- Вы были одним из тех, кто в апреле 2007 года личным присутствием в Кардиффе на заседании исполкома УЕФА помог Украине совместно с Польшей получить право на проведение чемпионата Европы. Сейчас, за считанные дни до открытия турнира, есть ощущение, что до него - буквально рукой подать?
- Конечно.
- В чем оно проявляется?
- Прежде всего, в усталости. Но это довольно приятная усталость, ведь я понимаю, что без интенсивной физической и психологической нагрузки перед таким турниром нам было не обойтись.
- Мысли о Euro, который станет для вас заключительным большим турниром в футболке сборной, наверное, не покидали на протяжении долгого времени?
- Вовсе нет. Задачи перед собой привык ставить поэтапно, не загадывая далеко вперед. Сначала надо было восстановиться физически, чтобы снова показывать стабильную игру. Затем - на достойном уровне завершить чемпионат страны с Динамо. Лишь после этого можно было задуматься о чемпионате Европы.
- Но в голове у человека нет тумблера, позволяющего в мгновение переключиться с одного турнира на другой, с негативных эмоций на позитивные. Долго переживали неудачную для вашего клуба концовку сезона?
- Не поверите - сразу после игры заключительного тура с Таврией стал думать только о сборной. Нет ничего хуже, чем зацикливаться на неудачах. Если ты не достиг одной цели, надо идти к другой. Движение - это жизнь.
- Футболисты, наверное, даже не задумывались об этом, но в прессе и телеэфире еще до окончания чемпионата Украины обсуждался вопрос: найдут ли динамовцы и горняки в сборной общий язык…
- (Перебивает с металлическими нотками в голосе). Не раз подчеркивал: отдельные телеканалы совершенно напрасно нагнетали обстановку, ожидая конфликта между игроками. Мне как капитану сборной это категорически не понравилось. Динамо соперничает с Шахтером на поле во внутренних турнирах, но у нас, динамовцев, никогда не было разногласий с донецкими ребятами за его пределами. Наши эмоции могут выплескиваться через край в игре, мы можем не щадить противника, стремясь к победному результату. Но после того, как прозвучал финальный свисток, все это должно отступать на второй план - в жизни мы, игроки разных клубов, уважительно относимся друг к другу.
- Юрий Семин сразу после матча сказал, что ошибка арбитра Юрия Вакса, удалившего Дениса Гармаша, дает основания для переигровки. Мирча Луческу вроде бы поддержал эту идею, хотя оба понимали: для этого нет ни регламентных оснований, ни времени. А вам как кажется: сложился бы поединок по-другому, останься вы на Донбасс Арене в равных составах?
- Как говорят в народе, если бы да кабы… (Улыбается). Теперь уже нет никакого смысла об этом задумываться. Выводы из игры и ситуации вокруг нее сделаны, пора идти дальше.
- Тогда - последний в нашей беседе вопрос, возвращающий мысленно к неприятному для Динамо финишу чемпионата Украины. По вашему мнению, команда упустила победу в нем, уступив «Шахтеру» в Донецке или сыграв в Луганске вничью с Зарей?
- Как вам сказать… (Задумался). В луганском матче у нас был шанс, которым мы так и не сумели воспользоваться. Но в каждой негативной ситуации можно найти и позитив: этот чемпионат получился как никогда интересным и напряженным. В былые годы количества набранных нашей командой на этот раз очков хватало для чемпионства с запасом, а теперь - оказалось достаточно лишь для второго места.
- Как и обещал, возвращаемся к теме сборной. Что, по вашему мнению, для нее лучше - готовиться в этой альпийской деревушке вдали от цивилизации или все же в большом городе, где есть чем занять свободное время?
- Тренерскому штабу виднее. Вот когда я сам стану тренером, у меня будет право отвечать на такие вопросы. Игроки не должны рассуждать о том, где им хотелось бы находиться на сборах. Есть проблемы - можно прийти и прямо сказать об этом. Но в этой деревушке, как вы назвали милейший городок с населением около двух тысяч человек, нас устраивает все до последней мелочи - и отель, и условия для тренировок. Не провели бы в автобусе почти полтора часа на пути от Вальзее до Инсбрука, где играли с австрийцами, и такое же время в обратном направлении - все вообще было бы идеально. Однако издержки существуют в любом деле, и подготовка к турниру такой степени важности - не исключение.
