- Владимир, актуальна ли сегодня классическая схема - играть на ничью черными, на победу - белыми? Или же Марии стоит рисковать и бороться за перехват также черным цветом?
- Классическая схема всегда неплоха. Посмотрим, как будет складываться матч. Если Мария проиграет белыми, уже придется за оба цвета выходить на борьбу. Многое будет зависеть от тех дебютов, которые подготовлены. Мне кажется, по ходу матча начнет вырисовываться какая-то тактика – станет ясно, где надо рисковать, где не надо. Понятно, что если Мария будет вести в счете, то надежность выйдет на первый план.
В том же Вейк-ан-Зее от Хоу Ифань ничего не требовалось, и она могла играть спокойно, от обороны, а в матче она все же фаворитка и будет стараться победить. Это будет несколько иное соревнование. Интересно узнать, насколько она готова постоянно давить.
- В былые годы матчи на первенство мира продвигали вперед шахматную теорию, а также придавали интерес к шахматам у публики. И здесь большую роль играла роль личности чемпиона, а также политическая обстановка. Скажем, противостояние с Фишером, это было олицетворение противостояния с Западом. Но Хоу Ифань для Марии, я подозреваю, эмоционально нейтральна, она подходит на роль соперника, но не врага. На твой взгляд, это хорошо в плане борьбы за корону или плохо? Нужно ли воспитывать вот этот каспаровский инстинкт убийцы, или лишнее психологическое накручивание только вредит делу?
- Хоу Ифань всегда была корректна, в том числе в проигрышах, и все это очень индивидуально. Кому-то нужна спортивная злость, кому-то мешает. Что касается теории, то женские шахматы, конечно, тоже двигают ее, но не настолько сильно, как мужские. Все-таки в мужских шахматах и уровень другой и финансовые условия иные. Там целые команды работают. В нашем матче, я думаю, тоже очень сильно поднимут теорию. Я немного участвовал в этом деле и знаю, что новинки ты выдаешь в процентах 20-30-ти от того, что подготовлено. И часто чемпионы мира, которые проигрывали матч, затем сильно играли в следующих турнирах. Такое было, например, с Крамником. Когда он уступил в своем матче, он затем стал выигрывать, поскольку багаж знаний большой. И сегодня запас идей на высшем уровне очень важен. Конечно, сегодня есть Карлсен, у которого феноменальная техника, но, в принципе, на этом уровне если не обладаешь дебютными идеями выиграть очень тяжело. Карлсену это, правда, удается, но все равно, даже он играет определенный тип позиций, он тоже готовится. Не нужно также забывать, что игра идет на время и когда удается заставить соперника думать с первых ходов, он больше тратит сил, попадает в цейтноты.
- Одна украинская шахматистка уже потеряла корону в пользу Хоу Ифань, я имею в виду Анну Ушенину. Ей помогали, если не ошибаюсь, Коробов и Халифман. На твой взгляд, шансы Марии выше, чем были у Ушениной, или примерно такие же?
- Я считаю, что Маша все-таки посильнее Ушениной, это мое личное мнение. К тому же матч играется в Украине, а не в Китае, что тоже повышает ее шансы. С моей точки зрения Маша сейчас лучше подготовлена, опыта партий на высоком уровне у нее больше. Если Ушенина за год до матча стала играть в Гран-при, то Маша лучше готова к напряжению борьбы. Она серьезно готовится к этому матчу и я считаю, что шансы у нее неплохие.
- Давай представим ситуацию. Если бы ты был тренером Музычук у вас, соответственно, был бы определенный план на матч. Как лучше поступить, если столкнулись с ситуацией в виде поражения в первом или втором туре? То есть время на исправление ошибки есть, но нужно принципиально решить - менять ли изначальный план на матч и стараться как можно быстрее отыграться, или лучше не дергаться и придерживаться той стратегии, которая была выработана изначально? Этот момент достаточно важный. Насколько я помню матч, который Каспаров проиграл Крамнику, Гарри не был готов к раннему поражению. Он проиграл вторую партию и потом за весь матч не выиграл ни одной партии.
- Конечно, должен быть не один план развития событий, а "на все случаи жизни". Но есть разные ситуации. Бывает, шахматисты как раз после поражений начинают сильнее играть. Есть и те, кто наоборот, впадает в прострацию. Можно также вспомнить матч Крамник - Леко, когда Крамник проигрывал весь матч и в последней партии отыгрался. Когда играешь последнюю партию, напряжение очень сильно возрастает. Нужно все решать, опираясь на состояние шахматиста. Если человек долго держать напряжение не готов, то, возможно, действительно стоит рисковать. А можно взять тот же матч Карпов - Каспаров. Когда счет был 4:0 в пользу Карпова команда Каспарова приняла решение писать ничьи. И так они в какой-то мере измотали соперника. Каких-то универсальных рецептов здесь нет, надо решать по ходу дела.
- Допустим, Мария выигрывает на ранней стадии матча. Нужно ли будет в этом случае минимизировать риски и сушить партии, пытаясь удержать выгодный счет?
