Германия считается очень практичной и прагматичной страной, где холодный расчет ставится на первое место. Удивительным парадоксом является то, что именно благодаря этому немецкий футбол сумел сохранить тот романтизм, которого лишился остальной европейский футбол. Там болельщики правят клубами.
Правило 50+1 очень просто по своей формулировке, но его последствия безумно велики. Звучит оно следующим образом: "Инвестор может приобрести только один пакет акций клуба из профессиональной лиги, но таким образом, что контрольный пакет находится у членов клуба (болельщиков)". Эта норма фактически прописана в уставных документах немецких футбольных организаций.
Конечно, у каждого правила есть исключения. Не будем вдаваться в исторические тонкости, они не важны. Сначала было так, что контрольный пакет акций разрешили выкупить, если футбольный клуб инвестор поддерживал в течение 20-ти лет на момент 1 января 1999 года. Этой функцией воспользовались фармацевтический концерн Байер и автоконцерн Фольксваген, которые завладели Байером и Вольфсбургом соответственно.
В середине 2000-х бучу поднял президент Ганновера Мартин Кинд, который считал подобно правило несправедливыми. Сначала он требовал его отмены, но в конечном счете пришлось удовлетвориться отменой пункта про 1 января 1999 года. Теперь любой, кто вкладывает в клуб деньги в течение 20-ти лет может претендовать на контрольный пакет акций, не факт, что получит, но претендовать может.
Что все это значит в глобальном смысле? То, что в Германии ни один человек или компания не могут в полной степени взять ответственность за управление футбольным клубом. Только если клуб не создается с нуля, как это сделано в РБ Лейпциг. Это и рождает множество противоречий, поскольку серьезно снижает интерес потенциальных богачей вкладывать деньги, а с другой стороны спасает от самодурства одного человека. В последнее время часто поднимается вопрос о целесообразности этого правила, ведь большие деньги боятся заходить в немецкий футбол.
Аргументом многих может быть следующая фраза. Какой смысл вкладывать деньги в то, что тебе полностью не принадлежит? Смысл есть - получение прибыли. Многие крупные компании не принадлежат полностью никому, что не мешает сильным мира сего по крупицам собирать их акции. Например, Арсенал, судя по действиям его руководства, вообще не ставит себе цель выигрывать трофеи, создавать чемпионский состав и прочую чепуху. Цель руководства Канониров – зарабатывание денег, как-нибудь мы про это поговорим.
Управление немецкими футбольные клубами похоже на управление крупного акционерного общества, в котором ни у кого нет контрольного пакета акций. Есть редкие собрания акционеров, где выбирается менеджментский состав, который и руководит всей организаций в качестве наемных работников. Есть отличие в самой специфике футбола. Обычно в компании, где ни кого нет контрольного пакета акций, серьезно влиять, а фактически руководить ею может тот, у кого 35%-40% акций, поскольку стабильно часть акционеров не является на общее собрание, но там есть возможность предсказивать ходы партнеров, договариваться, лоббировать интересы. В немецком футболе всегда нужно осознавать, что твои коллеги-акционеры – фанаты, люди с не всегда уравновешенной психикой, что добавляет еще больше непонятных факторов в и без того рисковое предприятие.
Это и есть главный сдерживающий фактор любого потенциального инвестора. Все понимают, что предсказать поведения собрания членов клуба часто невозможно. Максимум, что можно сделать – это снизить риск, как можно ближе подобраться к отметке 49% акцией, но это требует времени и усилий. Мгновенно сделать это тяжело.
Это ведет к тому, что в Германии невозможен резкий взлет кого-то. Для этого нужна планомерная работа и много терпения. Самое интересное, что многие клубы сами заинтересованы в привлечении инвестора особенно, когда терпят крах из-за самодурства большей части членов клуба, но прийти на помощь некому. Выход из ситуации тут только один. Нужно быть успешным, стабильным и финансово независимым, в идеале желательно еще и регулярно выступать в еврокубках. В этом случае потенциальному инвестору будет интересно иметь хотя бы небольшую часть акций, которые будут приносить регулярную прибыль, но дойти до этого невероятно тяжело. Например, недавно страховой гигант Allianz жутко кичился тем, что купил 8,33 процента акций Баварии за 110 миллионов евро. Это Бавария, а клубы помельче могут о подобном только мечтать.
Благодаря правилу 50+1 в Германии клубы не могут рассчитывать ни на кого кроме себя, только если не случиться чудо, и кто-то не захочет дерзнуть, ввязавшись в рисковую авантюру, и начать помогать, например, как в свое время Хасан Исмаик пришел в Мюнхен-1860, а это заставляет упорно и тяжело трудиться для выживания. Как вы понимаете, выживать в Бундеслиге при отрицательном балансе и отсутствии фактической возможности неожиданного прихода генерального инвестора практически невозможно, потому клубы изгаляются, как могут, чтобы не быть в минусе.
Это приводит к тому, что в Германии развитие шло медленнее, чем в других ведущих чемпионатах, система достаточно неповоротлива, но финансово клубы стабильнее, что в далекой перспективе дает ряд преимуществ. Можно сказать, что немцы очень долго запрягают, но результаты этого уже начинают проскакивать на европейской арене. Еще десять лет назад о двух немецких командах в 1/4 финала Лиги чемпионов можно было мечтать, а сейчас это суровая действительность. Внутри страны впервые за долгое время у Баварии вырисовывается конкурент, который не платит дорого за то, что бросил вызов Рекордмайстру, а стадионы традиционно полны в первой и второй Бундеслигах. Однако не стоит забывать, что это возможно во многом благодаря сильной экономики всей страны, без нее было бы куда сложнее выходить на лидерские позиции без поддержки сильных инвесторов.
P.S. Не забываем лайкать наши материалы в соцсетях, рассказывая о них друзьям! Если это сложновато, то не откажемся и от позитивного комментария под текстом.