- Петр Петрович, как бы вы оценили выступление команды в чемпионате, который завершился?
- Во всем можно найти как позитив, так и негатив. Но когда до последнего тура команда не знает, останется ли она в высшей лиге или нет, то такой чемпионат даже посредственным я назвать не могу. Он был провальным на все 100 процентов.
- В большинстве матчей Карпаты выглядели не хуже своего соперника, зато в равных поединках терпели поражения. Можно ли говорить о тотальном нефарте?
- Футбол - это не тот вид спорта, где фарт изначально влияет на результат. Везение в том или ином эпизоде поединка нельзя сравнить с мастерством или разумом игроков, слаженной командной игрой. Сказать, что Карпатам тотально не везло, я не могу. Если говорить откровенно, то команда не смогла достичь того результата, на который мы рассчитывали.
- Так в чем причина такой ситуации?
- Я бы выделил три основные причины. Первая - это функциональная неготовность команды, которая так и не смогла эффективно распределить силы на три турнира, в которых принимала участие. Вторая причина - это психология. Очень серьезно морально повлиял на игроков невыход в групповой турнир Лиги Европы. Третья, и самая важная причина, - это кадровая проблема. В течение всего сезона у нас постоянно выпадали ведущие игроки. В центре поля был нарушен треугольник Худобяк - Голодюк - Ткачук. Долго не играли Зенев, Авелар. Скажем, тому же ПАОКу мы проиграли потому, что не были готовы функционально. Обратите внимание, что на 60-й или 70-й минуте у команды откровенно не хватало сил. Так было и в матчах против Шахтера, донецкого Металлурга, Черноморца. Скажем, в домашнем матче против одесситов на первых минутах Карпаты играли очень сильно, все думали, что мы легко обыграем соперника. В конечном итоге мы проиграли немало матчей именно в конце. Команда была не готова. А когда ей начали давать большие нагрузки, начались травмы, которые преследуют команду и поныне. К сожалению, и Владимир Шаран не смог подготовить команду зимой так, как это должно быть.
- В Лиге Европы Карпаты проиграли ПАОКу числе и из-за ошибки судьи ...
- Это вопрос однозначно есть объективным. Нам не засчитали чистый гол Лукаса, а также не назначили пенальти в эпизоде, когда сбили Зенева. Если бы мы хоть один гол забили в Греции, то психологически команда на ответный матч настраивалась бы совсем иначе. А так все понимали, что будет сложно. Однако мы до последнего верили, что сможем пройти греков. Была и заявление тренера, что нам это под силу. Относительно моих ощущений, то я в Греции понял, что мы не пройдем ПАОК. И только из-за того, что команда не была готова функционально. На вещи нужно смотреть объективно.
- Карпаты благодаря выступлениям в Кубке Украины могли третий раз подряд выйти в Лигу Европы ...
- Вот здесь уже действительно можно говорить о фарте или нефарте. Серия пенальти - это один из таких моментов, когда заранее назвать победителя невозможно. Мы говорим о Карпатах, а вспомните, как били пенальти Кака и Роналду в полуфинале Лиги чемпионов. А они мировые звезды! Так, нам не повезло. Если Ткачук забил, возможно, мы играли в финале и еврокубках. По самой же игре, нельзя было отдать предпочтение одной из команд. Я и после игры сказал, что некоторым нашим судьям нельзя доверять такие матчи. Если судейство было более прагматичное, то могло и не дойти до серии пенальти. Судья просто не давал играть.
- А что вы скажете об арбитраже в течении чемпионата?
- Здесь я не имею к судейству претензий. Хотя у нас судьи, которые умеют работать, но не хотят, а есть и такие, которые хотят, но не умеют.
- Суммируйте выступление молодежного состава команды в завершившемся сезоне.
- Сложно оценивать это выступление. Мы вынуждены были неоднократно в течение сезона отправлять в дубль игроков основы, которые непрофессионально выполняли свои обязанности, или просто чтобы форму набрать, когда они восстанавливались от повреждений. Сказать, что я доволен или наоборот, не доволен, не могу. Дубль сыграл на том уровне, на котором смог.
- Видите ли вы потенциал у молодых карпатовцев?
- Вижу, только вот слишком уж медленно они растут. На сегодня, кроме Озаркива, я не вижу реального усиления для первой команды.
- Как случилось, что команда, которая начала сезон в Лиге Европы, едва не вылетела из высшей лиги?
