Сергей Палкин, фото ФК Шахтер
Об очередном чемпионстве: "Это говорит лишь о том, что мы идем правильным курсом, придерживаемся своей философии. Та идеология управления и взглядов на футбол, которая есть у клуба, приносит свои плоды - отсюда и спортивный результат. Я считаю, что от сезона к сезону завоевывать золотые медали все сложнее и сложнее. С одной стороны, многие наши конкуренты знают, в какой футбол с нами играть, какие у нас сильные и слабые стороны. Можно сказать, нашу команду уже по молекулам разложили. С другой стороны, чем выше авторитет Шахтера, тем задорней против нас играет любая команда. Даже та, которая находится на последнем месте. Потому что для неё большая мотивация - хотя бы один раз в сезоне показать игру на максимуме своих возможностей. Выиграть у чемпиона - большая мотивация для любой команды. Поэтому и следующий чемпионат будет куда сложней, а борьба за золотые медали - еще трудней".
О главном конкуренте на внутренней арене: "Металлист, который сегодня добился права участвовать в квалификационном раунде Лиге чемпионов. Считаю, что эта команда продолжит развитие и покажет себя в следующем сезоне. Жду очень серьезной борьбы между нами и харьковским клубом".
О выступлении в Лиге чемпионов: "Мы выглядели очень хорошо в групповом этапе. Для нас это большой плюс, потому что в условиях украинского чемпионата достичь таких показателей сложно. Если поставить Ювентус и Челси в сегодняшние наши украинские условия с точки зрения конкурентоспособности чемпионата, интенсивности игр, ажиотажа, то не знаю, где бы они были. Главное, чтобы результаты, которые мы показываем, были стабильными. Чтобы это продолжалось из сезона в сезон. Если каждый раз мы будем играть в групповом этапе Лиги чемпионов, это будет хороший уровень. И тогда в будущем мы добьемся больших результатов".
О поражении Боруссии: "Луческу в одном из интервью сказал, что победитель пары Шахтер - Боруссия выйдет в финал. И, как видите, немецкий клуб дошел до решающего поединка. Нам попался очень сильный соперник, который находится на очень большом подъеме. С другой стороны, основная причина того, что не получилось как следует сыграть, - в том, что чемпионат в Германии в феврале-марте в самом разгаре, команды там уже вышли на свой уровень физического состояния. А у нас ведь та же проблема, что и в России: чемпионат начинается позже, игр по сравнению с немецким чемпионатом мало. Уверяю, что ни одна товарищеская встреча не заменит по накалу игр чемпионата. Функционально мы еще не были готовы к такому напору - Боруссия физически выглядит очень впечатляюще. И когда мы выходим на матч с такой командой после долгого перерыва, то находимся с ней на разных стартовых позициях. Кроме того, перед тем как сегодня сравнивать наш клуб и Боруссию, для начала нужно сравнивать наши чемпионаты, как у нас всё устроено и на каком уровне. А потом уже можно будет делать свои поправки в оценке произошедшего. Естественно, мы хотели пройти как можно дальше в Лиге чемпионов, но жребий есть жребий.
Об уровне украинского чемпионата: "Хотя в этом сезоне мы оторвались от преследователей и заранее завоевали чемпионство, всё равно турнир по-своему развивается. Есть свои плюсы и минусы, которые можно обсуждать. А вот чего больше, нужно уже смотреть…Как чемпионат сильнее – российский или украинский? Российский сильней. Сильна та страна, где много клубов добротного среднего класса. Сегодня же в украинском чемпионате есть команды, которые занимают топовые позиции, а разница между ними и остальными - бездна. С точки зрения бюджета, инфраструктуры и многих других вопросов. В России же крепких середняков намного больше. Да и топовых клубов на пару больше будет, чем у нас. Поэтому и накал в чемпионате у вас выше".
О ставке на иностранного тренера: "По большому счету, если анализировать ситуацию с украинскими тренерскими кадрами и взять нашу академию, то предпочтения мы отдаем своим специалистам. Естественно, большинство из них - бывшие футболисты, которые понимают футбол и знают всё изнутри. Мы сегодня стремимся, чтобы они проходили достойную практику, их обучали новым тенденциям в тренерском направлении - все силы брошены на это! Но вообще сегодня данный вопрос лежит не только в разрезе спорта и тренерских кадров. По большому счету, эта проблема шире. Речь идет о системе образования в стране. Думаю, что в России точно такие же трудности. И у вас, и у нас есть много схожих проблем, и в спорте в частности.
Мы анализировали и смотрели, как происходит на Западе: даже если ребенок играет в футбол, в приоритете у них остается образование! Поэтому если из парня не получится игрок, то он, имея образование, всё равно найдет себя в жизни. А у нас - сплошные перекосы: ты ушел в спорт и больше ни на что не смотришь! А потом, когда с футболом заканчиваешь, идешь тренировать. И только тогда начинаешь понимать, что тренер - это не только знание футбола, но и психология, и аналитика, много других вопросов, которые, просто играя ногами, ты не постигнешь.
Если проанализировать ситуацию за последние пятнадцать лет, то сколько тренеров вышло из той же Португалии? Там весь образовательный процесс выстроен по-другому! Главное - иметь систему. Если она будет выстроена, будет и результат. Возьмите, к примеру, нашего тренера. Найдите мне украинского или российского тренера, который знает семь языков, как Луческу! А у нас в команде игроки многих национальностей. Одни могут говорить на русском, другие - на португальском, третьи - на английском, четвертые - на французском… Чтобы лучше донести информацию, с футболистом надо говорить на его родном языке. Хотя у нас по контракту все игроки обязаны выучить язык той страны, в которой они находятся. Пока идти на Запад за тренером - вынужденная необходимость. Мы же не с жиру бесимся!".
О большом количестве легионеров в Шахтере: "У нас нет никакого перебора, поскольку в наличии оптимальное количество футболистов! Вопрос в том, а есть ли эта проблема? Посмотрите сегодня на сборную Бельгии, которая идет в отборочной группе чемпионата мира на 1-м месте. Насколько я знаю, в бельгийском чемпионате нет никакого лимита. Так что вопрос - риторический. А вообще вопросом национального футбола заниматься надо не в клубах - там не решат проблем, которыми должна заниматься страна на уровне президента и федерации футбола. Если страна в футбол не играет, нет полей, то о чем можно говорить? Когда вы проедете по Бельгии на машине, то увидите, что там вся страна играет в футбол. Так же - в Германии. При всём том, что в той же «Баварии» сегодня играет около 50 процентов легионеров.
Развитие футбола должно идти с корней. А то мы залезли на верхушку айсберга и бьем по голове, делая лимит на легионеров, и думаем, как всё здорово. А на самом деле ничего хорошего не делаем. Только взвинчиваем цены на местных футболистов, которые не соответствуют уровню денег, которые сегодня за них платят. Точно такое же положение и в России. Мы копаем не с той стороны - сегодня нужно было сделать просто: есть требования по лицензированию клубов. Один из критериев - наличие академии и инфраструктуры под нее. В соответствии с этим мы получим много ответов на вопрос о подготовке своих кадров. Повторяю: мы ищем корень зла не там, где надо".