В велоспорте началось длинное, монотонное и скучное межсезонье. Постепенно заканчивается трансферный период, новостей становится все меньше, и на два долгих месяца велосипедистам предстоит впасть в спячку. Уже в январе будут представлены команды, этими командами будут заявлены новые цели, уже в январе велосипедисты вновь вернутся на дороги и продолжат гоняться на трассах Австралии и Катара. Сейчас же - затишье, период отпусокв, а чуть позже - тренировочных лагерей.
Именно сейчас и хотелось бы начать новую рубрику в велосипедном разделе iSport.ua, которая бы рассказала о тех молодых ребятах, которые уже совершили определенный прорыв в своих результатах, но, кроме всего прочего, имеют огромные шансы на то, чтобы в новом сезоне закрепиться в элите велоспорта и продолжить прогрессировать. Кто-то из них уже известен, как сегодняшний герой, о ком-то из них, возможно, широкая публика вообще не подозревает.
Очень приятно начинать серию статей о молодых талантах с парня, за которым я пристально следил еще в юниорском возрасте. Вообще, Тони Мартин - скромный такой парень, в общении с прессой очень и очень скованный, но в общении с болельщиками все наоборот - он очень и очень открыт. Иногда прямо не верится в то, что такой парень может бесстрашно карабкаться в высокие перевалы, бороться на равных с лучшими велосипедистами мира, часто их обыгрывая. И, как мне кажется, уделом этого паренька в конце концов станет победа на Тур де Франс.
Визитной карточкой Тони Мартина можно назвать, наверное, предпоследний этап Тур де Франс 2009 года. Дьявольская Мон Вонту венчала тот этап, а Тони с самого начала был в отрыве, который по сути был обречен. На самом деле, на горных этапах победа ранних отрывов - это не редкость, он Мон Вонту есть Мон Вонту, и от этого никуда не деться. Легендарная, дьявольски тяжелая гора, которую практически невероятно тяжело попросту преодолеть, не говоря уже о спортивном результате. Мон Вонту - не просто тяжелейший перевал, но и гора-палач, унесшая жизнь Тома Симпсона, который скончался, вскарабкиваясь на нее.
Когда ты у подножия Мон Вонту имеешь всего три-четыре минуты преимущества, то ты можешь быть спокоен - по сути, твой отрыв обречен. Это, конечно, очень обидно, но с неписанными законами спорить тяжело. Тем не менее, Тони Мартин, как истинный борец, решил побороться. Побороться в неравной борьбе, без особых шансов на успех - просто по той причине, что это Тони Мартин. Сначала нужно было отсеять лишних людей их отрыва, а потом просто тянуть и тянуть. Единственным попутчиком Мартина в итоге остался Гарате. Тони потом очень жалел, что он не отцепил и Гарате, ибо в итоге испанец, просидевший почти весь подъем на колесе у Мартина, забрал этап. Да, они выстояли - выстояли благодаря упорству и невероятному таланту этого молодого немецкого велогонщика.
Знаете, почему-то люди так любят навешивать ярлыки... Честно говоря, никогда не понимал, почему так происходит. Зачем нужны "вторые XXX", "новые JJJ", если есть "первые YYY" и "первые PPP". Ситуация с Тони Мартиным аналогичная. Его начали сравнивать с Яном Ульрихом, главным велосипедным героем Германии на протяжении многих лет. В общем-то, сравнивать их бессмысленно, хотя общие черты у обоих есть. Но мне кажется, что они слишком различны по своему характеру, по отношению к спорту и еще по огромному количеству факторов. Если Тони Мартин - человек, который упорно работает над собой, самосовершенствуется, то есть настоящий трудяга, то Ян Ульрих был бессовестным разгильдяем, за что, наверное, и поплатился. Хотя, конечно, оба - огромные таланты.
Сам Тони спокойно относится к сравнениям, но все-таки понятно, что ему это не слишком нравится. "Люди продолжают сравнивать меня с Яном Ульрихом, но это абсолютно неправильно! Мне не нравятся подобные дискуссии и я пытаюсь завершать их сразу же", - говорит молодой немец, для которого в велоспорте нет авторитетов, но ко всем он относится с определенной долей уважения.
Тони Мартина очень высоко оценивают и в своей команде Columbia-HTC. Во-первых, там два таких немецких ментора - Рольф Альдаг и Эрик Цабель! Это, конечно, настоящие зубры велоспорта, которые всегда подскажут молодому парню, что нужно делать в тот или иной момент. Цабель, быть может, и не сможет посоветовать Мартину, как вскарабкаться на Мон Вонту или на Турмале, ибо Эрик всегда был спринтером, но уж в общих чертах обязательно объяснит Тони, что есть велоспорт, как к нему нужно относиться и как вообще жить в этом велосипедном обществе.
