Тот отрезок истории американского футбола, когда речь заходит о Баффало Биллс начала 90-х, вспоминают с придыханием и, одновременно, язвительной ухмылкой. Марв Леви, Тед Марчиброда, Джим Келли и "K-Gun нападение". Четыре проигранных СуперБоула кряду и клеймо вечных неудачников. Брюс Смит и Андре Рид, наконец. Или Ралф Уилсон, если хотите. Кстати о владельце Бизонов. Уилсон, военный, бизнесмен, масон, коневод и фанат американского футбола, наряду с "титаном" Бадом Адамсом - последние из могикан НФЛ. Эти люди безгранично преданы нашей любимой игре и их судьбы - повод для длинной статьи об истории американского футбола. Ведь если бы не было Ралфа Уилсона и той фразы "рассчитывай на меня в Баффало"...
Но сегодня мы говорим о феноменальном нападении Биллс и о фигуре квотербека той команды Джима Келли в разрезе нашей рубрики "Профессия Квотербек". Итак, времени на построение защиты/написания статьи у нас в обрез, играем "но-хаддл". Поэтому, хат, хат, хат, снэп, "бамб"!
Не так гладко началась карьера Джима Келли в холодном Баффало, как она там завершилась. Покидал Бизонов Джим в качестве живой легенды. Восемь раз из 11-ти Келли и Ко играли в плей-офф в бытность экс-игрока The U квотербеком Биллс. Четыре проигранных СуперБоула, шесть титулов чемпиона AFC East и т.д. и т.п. Об индивидуальных рекордах Келли лучше всех знает Википедия, милости просим. Так вот, не хотел играть уроженец штата Пенсильвания в Баффало, хоть ты его стреляй! Да, да, да, Бизоны были тем фрэнчайзом, который выбрал Джима на драфте 1983-го года под общим 14-м номером.
Сам Келли и рассказывает забавную историю о дне 26-го апреля 83-го:
"Сижу, значит, я дома, смотрю трансляцию драфта и молю Бога, чтобы меня не выбрала "холодная" команда. Я не хотел играть в Миннесоте, Грин Бэе, Детройте или Баффало. Особенно в Баффало, где Биллс положили на меня глаз. И когда Бизоны под 12-м номером взяли Тони Хантера, я обнял свою мать и завалил ее на пол! Потом долго извинялся, когда у нас дома раздался звонок, и мой агент сказал о том, что у Баффало есть еще один пик первого раунда. У меня все "упало", когда чуть позже я услышал, что под 14-м номером Биллс выбрали квотербека Ураганов из Майами Джима Келли".
Стоит сказать, что теплолюбивый Келли, который провел четыре сезона в составе команды Университета Майами во Флориде, имел основания бояться холодов в Баффало. Гики статистики уже давно подсчитали, что Бизоны во второй части регулярки по традиции сдают, в их игре невооруженным взглядом виден спад. Стадион частенько полупустой, когда мороз "щиплет" за щеки, а болельщики Биллс сидят дома, у телевизора. Те истинные придурки фанаты с голыми торсами и синими буквами на животах не в счет. Как играть в таких условиях? Вот Джим и не хотел искать ответ на этот вопрос.
Это потом, годы спустя по завершении карьеры игрока, Келли скажет, что не мог желать себе лучшей судьбы и лучшей команды. Но тогда, в 1983-м, желал, да еще как. А, как известно, если чего-то сильно хочешь, даже вселенная тебе помогает. В нашем случае вселенная приняла облик генменеджера таких себе Чикаго Блитц из USFL Брюса Аллена. Именно Аллен был тем, кто вызвонил Келли уже в офисе Биллс, куда тот прибыл подписывать контракт, и убедил "придержать гнедых". А потом сделал предложение не хуже крестного отца: выбирай любую из команд USFL! Молодая Лига только-только набирала популярность и каждый талантливый игрок был там на вес золота. Парни из USFL не гнушались любых методов, приглашая звездных студентов. Работали сообща, поэтому генменеджер Чикаго, найдя способ, притащил Джима в USFL. Заметьте, не в свою команду. Келли ведь выбрал Картежников из Хьюстона и их Астродоум. Хотя, по иронии судьбы, мог уже тогда в 1984-м поиграть под руководством Марва Леви. Советую вам, джентльмены, запомнить эту фамилию.