- Надежнее надо играть. Держать позицию, не рисковать, пусть рискует соперница. Это не сушка позиции, а игра в шахматы с запасом. Да и вообще я как-то не видел, чтобы Мария в своих партиях сушила. В том же Гибралтаре она играла. С тем же Раппортом стояла в проигрышной позиции, но все равно отыгралась. Хотя сушить тоже надо уметь, это может пригодиться в матчевой борьбе.
- Если Музычук утратит свою корону, то Украина как бы выпадет из больших шахмат. Ведь женщинам придется начинать все с начала, да и у мужчин мы не имеем представителя в турнире претендентов, то есть за корону мы не боремся. Можно посмотреть, что у нас на уровнях ниже. Среди перспективных шахматисток кроме Юлии Осьмак и выделить особо некого. Ты с ней работаешь, но чтобы поднять ее до уровня сборной ей нужно прибавить в рейтинге еще пунктов 100…
- Да, мы с ней плодотворно работаем, но этот год был не особо насыщенным. На то были свои причины, поступление в университет и так далее. Так что не все так просто. Если говорить о высших шахматах, то те же Гран-при, они ведь все равно идут. Например, прямо сейчас в Иране. Плюс Олимпиада в этом году в сентябре, женская и мужская.
- Но Олимпиада - командное соревнование…
- Да, но Гран-при ведь тоже выводит на чемпионский матч. Так что нельзя сказать, что мы совсем уж выпадаем из процесса. А что касается команды, то у нас есть жесткие четыре девушки, а пятое место в команде уже вариативно. Вообще это давняя проблема, что в женской сборной нет смены. Что поделать, надо же как-то дело поддерживать. А когда все пустили на самотек, то чего ждать? Чтобы они сами поднимались? Наша подготовка молодежи практически полностью лежит на родителях. Те же чемпионы Украины на юношеском уровне очень часто вынуждены ездить на чемпионаты мира за свои деньги. Так что проблема не нова. Если вы не заботитесь о резерве, вы его и не получаете -- это абсолютно нормальная ситуация.
- А ведь еще не так давно Маша Музычук сама была резервом, когда за сборную играла Катя Лагно…
- Да. И я не думаю, что ей сильно помогали, основная заслуга у родителей. Плюс сестра помогает. Есть также такая проблема, как количество нормальных турниров в Украине. Их же раз-два и обчелся. Чемпионат Украины и все. Когда-то были неплохие опены, но сейчас уже и не скажешь, в каком опене они могут нормально обкатываться. Если нет поддержки, нет и резерва, тут все понятно.
- Ты выступаешь в разных странах. Где сейчас наиболее комфортные условия? Наверное, в Германии?
- Да нет, в Германии как раз уже не так сладко. Я два года назад был тренером (не капитаном) мужской сборной Германии и помогал им на Олимпиаде. Знаю, что ситуация у них изменилась и в последнее время у них сократилось финансирование. Где шахматы развиваются, так это, конечно, в Китае. А в Германии лет пять назад шахматы признали спортом, дали финансирование, а теперь его урезают, насколько я знаю.
- Наверное, ярких талантов не хватает…
- Ну, мужская сборная стала чемпионом Европы. В принципе Германия и шахматы хороши, но на клубном уровне. А когда молодежь достигает определенного возраста она расходится по университетам и им уже не до шахмат. Шахматист в Германии -- это не профессия. Поэтому все перспективные шахматистки как правило идут учиться и с шахматами заканчивают. На юношеском уровне сильны Индия и Россия, там сильная поддержка. И с игроками ездят очень сильные тренеры гроссмейстеры. У нас же федерация не может себе позволить даже одного тренера послать на чемпионат мира среди юношей. А у них бывает и по три тренера. У тех же россиянок Миша Кобалия, он неплохой гроссмейстер за 2600, я хорошо его знаю, возглавляет всю юношескую сборную. Плюс еще личные тренеры у каждого участника. Неплохо? А мне вот приходится с тем же Кириллом Шевченко через Интернет заниматься.
- С женщинами приходилось заниматься длительное время?
- С Юлией Осьмак я последние два года работаю.
- Специфика работы есть?
- Есть, конечно. Тут порой не все от тренера зависит, нужны и психологи. По последнему чемпионату Украины я понял, что это очень важно. Сначала Юлия лидировала, играла лучше всех и тут бац… Проблемы в двух партиях, могла проиграть и третью, но все же выиграла ее, как-то переборов соперницу. Это было тяжело пережить. С мужчинами легче, а у женщин должна быть психологическая устойчивость. Потому что в определенный момент начинаются элементарные детские ошибки. Шахматистка в определенный момент просто "падает" и непонятно почему. Мой хороший друг Сергей Рублевский, капитан женской сборной России, говорит за партиями женщин невозможно смотреть. Вроде все нормально, выигрываешь 3:1, отходишь, возвращаешься, а команда уже на поражение стоит. Таковы женские шахматы, в любой момент все может перемениться…