Вот только поражения эти разной степени сложности. Во всяком случае, для харьковчан. Почему-то меня не покидает чувство уверенности в том, что в воскресенье вечером многие желто-синие болельщики с радостью бы поменяли результаты в матчах с Мальме и Динамо местами.
Но футбольная история сослагательного наклонения не терпит. И можно сколько угодно призывать госпожу футбольную Фортуну мантрами типа «мы играли лучше», «Динамо еще потеряет очки» - но свой самый главный матч Металлист проиграл. Спросите, почему именно этот, почему не в Донецке пару туров назад? А я отвечу.
Наверное, даже слепому видно, что история Динамо и Шахтера (в меньшей степени Металлиста) в последнее десятилетие – это история движения в принципиально разных направлениях. Дончане и харьковчане поднимаются из середняков к грандам, Динамо постепенно опускается в болото из сияющей вершины. Шахтер начал рывок раньше, шагает мощнее – следовательно, догнать его харьковчанам достаточно сложно. Выиграть в одном отдельном матче – можно, как показала совсем свежая история. Догнать в чемпионате вообще – куда сложнее. Другое дело Динамо. Сейчас траектории киевской и харьковской орбит настолько сблизились, что впору говорить о почти что равновесии. С кучей нюансов, уточнений – но равновесии. Поэтому победа над Динамо была бы больше чем обычным «матчем за шесть очков». Это было бы доказательство своего превосходства в очной встрече. «Мы сильнее вообще – и в матче между собой». Именно это стояло на кону.
По сути, победа над Шахтером – это выигрыш Шахтера у Динамо в 2001-м. Когда горняки уже в принципе были готовы к вершине, но все-таки уступали. А вот ожидаемая победа над Динамо – это уже выигрыш Шахтера у Динамо в 2002-м.
Никто не будет спорить, что по внефутбольным факторам Металлист уже даже перерос Динамо. На футбольном поле харьковчане почти сравнялись с киевлянами, в этом сезоне и в Лиге Европы лучше выступают, и в чемпионате шли ноздря в ноздрю. К личной встрече команда Маркевича подошла и в лучшей кадровой форме, и с куда более приятным настроением после еврокубковых матчей. Все, буквально все, даже болельщицкий фактор (почти полный желто-синий стадион против скромного сине-белого сектора, который вообще появился во втором тайме), говорило о том, что Металлист – готов к победе.
Но – это именно тот самый случай, когда уместно сказать, что «это футбол». В котором нет и наверное не может быть места логике. И то, что Металлист атаковал почти весь матч – не говорит совершенно ни о чем. Ибо в футболе имеет значение количество забитых мячей. А как это было сделано, красиво-феерично или в одной случайной контратаки – абсолютно, если разобраться, все равно.
Я верю в то, что Металлист продолжит свой путь вперед и вверх. И даже в этом сезоне будет цепляться за место в Лиге Чемпионов. И что когда-то он этого достигнет. Но – не сейчас. Пока что он оказался слабее Динамо. Возможно, это пойдет ему даже на пользу, как, наверное, пошло на пользу Шахтеру проигранное чемпионство-2001. Из поражений можно и нужно извлечь куда больше информации, чем из побед. Металлист же за два последние года одинаковыми по счету, но такими разными по игре домашними поражениями 1:2 от Динамо фактически испробовал все возможные варианты невыигрыша. Теперь осталось только сделать решающий шаг – и выиграть. А когда и кем он будет сделан – это уже второй вопрос.
И еще на одно событие хотелось бы обратить ваше внимание. У симферопольской Таврии появился новый вице-президент. Вице-президент, которого игроки вряд ли когда-то увидят вживую – но присутствие которого в клубных делах наверняка ощутили или еще ощутят. Дмитрий Селюк нашел себе в Украине новое виртуальное пристанище, которое уже начало видоизменяться в реальном мире.