- В знаменитом фильме Семнадцать мгновений весны есть крылатая фраза: "Воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку". Как кристально чистый воздух предгорья Альп действует на футболистов нашей сборной?
- (Смеется). Все станет ясно 11-го, 15-го и 19 июня. И это, надеюсь, будет только началом. Если же вам интересно лично мое мнение, то мне здесь нравится.
- Но заняться тут в свободное время практически нечем. Нет даже поля для гольфа…
- (Смеется). Понимаю, к чему вы клоните. Поле тут, кстати, есть, но в эти дни брать в руки клюшку мне совершенно не хочется. Мысли заняты совершенно не тем.
- С клюшкой, кстати, неплохо управляется президент УЕФА Мишель Платини, у которого гандикап скромнее вашего - семь против пяти. Не пробовали с ним играть?
- Мы обсуждали подобную перспективу, ведь Европейский футбольный союз проводит собственные турниры по гольфу - в том числе для игроков. Однако пока разговорами все и ограничилось.
- Вы ведь планируете сыграть в июльском чемпионате Украины по гольфу.
- Главный закон для футболиста накануне турнира уровня чемпионата Европы - не распыляться! Всему свое время: сейчас передо мной стоит цель набрать как можно лучшую форму и максимально успешно выступить со сборной на Euro-2012. Лишь после этого позволю себе отвлеченные мысли - о том же гольфе, например. Но никак не раньше.
- Если не гольфом - чем занимаете в Вальзее паузы между занятиями или выпадающие после контрольных матчей полувыходные дни?
- Читаю, заглядываю в интернет, разговариваю по телефону. Скучать, словом, не приходится.
- Ошибаются те, кто думает, что турецкий сбор был больше отдыхом, чем подготовкой к чемпионату Европы?
- Еще как! В Белеке мы готовились целенаправленно, проводя по две тренировки в день, и единственным отличием этого сбора от традиционных была возможность взять в Турцию жен и подруг. Режим, понятно, построили таким образом, что мы могли между занятиями проводить время на собственное усмотрение: пойти на пляж или в ресторан, встретиться с друзьями. Сбор в семейном режиме позволил нам без отрыва от тренировочного процесса проветрить мозги и расслабиться.
- Отчего вы не взяли на сбор свою жену Кристен?
- Не с кем было оставить детей, а в федерации нам сказали, что на сбор приглашаются только жены и подруги. К тому же у Джордана и Кристиана еще продолжались занятия в школе.
- Насколько полезным оказался в Турции контрольный матч с дублем Антальяспора, занимающего 15-е место в чемпионате своей страны?
- Уровень противника значения не имел. Можете считать эту игру дополнительной тренировкой. Или, как говорил в таких случаях Валерий Васильевич Лобановский, тренировкой с повышенной ответственностью.
- Андрей Баль прокомментировал вашу разгромную победу с улыбкой: "Столько на моей памяти не забивали и командам пивзаводов"…
- Думаю, нам и не нужен был в тот момент серьезный оппонент. Ребята получили от игры удовольствие, сыграли без лишнего перенапряжения, но в охотку. Важно заметить, что на матч при этом мы вышли с серьезной внутренней мотивацией.
- Не было в ней недостатка, по словам Блохина, и в контрольных встречах с Эстонией и Австрией. С учетом того, что играла сборная Украины на фоне усталости от двухразовых тренировок, можно считать эти матчи показательными для оценки готовности сборной к чемпионату Европы?
- Как мы готовы, объективно покажет, наверное, лишь игра со шведами. (Чихает). Вот видите, правда. Только 11 июня на Олимпийском можно будет сделать объективный вывод о том, как мы подошли к турниру в физическом и психологическом отношении. Сборная готовится не к товарищеским поединкам - они нужны для того, чтобы игроки и тренерский штаб получили необходимую информацию и сделали выводы. Только турнир, начала которого с нетерпением ждем, покажет, чего мы стоим на самом деле.
- Непохожий сюжет матчей с Эстонией и Австрией - следствие разного уровня соперников или все же большей усталости наших футболистов ко второй игре?
