тренера в лице Андре Виллаща-Боаша устраивается едва ли не охота в клубе, в котором тот был призван проложить путь к светлому будущему, после чего рискует получить такой же прием и у следующих работодателей?
Конечно, можно утверждать, что такая ситуация с резко возросшей силой игроков не является абсолютно новой. Это на своей коже прочувствовал Брайан Клаф в 1974-м году, когда принял Лидс Юнайтед после Дона Риви – команду, которую он не единожды критиковал во всеуслышание. Клаф забрался в логово бывших врагов полон решимости победить с Лиловыми своим способом. Однако продержался всего 44 дня, пока игроки вроде Джилса и Бремнера не убедили руководство клуба расстаться с харизматичным Клафом.
Разница между той ситуацией и более насущными в том, что сэр Алекс Фергюсон в первый же день пребывания Уэйна Руни в МЮ не называл его ублюдочным симулянтом. Он наоборот опекал форварда и помог ему стать тем, кем он сейчас и есть – одним из сильнейших форвардов мира. Арсен Венгер не сказал Робину ван Перси, чтобы тот выбросил все свои медали на самую большую гребанную мусорную свалку, а помог развить и приумножить качества, благодаря которым он и провел прошлый сезон на столь высоким уровне.
Более того, Виллаш-Боаш не писал для британской прессы статьи, в которых говорилось, что Челси должен быть выброшен из Премьер-лиги до своего прихода на Стэмфорд Бридж, но все равно покинул команду менее чем через год из-за откровений своих подопечных. Он публично не критиковал Тоттенхэм Реднаппа из-за отсутствия целостности или честности, и все равно может рассчитывать на возможный недружественный прием.
Клаф не смог стать успешным в Лидсе из-за его предыдущих комментариев относительно этой команды и вытекающего из них неуважения со стороны игроков. Павлины пережевали Брайана и выплюнули из Элланд Роуд, показывая что им с этим наставником не по пути. Великий Клаф, несмотря на все свои проступки, едва ли заслуживал такого обращения. Так почему на такое же отношение заслуживает Андре Виллаш-Боаш?
Позже Клаф добился успеха с Ноттингем Форрест, выиграв два Кубка европейских чемпионов на Сити Граунд, доказав что за время пребывания в Лидсе его уверенность в своих силах никуда не делась. На Уайт Харт Лейн Виллаш-Боаш надеется вернуться в игру таким же образом, подняв Тоттенхэм до новых высот и доказав, что результаты в Челси не являются отображением его тренерского таланта, а отображением возрастающей влиятельности игроков, которая окутывает английские команды.
Материал Эшли Уилкинсона для блога Backpage Football