Времена, когда Ян Ульрих и Андреас Кледен боролись за призовые места Тур де Франс, Эрик Цабель блестяще выступал на спринтерских этапах, а Рольф Альдаг и Кристиан Хенн были великолепными грегари-помощниками, увы, в прошлом. Глубочайший кризис с каждым годом заглатывает немецкий велоспорт, одну из самых ярких школ велосипедного спорта конца 90-х - начала 2000-х все больше и больше.
Конечно, остатки немецкой школы в велоспорте еще достаточно сильны. Если, допустим, гонщик крутит тяжеленную передачу в разделке или сидя едет в гору - все сразу говорят, что этот товарищ перенял идеалы немецкого велоспорта. Увы, но в Германии и гонщиков, и команд, и спонсоров, и гонок становится меньше. Ульрихи и Кледены (пусть второй еще и катается) уходят в прошлое, но почему такая яркая школа больше не представлена так, как это было раньше? Что случилось с немецкими многодневщиками и классиками? И где решение этой проблемы?
Увы, но все это - следствия одной и той же системы, одной и той же проблемы, просто в Германии слишком много значит такое понятие, как общественное мнение. Грубо говоря, в Германии общество приучено к тому, что допинг - это однозначно плохо. В целом, правильное мнение, с ним спорить тяжело, но нельзя забывать и о специфике велоспорта, и о тяжести восстановления в этом виде спорта. Все это дает некоторое право полагать, что в какой-то мере фармокология и прочие "штучки" велосипедисту необходимы. Все-таки слишком тяжело, никуда от этого не деться.
Итак, падение немецкого велоспорта началась в 2006-м году вместе со знаменитой Операсьон Пуэрто, в которой замешанным оказался и Ян Ульрих, главная звезда велоспорта в Германии. Когда-то давно первые полосы самой популярной в Германии газеты Bild были посвящены Ульриху, а теперь Яна там вспоминают только тогда, когда Der Spiegel, к примеру, продолжает и продолжает искать те или иные факты, доказывающие причастность Яна Ульриха к злоупотреблению системой печальноизвестного Эуфемиано Фуэнтеса. Данная весть взбудоражила немецкий велосипедный мир, команда Ульриха T-Mobile в конце концов велосипедиста уволила, а в феврале 2007 года Ян Ульрих объявил о завершении своей спортивной карьеры.
Честно говоря, никогда не испытывал особой любви к Ульриху, но его уход стал большой потерей для велоспорта. В велоспорте мало таких ярких и харизматичных личностей, коим был Ульрих. Полнейший раздолбай, который никогда не подходил к тренировкам ответственно, но в то же время обладавший уникальным талантом и доброй мордашкой - именно то, что нужно, чтобы влюбить в себя народные массы.
"Если бы Ян Ульрих тренировался столько же, сколько и Эрик Цабель, то моя команда выиграла бы намного больше Тур де Франс," - знаменитейшая фраза Вальтера Годефрота, многолетнего генерального менеджера команды Ульриха, безусловно, очень хорошо описывает самого Яна как такового.
Ну да ладно, пройдемся далее по хронологии. Затем последовала книга. Был в Телекоме такой доктор, д'Хонтом звали. Он решил проявить себя в литературном творчестве, и рассказал, что в главной немецкой велосипедной команде существовала система систематического допинга, уж простите за тавтологию, которой господин д'Хонт и занимался. Затем последовали признания: Альдаг, Цабель, Хенн, Риис и еще очень-очень много персонажей. Про Яна Ульриха так же говорили много, но Ян не признался. Так сказать, твердая позиция. Ушел - так ушел. Его тяжело не уважать.
Затем был Тур де Франс 2007. Вернее, тут нужно немножечко назад отойти. Патрик Синкевитц - личность для немецкого велоспорта знаковая. Самый талантливый гонщик, из которого мог получиться... Нет, не второй Ульрих, первый Синкевитц. Патрик правда был очень силен, но - tested positive, по всем законам жанра. Так сказать, еще минус один.
Потом все было еще проще. Deutsche Telekom, фирма, владеющая брендом T-Mobile, отозвала свое спонсироавние одноименной команды. Так немецкий велоспорт остался без своего флагмана. Team Columbia, во что превратился T-Mobile, немецкой командой явно не являлась.
Еще одна команда, Gerolsteiner, в конце 2008 года должна была потерять спонсора. Их генеральный менеджер, Ханс-Михаэль Хольцер, долго искал замену знаменитой компании по производству минеральной воды, но не нашел. Но какие способы великолепные были! Чудеса Штефана Шумахера и Бернхарда Коля на Тур де Франс вылились не только в позитивные тесты, не только в то, что у Gerolsteiner'a не осталось никаких шансов на выживание, но и в то, что Тур Германии объявил о своем закрытии. Великолепно? Да! Очень!
Team Milram, Vatenfall Cyclassics в Гамбурге, Тони Мартин и Андре Грайпель - по сути это все, что осталось у велоспорта в Германии. Но у Милрама, к примеру, спонсорский контракт длится до конца 2010 года. Перспектив, что он будет продлен, признаться, нет. Классика в Гамбурге пока держится, но тут вот объявили, что гонка в Нюрнберге потеряла спонсора... Мартин и Грайпель, безусловно, таланты, и по сути уже топ-гонщики, но кто на них будет обращать внимание, если велоспорт в Германии окончательно отомрет?
С одной приличной гонкой, с одной приличной командой и практически без топ-звезд - именно с таким багажом немецкий велоспорт вступает в 2010 год. Конец близок?
Денис Трубецкой, iSport.ua