Если хватит времени и здоровья автор сего опуса обещает поведать вам на страницах нашего сайта историю USFL. В статье про Стива Янга мы уже вскользь коснулись футбольной Лиги Соединенных Штатов. Но пока все никак, то чернила не хватает, то... Но мы о Картежниках и Келли. В составе Хьюстона выпускник Университета Майами установил несколько рекордов, получил статуэтку MVP сезона и... уехал в Баффало! Да, USFL скоропостижно скончалась, а у Бизонов оставались права на Джима. Вернее, ее убили, безжалостно и жестоко. Но мы остаемся верны себе и едем мерзнуть на берега озера Эри, что в штате Нью-Йорк, вместе с нашим героем.
Вот здесь и начинается самое интересное. Посреди сезона 1986-года Баффало покинул Хэнк Балло и Ралф Уилсон пригласил на пост хэд коуча Марва Леви. И бывший тренер Вождей из Канзаса, Жаворонков из Монреаля и Блитцов из Чикаго, начал строить боеспособный коллектив с Андре Ридом, Брюсом Смитом и Джимом Келли в составе. И идеями в голове. Впрочем, идеи эти назвать новаторскими язык не поворачивается. Кто был новатором, так это такой себе Сэм Вайч, наставник Цинциннати. Этот Вайч, смекалистый парень, как видно, еще в бытности тренером студенческой Индианы Х(г)усьерс, смекнул , что "быстрое нападение" может принести свои плоды. О чем речь? Дело в том, что тогда, в 80-х, только Билл Уолш и носился со своим уэст кост оффенсом. 49-х пытались копировать другие команды Лиги, но не у всех Монтана и Райс в составе, да?
Что придумал Вайч? А ничего особенного! Он просто взял и начал использовать, так называемое, "двухминутное нападение", намного чаще, чем это было принято. То есть, тренер Бенгалс в противовес всем остальным очень часто использовал атакующую стратегию, которую по традиции в НФЛ применяли только в заключительные отрезки игры - за две минуты до конца 2-й и 4-й четвертей. Или, что еще логичней, когда команда проигрывает и ей нужно отыграться, а времени в обрез. Что делает такая команда? Правильно, она по минимуму использует хаддл, быстро совершает розыгрыши, по максимуму играет в пас; одним словом действует БЫСТРО. Вот вам и hurry-up offense. А no-huddle - это только часть "поспешного нападения" или, как называл его сам Вайч, "атакующего нападения".
Да, такое нападение действительно требует просто таки военной выучки, когда каждый, повторюсь, каждый игрок нападения знает свою задачу на условный розыгрыш и не нуждается в повторении или напоминании. Ведь, по сути, зачем нужен хаддл: кьюби команды проверяет, все ли поняли, какая комбинация будет разыграна, дает указания и подсказки. В то же время защита соперника отдыхает, переводит дух, координатор обороны выпускает нужный "персонал", тщательно готовится ответ нападению. И тут, как чертик из табакерки, выскакивает Вайч с его но-хаддл нападением!
В НФЛ к такому не были готовы. Лига начала придумывать правила, ограничивая использования данной тактики. Почему? Тигры во второй половине 80-х размазывали по газону практически любого оппонента. Состав у команды Вайча был далеко не звездный, но ни одна защита Лиги не могла справиться с но-хаддлом. Координаторы обороны в игре с Цинци попросту не успевали выпускать на поле нужный "персонал", и защита выдыхалась задолго до завершения поединка. Тигры взвинтили темп игры, увеличили количество драйвов, повысили эффективность атаки. И не удивительно, что в сезоне 88-го года у них был шанс завоевать СуперБоул. Но Уолш и его Фриско смогли достойно ответить Бенгалс - 26:21. Уверен, не вставляй Лига палки в колеса "бенгальцам" и Вайчу, сейчас в музее Цинциннати красовался б трофей Ломбарди.
Продолжение следует…