Мирча Луческу, фото ФК Шахтер
О приглашении в «Шахтер: "Руководство клуба вышло на меня, когда я работал в Галатасарае. Я мало что знал о Шахтере, встретился с его представителем в Бухаресте. Президент должен был прислать за мной самолет, но стояла непогода, потому ничего не вышло. Я выиграл чемпионат Турции, ушел в Бешикташ, с которым выбил киевское «Динамо» из Кубка УЕФА. Ко мне снова обратились из Шахтера, но я отказал - хотел выступать в Лиге чемпионов. Тогда Ахметов прибыл в Стамбул. "Ты уже выиграл два чемпионата кряду, третий титул взять не получится", - сказал он. Мы отставали от лидера на 11 очков, потому я понял, что президента прав. Я пообещал поговорить с ним по окончании сезона. Первенство завершилось, я на несколько дней отправился в Италию, и Шахтер прислал за мной самолет. Мы прилетели в Донецк, и меня представили всем как нового тренера".
О построении команды: "Я решил строить ее вокруг молодых игроков. Сказал президенту, что мы не можем позволить себе покупать сформировавшихся футболистов - они не поедут в Украину, а если и поедут, то за очень большие деньги. Таким образом, мы решили брать талантливую молодежь, работать с ней, выводить на новый уровень".
О привлечении бразильцев: "Это было чрезвычайно сложно. В команде был только Брандау, но ему было тяжело адаптироваться. Потому мы взяли Матузалема: молодого, но уже с именем. Когда он появился в Шахтере, стало легче уговорить других, в Бразилии все говорили про наш клуб, сами хотели приехать в Украину. Уроженцам Бразилии нужно много работать, чтобы стать профессионалами европейского уровня, они слишком веселые".
О секрете горняков: "Секрет прост: у президента должна быть философия, он должен найти тренера, который ее разделяет и передаст футболистам. Если все думают в одном направлении, то результат придет".
О философии: "Прежде всего, образование, воспитание. На каждом уровне: физическом, культурном, бытовом. Затем - отношение, подход. Рядом со мной нет места негативно настроенным людям. Играешь ты или нет, всегда должен быть позитивным, у нас в команде нет звезд. Третье - дисциплина. Я никогда не штрафую игроков, вместо этого разговариваю с ними. Не позволю, чтобы гнилое яблоко портило атмосферу. Далее - селекция. За мной остается последнее слово в трансферных вопросах, я ищу исполнителей с характером, умных, ответственных. Ну, и подготовка. Многие тренируют упражнения, а я - принципы. На поле все должны стремиться к одной цели".
Об игре команды: "Мы работаем над синхронностью действий, пытаемся действовать разнообразно. Мои подопечные обязаны прорабатывать множество вариантов, выбирая лучший из них. Когда я приехал в Украину, Лобановский был тренером-победителем, все играли, как он, - персональная опека, либеро. Затем увидели, что Шахтер выигрывает, действуя совсем иначе, и начали меняться. Я не приверженец одной формации, за карьеру пробовал все, что возможно. Но я не хочу, чтобы моя команда сегодня добивалась успеха, а завтра ее ждал провал. Мне нужна прочная база, и победы будут приходить сами по себе. Конечно, можно делать, как некоторые великие тренеры в наши дни: потратить 100 миллионов, купить сильнейших футболистов. Но это слишком легко. Я всегда думаю о будущем. Если кто-то уйдет, у меня уже готова ему замена - футболист, который год-два работает, чтобы быть готовым стать основным".
О новом поколении тренеров: "Им повезло, у них есть возможность наблюдать, учиться. Раньше каждый тренер держал свои методы в секрете, я не мог смотреть, как работает другой специалист, или, к примеру, читать его книги. Когда я был футболистом, то был требователен к свои наставникам, хотел знать все. Сейчас молодежь фокусируется на тактике, но они забывают об основах, о технике".
О Ювентусе: "Я уважаю эту команду, с интересом наблюдал за их прогрессом. Сейчас Юве снова может побеждать - даже в Европе. И дело не только в молодежи - у Буффона и Пирло тоже отличная мотивация".