- А как случилось, что Вильяреал, который начинал сезон в Лиге чемпионов, вылетел из Ла-Лиги Испании? Есть целый комплекс причин, которые нужно проанализировать и определить все факторы, которые повлияли на конечный результат. Футбол - это как власть. Есть люди, которые получают власть и думают, что с этого момента уже ничего не надо делать, что так будет вечно. Так и наши игроки. Они вместе с тренерским составом считали, что вершины уже достигли, и так будет вечно. Без труда и без ответственности достичь результата иногда, но чтобы удержать и приумножить его, нужно очень много работать. К сожалению, мы получили хороший урок, из которого необходимо сделать правильные выводы. Наверное, ошибкой было и приглашение Владимира Шарана. Но главной причиной, как я уже говорил, был очень большой лазарет.
- Какова ситуация с домашним стадионом для Карпат?
- Вопрос еще не решен. После серии неудачных матчей на Арене Львов болельщики нас попросили, чтобы финиш сезона мы провели на Украине. Это действительно наш родной стадион, который не в последнюю очередь помог команде остаться в высшей лиге. Что будет с новым стадионом? Давайте посмотрим на то, как лондонская власть повела с Арсеналом. Команда переехала на новый стадион, а Хайбери отдала в собственность города. Если нам предложат новый стадион взять в долгосрочную аренду, то мы подумаем. Надеюсь, что власть повернется к нам лицом. Нам не надо денег, нам нужно внимание. Есть примеры, скажем, в Донецке, Днепропетровске, Харькове - там власть реально помогает клубам. Почему у нас ничего не двигается с мертвой точки? Землю вокруг стадиона Украина отдать Карпатам в аренду обещают уже много лет. Однако мы, заметьте, на свой страх и риск, строим там поля для детей, воспитанников футбольных школ, собственные средства.
- Вам часто упрекают в том, что в команде на протяжении чемпионата часто менялись тренеры ...
- Кто такой тренер? Это человек, который берет на себя определенные обязательства и подписывает контракт. Если тренер не выполняет своих обязательств, как я доверять ему и дальше? К вам вопрос. Вы ложитесь на операцию - у вас аппендицит. А врач отрезал вам пивлегени. Разве такому врачу можно доверять? Так же и с тренером. Это высокооплачиваемый работник, все в клубе и в команде строится под его пожелания и требования. Вместо результата не приносит. Еще время дать? Я к себе и к своим подчиненным отношусь профессионально и требовательно. А простить кого-то я могу в своей семье. Тренер - это ответственный человек, он должен отвечать за свои действия и конечный результат команды. Нужно тренеру все прощать, потому что он хороший? В моем понимании тренер должен быть честным, откровенным, объективным и за свои слова отвечать. Одно дело, если тренер написал служебную записку со своими требованиями, а я их не удовлетворил, после чего начал бы требовать результата. Но если тренер написал свои пожелания, а я их выполнил, то извините. Потерпеть можно, дать еще дополнительно время, но не надо забывать, что за такими людьми стоит целая команда. Надо подумать о ее моральное состояние. Очень просто упасть в яму. Но вылезти из нее гораздо сложнее. Профессионалы все понимают и уходят сами. Вот представьте, что было бы, если бы мы оставили Олега Кононова и команда с ним вылетела бы в первую лигу? Вы бы сейчас спросили меня, а почему я его не уволил еще тогда? Кононов, безусловно, талантливый тренер. Но у каждого есть свое время.
- Вы бы хотели встретиться с ним?
- Никаких проблем. Если мы увидимся где-то, или он захочет встретиться со мной - я с радостью соглашусь. Он сделал много для львовского футбола.
- Вы в клубе с 2001 года. Будете дальше с Карпатами?
- К сожалению, у меня нет таких финансовых возможностей, как у первой четверки клубов украинского чемпионата. Единственное, что могу сказать: Карпаты без финансирования не останутся. Я за это переживаю. Но мне часто не понятна однобокость мышления тех, для кого сделан футбол. Если бы я зарабатывал на Карпатах - это один вопрос. Но я только испытываю убытки - и не только финансовых, но и моральных. Не могу понять, почему я всегда прав? Я вкладываю в клуб свои деньги. Иногда у меня появляются мысли о том, чтобы отдать акции клуба нашим болельщикам, а я буду обычным инвестором. Интересно было бы на это посмотреть. Я искренне хочу, чтобы Карпаты были лучшими: со мной или без меня. Возможно потому, что сейчас нет консолидации - причина во мне? Мне нужно поговорить с фанатами, понять, они возьмут на себя такую ответственность. О финансовой стороне вопроса они могут не беспокоиться.
