- Сергей, тема детского спорта для вас, по-моему, очень актуальна?
- Мы твердим уже много лет: дети с раннего возраста должны заниматься спортом, чтобы развиваться умственно и физически. И с каждым годом проблемы подрастающего поколения только усугубляются. МОК изучал статистику по детским заболеваниям, тенденция угрожающая, особенно в больших городах. Поэтому и было принято решение, что необходимо менять образ жизни, поведенческую модель молодежи. Молодые люди сегодня занятия спортом ассоциируют с компьютерными играми или просмотром спортивных трансляции по телевизору. Я как-то был на Мальте, мы общались с детьми. И разговорился с одним с мальчиком, который сообщил, что занимается футболом. Я его спросил, в какой команде он играет, на что ребенок ответил, что он играет в футбол на компьютере. Парень в полной уверенности, что занимается спортом.
- Как привлечь детей в легкую атлетику?
У нас создана детская программа, инициатором ее стал президент ИААФ Ламин Диак. И, по моему глубочайшему убеждению, продвигать этот проект должны национальные федерации совместно с министерствами образования и здравоохранения. Каждая национальная легкоатлетическая федерация должна заниматься не только спортом высших достижений, возить свою сборную на чемпионаты мира и Олимпийские игры, но и реально отвечать за развитие легкой атлетики в стране, в том числе и за пропаганду нашего вида спорта, за то, чтобы заинтересовать взрослых и, конечно, детей.
- Это сложно?
- Уверен, что нет. Мы в июле проводили занятия по нашей программе в Киеве. Выбирали детей из обычной школы, разбили их на команды. Ребята бегали эстафеты, обучение и развитие происходило в игровой форме. А им это очень нравится. После этого дети начали спрашивать, где можно записаться в секцию или в клуб по легкой атлетике. Я очень хорошо помню, что на тренировках у Виталия Петрова всегда было интересно. Вот самое главное условие для того, чтобы маленькому спортсмену захотелось прийти на следующую тренировку. Я ведь тоже не сразу выбрал легкую атлетику, хотел пойти в футбол, но остался у Петрова, потому что мне было интересно.
- Как привлечь зрителей на легкую атлетику?
- Нужно просто профессионально строить свою деятельность. Четко определить: где и как ты собираешься проводить соревнования. Необходимо использовать маркетинг, рекламу. Это все очень важно. И, кстати, относится не только к зрителям, но и к спонсорам. Вот один пример из опыта НОК Украины. Мы потеряли одного из сильнейших спонсоров, компанию, которая многие годы поддерживала и МОК, и Олимпийские игры. Просто люди в этой компании почувствовали, что они только тратят на нас деньги, ничего не получая взамен. Они перестали быть частью нашей жизни, а стали просто "дойной коровой". Пришлось более года убеждать этих ребят вернуться. Под каждого спонсора должен быть подготовлен проект, расписаны акции, в которых участвуют представители всех сторон.
- О каких акциях идет речь?
- Мы проводим награждения в номинации "Лучший спортсмен и спортсменка года", "Лучшая команда", "Сильный духом", "Паралимпиец", "Лучший организатор". И все это на очень достойном уровне, с телевизионной трансляцией, пресс-конференциями. Проводим Олимпийский день, когда на Майдане себя рекламируют все виды спорта. Любой желающий может пробежаться, попрыгать, поиграть. В этом году у нас было представлено 28 федераций. Пришли посмотреть и поучаствовать 6-8 тысяч детей и родителей. Во время таких праздников можно увидеть чемпионов, посетить мастер-классы, пообщаться. В школах мы проводим олимпийский урок, дети знакомятся с олимпийскими ценностями, идеалами. Участвовать в таких событиях очень привлекательно, в том числе и для спонсоров, которые чувствуют себя вовлеченными в процесс, в жизнь. Грамотный маркетинг помогает решить эту задачу: тебе дают денег, а что ты даешь взамен?
- Легкая атлетика - индивидуальный вид спорта. Сложно было перестраиваться, когда Вы стали чиновников, ведь надо работать в команде. Или здесь тоже каждый сам за себя?
- Во многом это зависит от руководителя. Для того чтобы все получалось, коллектив, в котором ты работаешь, должен быть командой. Одно из преимуществ спорта в том, что многое, если не все, зависит от тебя. Есть маленькая команда: ты, тренер, врач, массажист. И здесь, конечно, легче. Другое дело в большом коллективе. Кто-то встал не с той ноги, у кого-то дома проблемы или еще что-то не так. Все это отражается на работе.
- Как Вы смогли перестроиться?
Все время надо идти вперед. То, что было вчера, остается в прошлом. Нужно смотреть вперед и постоянно работать над собой. Каждый день. Как гласит народная мудрость: "Век живи - век учись". В том-то и проблема большинства великих спортсменов: многие не могут перестроиться и всю жизнь остаются на своем пьедестале такого-то победного года. С одной стороны известность – это преимущество. Тебя все знают, перед тобой открываются многие двери, но ты и на новой работе должен доказать, что что-то можешь достичь и в другой области.
- 10 лет назад в Донецке Вам воздвигли монумент. Как себя чувствует человек, которому при жизни поставили памятник?
- Я был категорически против. Когда руководство города пришло ко мне с этим предложением, то я не принял это. Единственный аргумент, который заставил меня согласиться – понимание необходимости примера: общество должно кем-то гордиться и дети должны на кого-то равняться. А для себя я решил так. Это монумент спортсмену Сергею Бубке, а не мне.
- Когда Вы мимо него проходите, испытываете что-нибудь?
- Я отношусь к этому с юмором, могу поздороваться с ним: "Привет, Серега!". Но дистанция очень четкая. Ты живешь, ты человек. Я по этому поводу не двинутый, манией величия не страдаю. Хотя понимаю, что у меня есть достижения и мне, конечно, приятно, но немного неловко.
- Вы стали почетным гражданином Рио-де Жанейро. Для Вас это было неожиданно или Вы понимали, что это некий политический ход за год до избрания столицы игр 2016 года?
- Я почетный гражданин многих городов: Братиславы, Донецка, Луганска и еще нескольких.
- Вы за какой город – кандидат голосовали?
- За кого я голосовал, не знает никто и не узнает, пока я сам об этом не захочу сообщить. Руководители многих стран ходят и рассказывают, за кого голосовал тот или иной представитель МОК. Это непрофессионально и нечестно. Они просто нас подставляют. Ты ведь живешь в олимпийской семье, где тебе надо общаться, работать и сотрудничать. Был у меня один неприятный случай. Париж проиграл Лондону Олимпиаду 2012 года, какой-то журналист написал во французской прессе, что я голосовал за Лондон. Как меня потом во Франции обливали грязью, что я не голосовал за Париж. А мне интересно, откуда они это взяли, если никто не знает, за кого я голосовал?
-В суд можно за это подать?
- Да ну что вы, много чести им еще за это.