Я сейчас не буду говорить о том, с какой целью Селюк пришел в Таврию – уже был пример донецкого Металлурга, да и жизнь, в конце концов, покажет. Мне даже неинтересно то, как он лихо в одном из интервью рассказывает о том, что «в паспорт игрокам не заглядываем», а через несколько минут говорит, что в Таврии слишком много возрастных игроков. Да и будущее засилье темнокожих легионеров – это совершенно не новость, и если руководству Таврии захотелось это пережить, то можно только порадоваться за крепкие его нервы и бездонный клубный бюджет.
Меня не то чтобы удивило – нет, удивляться такому я уже разучился – но в чем-то покоробило отношение симферопольского клуба к игрокам. Точнее, даже не к игрокам, а к себе, к клубу, сквозь призму этих самых игроков. Причем это отношение и не скрывается, в общем-то. В открытую было сказано, что у Ильи Галюзы и Лаки Идахоры завершаются контракты в декабре, продлевать их никто не будет, да и у футболистов уже есть варианты с трудоустройством.
Это, конечно, подается как высшая степень благородства – мол, вот мы какие, на все готовы пойти (чтобы освободить место для селюковского табуна, так надо понимать?). Но смотрите, что произошло на самом деле.
Во-первых, никто не озаботился переподписать игроков. Зачем? Да хотя бы и для перепродажи. Это ведь нормальная практика вообще-то – зарабатывать на продаже игроков. Нормальная – для тех клубов, которые являются самодостаточными явлениями, которые живут за счет собственных ресурсов, важнейшими из которых являются игроки.
Как видим (это во-вторых), спрос на этих футболистов есть. То есть при желании (я уже не говорю об умении) на Галюзе и Идахоре можно было бы хоть немного, но заработать. Но этим никто в клубе не озаботился. Закончился контракт – иди, мил человек, на все четыре стороны, а мы себе еще прикупим. «Папик» денег дает, отчего ж не прикупить. Да еще и контроль, небось, не самый строгий…
И дело ведь не только в Таврии. Просто персона Селюка настолько одиозна, что сразу бросается в глаза. А сколько их еще, таких «селюков» и «таврий»… Так что когда вам в следующий раз начнут вешать лапшу на уши – да как ты на футболе заработаешь, - то вы вспомните вот эту историю и подумайте, а пытается ли вообще кто-то зарабатывать? Не в свой персональный карман, а в клубный бюджет? И существует ли вообще такое понятие – в цивилизованном, европейском смысле?
Вот буквально только что сверкнула яркой звездочкой персона юного вице-президента Закарпатья Александра Шуфрича. На пресс-конференцию вдруг пришел с непонятной пафосной речью (которая, как оказалось, планировалась совсем иной), затем на своей страничке в соцсети обозвал конкурирующий клуб клоунами, пожелав им не самого приятного. И хорошо себя, наверное, чувствует. Ну, может, папа пожурил – сынок, ты все-таки поаккуратнее с выражениями, я себе такого не позволял…
А знаете, отчего это все? Да из той же причины. Футбол наш ничего не стоит. И потерь имиджевых, а стало быть и финансовых у Говерлы-Закарпатья не будет никаких. И не могло быть никаких. Точно так же, как и Таврия совершенно не страдает от недополученных за возможные трансферы денег. Потому что – хозяин подкинет. Независимо от того, насколько клуб успешен именно как клуб. Потому что эта самая успешность – она даже не принимается в расчет. Главное ведь деньги освоить и, если хозяин скажет, результат нужный обеспечить всеми правдами (что реже) и неправдами (что чаще, ибо проще, при достаточном разумеется финансировании).
И только болельщики, словно не замечая всего этого, радуются – да пусть хоть такой есть, чем никакого. Фактически легитимизируя эту уродливую систему, которая (как показывает и история Шуфрича, и история Селюка, и многие-многие другие) никогда не вырвется за пределы «игрушки», средства выкачки денег, разменной монеты в бизнес-делах. Да чего угодно – только не того, чем есть футбол в тех европейских странах, на которые мы якобы равняемся и к которым якобы стремимся подтянуться.