- То есть пока вы остаетесь и никуда не идете?
- Я - почетный президент. Исполнительный орган клуба возглавляет генеральный директор.
- Но все равно это ваши люди ...
- Менеджмент утверждают общее собрание и управляющая сторона. Вот говорят, что я вмешиваюсь в команду. При тренерстве Олега Кононова я встречался с командой лишь трижды. Я наделил тренера доверием и думал, что делал правильно.
- Вы готовы озвучить бюджет Карпат?
- Здесь нет секретов. Годовой бюджет составляет примерно 12-14 миллионов долларов.
- Правда ли, что вы купили грузинский клуб?
- Нет, это слухи и не более. Просто недавно батумские Динамо возглавил Гия Гурули, с которым у меня хорошие отношения. Мне надо с Карпатами разобраться.
- Останется на посту тренера команды Юрий Дячук-Ставицкий?
- Чемпионат только что завершился. Мы проанализируем его возможности, будем смотреть не только на профессиональный сторону. Я не успел поговорить с командой. Сразу после игры в Днепропетровске игроки ушли в отпуск. Надо посмотреть на план подготовки, я еще не видел. Проанализировать тот отрезок времени, когда Юрий Михайлович вернулся в команду. Посмотрим, как он в тандеме с Кучеровым сотрудничает с игроками. И только после этого примем решение.
- А если говорить о том, что вы видели на поле?
- Оценивать их работу трудно. Они взяли команду в очень трудное время, на них давил груз ответственности. Все видели, что у команды есть проблемы, мы не могли использовать большое количество игроков, пришлось прибегать к нестандартным кадровых решений. Поэтому, несмотря на то, что команда осталась в высшей лиге, я бы отнес этот период к позитиву тренерского штаба. Тем более, что в это непростое время мы дошли до полуфинала Кубка.
- Что для вас было самым болезненным ударом? То, что команда заняла 14-е место или то, что не удалось выйти в финал Кубка?
- Один болельщик спросил, каковы мои амбиции в футболе? Только с этической точки зрения я не сказал, что они больше, чем у всех фанатов вместе взятых. Я в жизни максималист. Любое поражение в любом турнире - это трагедия для меня.
- Спрос на украинских игроков Карпат уменьшился?
- Я никогда никого в команде не держал. Первый вопрос, который я поставлю игрокам после того, как они вернутся из отпуска, будет таким: Кто хочет уйти из команды?. Другой вопрос, что у каждого игрока есть действующий контракт. Есть и такие, с кем нам придется расстаться. В одних уже не тот возраст, да и вообще футбол требует свежей крови. Но если кто-то мне скажет, что есть другие предложения, и они совпадут с затратами на этого игрока, а клуб предложит нам соответствующую сумму, то никого держать не будем. О заинтересованности, то об этом говорить сейчас сложно, ведь ведущие игроки команды пропустили очень много времени в этом чемпионате. Для того, чтобы восстановить свое реноме и, как следствие, увеличить свою трансферную стоимость, им надо много работать. Все в их руках.
- Недавно Владимир Шаран сказал, что через несколько лет может вернуться во Львов и доказать своей работой в Карпатах, который может работать лучше ...
- Я не против. Пусть возвращается во Львов. Нельзя говорить, что что-то нереально. Пока живешь, никогда не говори никогда.
- Вы были одним из инициаторов создания Премьер-лиги. Что скажете о развитии этой структуры на сегодня?
- На мой взгляд, она развивается не так, как мы планировали. Если ничего не изменится, то могут возникнуть серьезные проблемы. Какой выход я вижу? Думаю, правильно было бы превратить Премьер-лигу в акционерное общество. Акционерами были бы все клубы, причем независимо от того, вылетела команда из высшей лиги или нет. Для меня, как для каждого президента, было бы интереснее, если бы Премьер-лига сама имела свой телеканал и на этом зарабатывала деньги. Чемпионат станет привлекательным для инвесторов, можно будет говорить о других суммах. Эта идея имеет право на жизнь. Потому организация в таком виде, в котором она сейчас есть, не интересна президентам клубов.