"Честно признаться, до последнего времени политикой я не сильно интересовался. Просто не видел в этом смысла, так как не особо верю в наших политиков. Но цепочка событий, которые произошли с начала этого года... В феврале у меня были соревнования в Катаре и Омане, после гонки в отеле заходил в интернет и сидел там с шести вечера до двух ночи – все мониторил, переживал. Тяжело было смотреть на то, что творилось. Мой отец ездил на Майдан. А я жалел, что не имел возможности быть в это время рядом с ним. Пусть я давно живу в Западной Европе, но Украина – это моя родина. У меня в голове не укладывалось, когда смотрел видео силовых столкновений в Киеве. Мы же не Сирия, мы – европейская страна. Киев – европейский город. А тут такое…
Это просто ужас! Сначала наши политики разоср...ли всю страну. А затем уже подключился северный сосед. Такой мерзости от руководства России я не ожидал. Шлют вооружение сепаратистам, отправляют наемников и благодаря своим СМИ умело разжигают конфликт внутри нас. Сейчас у меня двойственные ощущения. Благодаря российскому вторжению в нашей стране началась волна патриотизма. Верю, что как-то все наладится. Если не верить в это, можно сойти с ума... Кто-то может сказать: он уже 15 лет живет в Западной Европе, какой он там патриот. Но очень часто бывает, что украинцы, проживающие за рубежом, больше любят Украину, чем "домашние" соотечественники. Здесь уместна пословица: "Что имеем – не храним, потерявши – плачем". Меня тоже накрыла волна патриотизма. Горжусь тем, что я украинец.
Была идея выставить на благотворительный аукцион свою золотую медаль с чемпионата мира-2001. Но я ее выиграл по "андерам" – среди спортсменов до 23 лет, поэтому решил отдать Кубок мира. Присовокупил к нему веломайки своей нынешней команды и американской "Дискавери Ченнел", с которым добился наибольших успехов в своей профессиональной карьере. Все передали, на днях выставили.
-
Кубок и футболки Ярослава Поповича на онлай-аукционе Аукро.
Вспоминаю прошлогодний чемпионат мира, который проходил недалеко от моего дома, во Флоренции. Ко мне приехали украинские друзья. Так они раскрывали рты, когда видели, сколько итальянцев в обеденный перерыв выезжает на велосипедах. "Это что, какие-то соревнования?" – спрашивали меня. А это просто культурная традиция. В 12:30 у людей начинается обед. Многие вместо столовой переодеваются в велоформу, садятся на велосипеды и полтора часа крутят педали. Группами – по 10-20 или даже 30 человек. Самого разного возраста – от 18 до 60 лет. На работе у них есть раздевалки, где они могут переодеться, есть душ. Покатались, вернулись, и снова за работу. Велопрогулка дает им заряд бодрости. И такое велодвижение не только у меня в районе – по всей Италии. Вы можете представить себе что-то подобное в Украине?
В Европе к велосипедистам совсем другое отношение. Есть специальные велодорожки. В Бельгии, где велоспорт по популярности реально конкурирует с футболом, есть даже специальные развязки для велосипедистов. Вспоминаю сбор в Бельгии накануне сезона. Со своим швейцарским одноклубником после утренней тренировки мы сели в кафе на улице выпить капучино. 50 процентов людей вокруг передвигались пешком, вторая половина – на велосипедах. Солидные бизнесмены в галстуках и костюмах чинно крутили педали. Дети со школы тоже на велосипедах ездят. И здесь это воспринимается обыденно.
Я общаюсь с друзьями – в Украине есть позитивные сдвиги. Молодежь по возможности выбирается в Европу, смотрит, как там поставлено дело в плане здорового образа жизни. Люди стараются посещать фитнес-центры, охотно садятся и на велосипеды. В Киеве сейчас несколько акций в поддержку велосипедного спорта прошло. Но в целом в украинском велоспорте ситуация не изменилась. Если бы вы увидели организацию чемпионата Украины, схватились бы за голову. Прямо скажем, хвастать нечем!
Нужно ездить европейские гонки, соревноваться с более сильными соперниками. Только в этом случае чемпион Украины будет конкурентноспособным и на чемпионате мира. В нашей стране в велоспорте нужно все начинать, по сути, с нуля. Давайте возьмем казахскую "Астану", за которую я выступал в 2009 году. В ее составе были и казахские гонщики, и высоклассные легионеры. Большинство казахов жили в Европе и принимали участие в гонках самого высокого класса. И росли профессионально на фоне лучших велопрофи.
У нас владельцы ведущих футбольных клубов вливают в свои детища и более солидные суммы. В Европе же профессиональный велоспорт – серьезный бизнес. Команды, которые принимают участие в "Тур де Франс", имеют бюджет от 3 до 18 миллионов евро. В основном это спонсорские деньги. Например, в 2005-2007 годах я выступал за американскую команду "Дискавери Ченнел", основным спонсором которой был одноименный телеканал. Маркетинговая служба телеканала еще в 2005 году посчитала отдачу от того, что является титульным спонсором команды. Результаты были поразительны – выяснилось, что это лучшее вложение, больше нигде бы за такие деньги (бюджет команды составлял 12-15 млн евро) они не получили такой отдачи.
В Украине ни один телеканал не сможет на таком уровне содержать велокоманду – здесь совсем другой рынок, совсем другой уровень жизни. Хотя сейчас проблемы в экономическом плане есть и в США, и в Европе. Лучше всего я знаком с ситуацией в Италии. У нас в этом сезоне была гонка из Рима в Анкону. Дороги – покоцанные, страшные. Швейцарцы из нашей команды были удивлены таким состоянием итальянских дорог. В стране серьезная безработица, доходы у населения упали. У меня в Италии много друзей, которые работают в разных сферах бизнеса. Почти у всех дела идут неважно. Еще хуже ситуация в Испании. Там, правда, перед кризисом успели значительно улучшить инфраструктуру – построили автострады, школы, торговые центры, запустили скоростные поезда. А вот в Бельгии, где мы проводили сборы и проехали несколько гонок, ситуация получше. Развито сельское хозяйство, по дороге обгоняем новые тракторы, проезжаем возле новых домиков.
Каждые два-три месяца езжу по итальянским веломагазинам своих приятелей, собираю инвентарь и отправляю автобусами в Украину. Каждый год привожу в Дрогобыч свою велоформу, велосипедные покрышки и так далее. "Медик" дал мне путевку в жизнь. Сейчас директором школы работает мой отец. Он наладил контакт с местными бизнесменами, отремонтировали спортзал, город дал школе автобус, теперь ребят более организовано возят на соревнования.
В этом году планирую принять участие еще в двух гонках в Италии,а во второй половине октября еду в Японию. Затем уже наступит долгожданный отпуск".