Президент Динамо с женой мэтра, фото ФК Динамо
- Валерий Васильевич был для меня не просто тренером киевского Динамо. Я могу назвать его близким человеком, товарищем. Таким он для меня навсегда остался в памяти. Точно так же и семья Лобановского, с которой поддерживаем близкие отношения. Часто созваниваемся с Аделаидой Панкратьевной, вчера, например, общались полтора часа. В хороших дружеских отношениях и с его дочерью Светланой, можно сказать, что мы дружим семьями. Они выражают мне слова сожаления, когда болеют мои родители, я помогал, когда проблемы со здоровьем были у Аделаиды Панкратьевны.
Не хотел бы сейчас говорить о качествах Валерия Лобановского-тренера, они всем известны, а дополнительные дивиденды ему от меня не нужны. Единственное, что могу сказать – за 10 лет, которые прошли со дня его смерти, ничего подобного для киевского Динам» мы не смогли найти. Валерий Васильевич всегда будет в моей памяти, я прихожу на кладбище не только в дни годовщин, которые, скорее, считаются официальным событием, а и в обычные дни. Часто сижу и вспоминаю все приятные минуты, которые были с ними связаны.
- Есть ли у вас чувство, что на протяжении всего этого времени его гений открывается все новыми и новыми гранями?
- В футболе он опережал время. То, что сейчас показывают европейские команды, он демонстрировал, с той же сборной СССР на чемпионате Европы в 1988-м году. Он был великим в своей профессии. У него не было мелочей, он отдавался футболу с утра и до позднего вечера и просто не мог по-другому, потому что он был у него в душе. Нам же остается лишь помнить о том, что был такой великий тренер, который всю жизнь посвятил киевскому Динамо и сожалеть, что он так рано от нас ушел. Бессмысленно пытаться ему подражать, нужно идти вперед. Те, кто пытается его копировать, не знают, что бы он делал, живя сейчас. Мне кажется, он бы и сегодня опережал время, ведь он отдавал всего себя футболу в ущерб многим жизненным вещам.
- Он был максималистом в любом деле, за которое брался?
- Для него в футболе не было мелочей. Перед командой в любом турнире, будь то в официальном, или в товарищеском, он ставил одну задачу – победить. Наверно, именно поэтому он умел создавать великие команды.
- Какой самый яркий момент можете вспомнить в ваших отношениях с Лобановским?
- Когда он во время матча посадил меня на скамейку запасных. Событие уникальное, даже люди, знавшие его много лет, не могли предположить, что человека не с тренерского цеха, а из руководства, можно во время матча видеть на скамье запасных и во всем ему доверять.
- Как бы, на ваш взгляд, Валерий Васильевич относился бы к нашей действительности?
- Думаю, ему было бы приятно видеть, какие стадионы построены в Украине – Олимпийский, Донбасс-Арена, Металлист в Харькове, Арена-Львов. А еще большую радость вызывало бы у него то, что меньше, чем через месяц мы примем у себя Евро-2012. Думаю, этим можно гордиться. Надеюсь, он все это видит.
- Наверняка, Валерий Лобановский хотел, чтобы футбол объединял?
- Конечно, это же спорт. Но конкуренция должна быть честной, а не так, как у нас порой происходит.