Это не 1:7. Это не эпическое унижение. Это не тот результат, который отразится на поколениях. Но в некотором смысле, вылет Бразилии от Парагвая на Копа Америка действительно оказался сокрушительным. И это не было неким опустошением, которое можно списать на случайность, ибо приобрело характер тенденции. Селесао покинула турнир, проиграв 3:4 в серии пенальти после ничьей со счетом 1:1 в основное время, потому что сейчас - это бледная команда, которая уже не генерирует эмоциональные крайности, как когда-то раньше.
Четыре года назад Бразилия также выбыла из Копа Америка после серии пенальти в матче против Парагвая, но в этот раз все было хуже, куда хуже. Тогда, по крайней мере, речь шла о новом поколении, которое стучится в национальную команду; было ощущение, что такие фигуры, как Неймар и Гансо, еще не совсем готовы для подобных матчей, но вскоре уже будут. Если этот турнир и доказал что-то, то только то, что пентакампеоны серьезно зависимы от Неймара, а также то, что форварду некомфортно (как, впрочем, и всем), когда на него оказывается давление.
Одержимость беговой работой и атлетизмом, которые с запозданием получили свое развитие в качестве ответа на вылет сборной из ЧМ-1966, стало догмой. Пришедшая к власти в 1964 году в Бразилии диктатура ввела технократов во все сферы жизни - это стало манифестом веры в то, что все можно измерить и проанализироватьПрошло уже много времени с тех пор, как португальское выражение "jogo bonito" ("красивая игра") было чем-то отличным от пустого маркетингового слогана. Красота уже не присуща бразильскому футболу. Одержимость беговой работой и атлетизмом, которые с запозданием получили свое развитие в качестве ответа на вылет сборной из ЧМ-1966, стало догмой. Пришедшая к власти в 1964 году в Бразилии диктатура ввела технократов во все сферы жизни - это стало манифестом веры в то, что все можно измерить и проанализировать. Вот почему военный инструктор, капитан Клаудио Коутиньо, возглавлял пентакампеонов на чемпионатах мира в 1974-м и 1978-м годах. 80-е годы и Теле Сантана на короткое время вернули расцвет старого стиля, как будто случилось возрождение мифа, но с той поры дрейф в сторону прагматизма стал неумолим.
Уже не было Жерсонов, Фалькао и Тониньо Серезо - одни только бегунки и бойцы. Те же, кто иногда прогуливался перед чужой обороной, томно задавая ритм игры, были отправлены на фланги, превратившись в латералей. Теперь матчи проходят под знаком бойцовского характера и преодоленного расстояния. Это, конечно, право Бразилии: в конце концов, она не обязана соответствовать романтизации маркетологов прошлого, и это она выиграла два своих кубка мира путем объединения твердого ядра игроков с горсткой фантазеров.
"Они никого не выпускают", - еще до унижения Селесао в поединке с Германией на ЧМ-2014 рассказал когда-то в интервью Wall Street Journal менеджер Арсенала Арсен Венгер. "Даже в полузащите - у них есть хорошие игроки, но это не те великие бразильцы прошлого". А те, кто все же заявляет о себе, как правило, быстро покидает родину, как только талант успевает проявиться: 12 футболистов из нынешнего состава сборной Бразилии не провели и 50 матчей в чемпионате родной страны, что только усиливает чувство разобщения в команде.
Что проявилось в последнее время, что подавило понятие красивой игры - это хамство. Можно проводить чемпионат мира и ожидать всенародной увлеченности в процессе, усиливая эффект, но скатывание из прагматизма в целесообразность имеет давние корни. Повторное назначение Дунги у руля пентакампеонов, Повторное назначение Дунги у руля пентакампеонов, которое стало шагом назад в доисторическое прошлое, стало по сути отказом от необходимости в переменах, откатом в консерватизм, который в первую очередь создал эти проблемыкоторое стало шагом назад в доисторическое прошлое, стало по сути отказом от необходимости в переменах, откатом в консерватизм, который в первую очередь создал эти проблемы. Знакомое может казаться удобным, но оно отзывается самоуспокоенностью и неготовностью верить, что весь остальной мир ушел вперед без тебя.
На рубеже веков в Бразилии была молодежная сборная, которая оставалась в раздевалке до последнего момента, заставляя соперника ожидать своего выхода в туннеле, после чего заряжалась криками и плевками в оппонентов, что обычно заканчивалось успешной попыткой их деморализации. Это происходило на юношеском турнире, цель которого - вроде как развитие игроков. Такой сильной была жажда победы, что подобное поведение, которое претит каждому, встречало попустительство, возможно, даже со стороны тренеров.
"Давление, которое требует только побед, всегда существует в Бразилии", - заявил Дунга перед Копа Америка. "Национальная команда должна остаться конкурентоспособной и успешной любой ценой", - добавил он. Любой ценой - таковым неприятным вышла крайность истерии, что окружала и совершенно подавляла Селесао в прошлом году, а также лучше всего выразилось в тактических фолах сборной.
Кое-что из этого чувства целесообразности, возможно, ушло, но раздражение Неймара, ставшее причиной удаления в игре с Колумбией, наверняка родилось из симбиоза тех требований, которые к нему предъявляются публикой, а также его разочарованием, что соперник имеет наглость пытаться его остановить. Посему тактические фолы сопровождали игру бразильцев и на этом турнире.
Перед четвертьфиналом пентакампеоны были на 5-м месте по среднему количеству нарушений за игру, что не выглядит так уж плохо, пока не обращаешь внимание на процент владения мяча. Ведь обычно фолы - это Перед четвертьфиналом пентакампеоны были на 5-м месте по среднему количеству нарушений за игру, что не выглядит так уж плохо, пока не обращаешь внимание на процент владения мяча. Ведь обычно фолы - это следствие игры без мячаследствие игры без мяча; те две сборные, которые лучше держали сферу - Чили и Аргентина - в среднем совершили меньше всего нарушений за матч из всех участников первенства.
В конце поединка против Венесуэлы Бразилия играла с четырьмя центральными защитниками, тогда как Дани Алвеш действовал на правом краю, а Элиаш - на позиции выдвинутого вперед центрхава. В одном из эпизодов последний, находясь без опеки, получил мяч в центральном круге, развернулся, и, не увидев никого перед собой, запустил снаряд в сторону углового флажка, чтобы потянуть время. Какой-то циничный и уродливый футбол.
Это уже не футбол, где важно победить. Понадобился блестящий пас от Неймара в добавленное время, чтобы выиграть у Перу. Затем Бразилия проиграла Колумбии. Они выглядели бледно, когда вели со счетом 2:0 в матче с Венесуэлой. Затем, оказавшись впереди после того, как Робиньо замкнул прострел Дани Алвеша (двое игроков, которым уже за 30 лет - были лучшими в своей сборной), пентакампеоны умудрились позволить заурядному Парагваю вернуться в игру. Голевое касание Робиньо было их единственным касанием в штрафной Гуарани за весь первый тайм!
Что было наиболее поразительным - отсутствие страха насчет Парагвая, даже когда они просто забрасывали мячи в штрафную Бразилии. Уже оставшись без защиты панцирем своей репутации, все, что осталось от Селесао - это слабость и неприглядность. В конце матча чилийские болельщики, которых было большинство, просто насмехались. Это звук, который должен жить вместе с Бразилией и служить увертюрой ее провала. Красота пропала, аура исчезла, а вместе с этим улетучилось уважение всего континента.
Материал Джонатана Уилсона, The Guardian