- Более высокий, в сравнении с эстонцами, класс австрийцев, конечно, сыграл свою роль, однако и сбрасывать со счетов тяжесть, возникавшую в наших ногах и головах, я бы тоже не стал. При счете 2:2 это было особенно заметно: соперник, продуманно готовившийся к товарищеским поединкам с Украиной и Румынией, выглядел свеженьким, тогда как мы - испытывали проблемы не только с физикой, но и со скоростью принятия решений.
- Не парадокс ли: с одной стороны - хроническая усталость, с другой - биохимические исследования показывают улучшение физической готовности игроков с момента начала подготовки?
- По-моему, все логично. Не выполни мы на двух сборах плановый объем работы, откуда взялась бы необходимая физическая форма? Находясь под нагрузками, мы не позволяем нашему организму расслабиться после тяжелого клубного сезона, и, видимо, тренерский штаб учитывал это, продумывая программу нашего пребывания в Турции и Австрии: в какой момент сделать работу более интенсивной, а в какой - немного отпустить вожжи, дать ребятам возможность передохнуть и набраться психологической энергии накануне чемпионата Европы.
- Блохин обращается к наиболее авторитетным игрокам сборной, к числу которых вы, конечно, относитесь, за советом: какой состав или тактику выбрать, какие коррективы внести в тренировочный процесс?
- Советами я бы наше общение с главным тренером не назвал. Если Олег Владимирович считает необходимым обсудить с футболистами какой-то спорный вопрос, он это делает. В команде есть Толик Тимощук, Андрей Воронин, я, Олег Гусев - те, кто прошел с ним чемпионат мира. Но все это - внутренняя кухня, посвящать в детали которой прессу мне бы не хотелось. Могу лишь сказать, что от режима двухразовых тренировок мы пока, за исключением послематчевых дней, не отходили ни разу.
- Вам в качестве футболиста довелось работать со многими успешными наставниками, в том числе - с легендарным Валерием Лобановским. Сейчас, на исходе игровой карьеры, готовы уверенно сказать, что тренерская профессия - это ваше?
- Уверенно о своем будущем я пока говорить не готов. (Пауза). Знаете, в футболе я хотел бы остаться в любом случае. В каком качестве? Спросите меня об этом, когда решу повесить бутсы на гвоздь. Пока же я остаюсь действующим игроком…
- …и, судя по тому, что не строите планов на перспективу, будете оставаться им и после чемпионата Европы. Не ошибаюсь?
- Да я и сам не знаю пока ответа на этот вопрос. Со сборной я совершенно точно намерен проститься после Euro, но что касается клубной карьеры - решения пока нет.
- Если продолжите играть - останетесь в Динамо или примете предложения клубов MLS, о которых упоминали в нашей прошлой беседе?
- Предложения есть, но мне еще предстоит решить, какое из них интереснее. А контракт с Динамо у меня уже истек.
- В последние годы вы не раз говорили мне, что возможность сыграть на домашнем чемпионате Европы для вас на данном этапе - самая главная мечта. Будет ли после того, как она осуществится, что-то такое, чего все же станет недоставать Андрею Шевченко для полного счастья?
- Даже если моя игровая карьера завершится совсем скоро, я вряд ли стану об этом жалеть и тем более сетовать, что какие-то планы не сбылись. Что-то, быть может, получилось не так, как я рассчитывал, однако мне довелось играть в великих командах и добиваться с ними высоких результатов. Нельзя сказать, что участием в Euro-2012 будут исчерпаны мои мечты: появятся новые, и вовсе не факт, что они будут связаны с футболом.
А пока без игры, которой я отдал, кажется, всю сознательную жизнь, себе этой жизни не представляю. Предстоит последний в моей жизни большой турнир, к которому собираюсь подготовиться без малейших поблажек. Планирую выжать из своего организма максимум, который возможен в 35 лет. Честно говоря, жаль, что невозможно повернуть время вспять: я был бы рад, окажись сейчас несколько моложе.
- В какой возраст вернулись бы, окажись в вашем распоряжении машина времени?
- С удовольствием скинул бы с плеч лет десять. Именно в начале века, мне кажется, я находился в отличной физической форме, был молод, но уже достаточно опытен. Хотя… Не отказался бы, наверное, стать и двадцатилетним: сколько всего было бы впереди. Но жизнь тем и хороша, что изменить в ней что-либо не в наших силах.