Ожидания от Тони Мартина большие, но далеко не запредельные. В следующем году он будет главной ставкой Columbia-HTC на генеральную классификацию Тур де Франс. Сам Мартин очень хочет завершить гонку в топ-десятке, но пока от него ничего невероятного не требуют. Главное - продолжить набираться опыта и вновь показать то, на что Тони способен.
Тони Мартин появился на свет 23 апреля 1985 года в Коттбусе, в Восточной Германии, хотя через четыре года он переехал в Эшборн и считает этот город, который расположен недалеко от Франкфурта, родным для себя. Тем не менее, когда всплыла необходимость во-первых получать образование, а во-вторых, становится на ноги как спортсмен, то Тони пришлось переехать в Тюрингию, а конкретно в столицу данной федеральной земли, Эрфурт. Как известно, Тюрингия – это столица немецкого циклического спорта, а технологии, которые используются в Тюрингии для воспитания молодых спортсменов являются образцовыми. Практически все лучшие немецкие биатлонисты, лыжники, прыгуны и т.д. прошли тюрингенскую школу. Многие велосипедисты, в том числе и Тони Мартин, не стали исключением.
Но заниматься велоспортом Тони начал еще в Эшборне, причем достаточно поздно – в 14 лет. Тем не менее, тренеры местного Зоссенхайма убедили Мартина в том, что это – именно его дело, но дать ту же базу, что давали в Тюрингии, попросту не могли. Так что в возрасте шестнадцати лет Мартин отправился на вольные хлеба в Эрфурт, где от такого таланта, безусловно, никто отказываться не стал. Большое влияние на развитие Мартина оказал много раз упоминаемый в предыдущих моих материалах Йохен Хан, который был одним из тренеров Тони в Бундеслига-Тим Тюринген, оригинальное название, да? Тогда Мартин выступал в классе гонщиков до девятнадцати лет, и выступал успешно, став в 2003 году Чемпионом Германии в разделке среди юниоров данного возраста. После этого Мартин перешел в класс U-23 в другую трингенскую команду, Кестритцер, которая потом была переименована в Тюрингер Энерги Тим, и является всемирноизвестной, ибо огромное количество талантов прорубилось на свет именно из этого формирования. Тони Мартин стал одним из таких гонщиков.
И потекли успехи. В 2004-м году Мартин стал Чемпионом Германии в командной гонке на треке, между прочим, с Домиником Роелсом и Мартином Раймером, которые сейчас относительно известны в профессиональном велоспорте. Ну а в 2005-м году, как я уже и говорил, о Тони Мартине стало известно практически всем специалистам. На юниорской итальянской гонке Джиро делле Региони Мартин выиграл два этапа, в том числе и тяжеленный горный – тогда стало понятно, что из Тони может быть толк в многодневках.
Тогда же и появился Мартин в профессиональном велоспорте. Ненадолго, но появился. Ханс-Михаэль Хольцер, генеральный менеджер Герольштайнера, предложил Тони проехать часть сезона в своей команде в качестве стажера. Хольцер так и говорил: "Понятное дело, что сейчас профессиональный контракт Мартину подписывать рано, но мы хотим дать шанс Тони для того, чтобы он показал себя и осознал то, что называется профессиональным велоспортом". Опытный и профессиональный менеджер не прогадал.
На первой же гонке в качестве гонщика Герольштайнера Тони Мартин умудрился одержать победу. Не на первом же этапе, безусловно, но сути это не меняет. Тони выиграет Bergzeitfahren, то есть горную разделку на Регио-туре! То есть одержал победу, которая одновременно подчеркивает и его раздельзицкий талант, и его горные возможности. На самом деле, тогда про Мартина-горняка говорили несколько больше, чем про Мартина-раздельщика и не всегда его гонка на время соответствовала тем стандартам, к которым Тони приучал экспертов во время горных восхождений.
Следующие два сезона Тони проводил в составе Тюрингенской Энергии, и они были просто блестящими. Возможно, тогда его не называли Shooting Star, как модно называть талантов, которые быстро врываются в мир большого велоспорта, но уже было видно, что Мартин – это всерьез и надолго. В 2006-м году Тони выиграл титул Чемпиона Германии в категории U23 в гонке с раздельным стартом, но куда более весомой кажется победа в Туре Тюрингии, который является одной из основных гонок для молодых талантов – туда для того, чтобы посражаться, съезжаются все сильные молодежные команды мира. Ну и выясняют отношения, безусловно. Так же на Майнфранкен Туре, достаточно горной гонке, Тони выиграл горный этап и занял третье место в общем зачете.
Показательными являются и достижения Мартина в 2007-м году, когда он продолжил выступать за свою местную и любимую команду. Даже не знаю, как объяснить… В Германии есть такой горный чемпионат Германии, суть которого заключается не в том, чтобы карабкаться куда-то не на шоссейных велосипедах. А обыкновенная такая шоссейная гонка, просто с горным маршрутом. Вот этот титул Тони завоевал в 2007-м году, ну и продолжал колотить молодежные достижения.
Самым ярким из этих достижений является, наверное, Тур де Лявенир, где Мартин красивым сольным отрывом выиграл один из горных этапов, но из-за того, что плохо проехал разделку, в общем зачете французского молодежного аналога Тур де Франс для гонщиков, которые не достигли отметки "старше 25 лет" финишировал вторым. Так же Тони отметился на паре горных гонок в Ирландии, и снова отметился на подиуме Тура Тюрингии, но, увы, на втором месте. В том году Чемпионат Мира проводился в Штутгарте, и тренеры немецкой национальной сборной Ханс-Михаэль Хольцер и Рольф Альдаг, а так же Удо Шпргенгер, который формирует состав немецкой национальной команды, рассчитывали на Мартина в качестве лидера германской сборной в категории U23, но у немцев не заладилось – тот чемпионат спринтом из группы человек в сорок выиграл достаточно известный сейчас Петер Велитс, которому в этом неплохо помог его брат Мартин.
В общем, карьера Тони Мартина набирала и набирала обороты, а Тони тем временем предложили профессиональный контракт. Да не кто-то там из второго дивизиона, а сам Боб Стэплтон, который слывает чуть ли не лучшим менеджером в современном велоспорте. Ну-ну, серьезно. И да, действительно серьезно! Первый сезон в Коламбии ярко показал, насколько молодой немец силен. Правда, в первом сезоне Тони отличался только в разделках – редко у Мартина получалось изобразить что-то в излюбленных горах, но то и понятно, все-таки первый профессиональный сезон, время на адаптацию и окончательный выбор собственной специализации. Тем не менее, мнение, а вернее стереотип о том, что Мартин – исключительно блестящий раздельщик и не тянет в гору… Да, это сформировалось, и сейчас мне приходится выковыривать подобные мысли из людей насильно. Вот он Мартин, вот он настоящий Мартин!
Мартин выиграл одну из голландских гонок из отрыва, а потом на Джиро д'Италия, первом гран-туре в карьере Тони, на последнем этапе занял второе место после товарища по команде Марко Пинотти. Потом была победа на прологе Штер Электротура, победа на Туре де Ляина, ну а потом, в начале сентября, состоялся первый Зиг Тони Мартина на гонках уровня Про-Тур. Тони выиграл разделку на Туре Германии – гонке, которую в общем зачете выиграл его тогдащний коллега по команде Линус Гердеманн. Кроме всего прочего Тони в том сезоне завоевал бронзовую медаль в Чемпионате Германии – все в той же разделке, понятное дело.
2009 год стал для Тони Мартина тем годом, когда про него узнали практически все. Блестящий Тур Швейцарии, на котором Тони смог стать вторым в общем зачете, выиграть красивый горный этап и горный зачет, выиграть горный зачет Париж-Ниццы, долго-долго носить белую майку лучшего молодого гонщика на Тур де Франс... Чего еще можно пожелать молодому таланту? Ах да, бронзовая медаль чемпионата мира в разделке - та еще история!
Изначально было понятно, что ту разделку должен выиграть Фабиан Канчеллара. Ну так, чисто по логике - все-таки швейцарец выступал у себя дома, в Мендризио. А вот за серебрянную и бронзовую медали в разделке должна была пойти ожесточенная борьба. Тони Мартин очень хорошо прошел первую часть тяжелой дистанции в Мендризио, но на втором круге несколько сбавил ход, экономя силы на третий круг. А там Канчеллара обогнал Ларссона и Виггинса, и те пытались присесть за швейцарцем, чтобы поймать потоки воздуха - это действительно помогает, тут не надо смеяться. В итоге Ларссон "начитерил" на серебрянную медаль, ну а у Виггинса сломался велосипед. Тони Мартин взял бронзу, прибавив на последнем круге и потом его очень и очень долго откачивал Дитер "Эуле" Руттенберг, бессменный работник немецкой сборной и Columbia-HTC/T-Mobile/Telekom, то есть всех реинкарнаций одной и той же команды.
Но все-таки, смотря на Мартина, всегда поражаешься тому, насколько он простой и классный. Да, у него очень большое будущее и мне хочется верить в то, что такой классный парень в итоге одержит свою великую победу, выиграв Тур де Франс. Удачи вам, херр Мартин!
Денис Трубецкой, iSport.ua