Велоспорт. Назад в будущее. Тони Мартин

06 ноября 2009, 11:15
iSport.ua открывает серию статей о молодых талантах в велоспорте, которые уже в следующем сезоне могут подняться на вершину велосипедного олимпа.
Велоспорт. Назад в будущее. Тони Мартин iSport.ua открывает серию статей о молодых талантах в велоспорте, которые уже в следующем сезоне могут подняться...
Тони Мартин, boston.com

В велоспорте началось длинное, монотонное и скучное межсезонье. Постепенно заканчивается трансферный период, новостей становится все меньше, и на два долгих месяца велосипедистам предстоит впасть в спячку. Уже в январе будут представлены команды, этими командами будут заявлены новые цели, уже в январе велосипедисты вновь вернутся на дороги и продолжат гоняться на трассах Австралии и Катара. Сейчас же - затишье, период отпусокв, а чуть позже - тренировочных лагерей.

Именно сейчас и хотелось бы начать новую рубрику в велосипедном разделе iSport.ua, которая бы рассказала о тех молодых ребятах, которые уже совершили определенный прорыв в своих результатах, но, кроме всего прочего, имеют огромные шансы на то, чтобы в новом сезоне закрепиться в элите велоспорта и продолжить прогрессировать. Кто-то из них уже известен, как сегодняшний герой, о ком-то из них, возможно, широкая публика вообще не подозревает.

Очень приятно начинать серию статей о молодых талантах с парня, за которым я пристально следил еще в юниорском возрасте. Вообще, Тони Мартин - скромный такой парень, в общении с прессой очень и очень скованный, но в общении с болельщиками все наоборот - он очень и очень открыт. Иногда прямо не верится в то, что такой парень может бесстрашно карабкаться в высокие перевалы, бороться на равных с лучшими велосипедистами мира, часто их обыгрывая. И, как мне кажется, уделом этого паренька в конце концов станет победа на Тур де Франс.

Визитной карточкой Тони Мартина можно назвать, наверное, предпоследний этап Тур де Франс 2009 года. Дьявольская Мон Вонту венчала тот этап, а Тони с самого начала был в отрыве, который по сути был обречен. На самом деле, на горных этапах победа ранних отрывов - это не редкость, он Мон Вонту есть Мон Вонту, и от этого никуда не деться. Легендарная, дьявольски тяжелая гора, которую практически невероятно тяжело попросту преодолеть, не говоря уже о спортивном результате. Мон Вонту - не просто тяжелейший перевал, но и гора-палач, унесшая жизнь Тома Симпсона, который скончался, вскарабкиваясь на нее.

Когда ты у подножия Мон Вонту имеешь всего три-четыре минуты преимущества, то ты можешь быть спокоен - по сути, твой отрыв обречен. Это, конечно, очень обидно, но с неписанными законами спорить тяжело. Тем не менее, Тони Мартин, как истинный борец, решил побороться. Побороться в неравной борьбе, без особых шансов на успех - просто по той причине, что это Тони Мартин. Сначала нужно было отсеять лишних людей их отрыва, а потом просто тянуть и тянуть. Единственным попутчиком Мартина в итоге остался Гарате. Тони потом очень жалел, что он не отцепил и Гарате, ибо в итоге испанец, просидевший почти весь подъем на колесе у Мартина, забрал этап. Да, они выстояли - выстояли благодаря упорству и невероятному таланту этого молодого немецкого велогонщика.

Знаете, почему-то люди так любят навешивать ярлыки... Честно говоря, никогда не понимал, почему так происходит. Зачем нужны "вторые XXX", "новые JJJ", если есть "первые YYY" и "первые PPP". Ситуация с Тони Мартиным аналогичная. Его начали сравнивать с Яном Ульрихом, главным велосипедным героем Германии на протяжении многих лет. В общем-то, сравнивать их бессмысленно, хотя общие черты у обоих есть. Но мне кажется, что они слишком различны по своему характеру, по отношению к спорту и еще по огромному количеству факторов. Если Тони Мартин - человек, который упорно работает над собой, самосовершенствуется, то есть настоящий трудяга, то Ян Ульрих был бессовестным разгильдяем, за что, наверное, и поплатился. Хотя, конечно, оба - огромные таланты.

Сам Тони спокойно относится к сравнениям, но все-таки понятно, что ему это не слишком нравится. "Люди продолжают сравнивать меня с Яном Ульрихом, но это абсолютно неправильно! Мне не нравятся подобные дискуссии и я пытаюсь завершать их сразу же", - говорит молодой немец, для которого в велоспорте нет авторитетов, но ко всем он относится с определенной долей уважения.

Тони Мартина очень высоко оценивают и в своей команде Columbia-HTC. Во-первых, там два таких немецких ментора - Рольф Альдаг и Эрик Цабель! Это, конечно, настоящие зубры велоспорта, которые всегда подскажут молодому парню, что нужно делать в тот или иной момент. Цабель, быть может, и не сможет посоветовать Мартину, как вскарабкаться на Мон Вонту или на Турмале, ибо Эрик всегда был спринтером, но уж в общих чертах обязательно объяснит Тони, что есть велоспорт, как к нему нужно относиться и как вообще жить в этом велосипедном обществе.

Ожидания от Тони Мартина большие, но далеко не запредельные. В следующем году он будет главной ставкой Columbia-HTC на генеральную классификацию Тур де Франс. Сам Мартин очень хочет завершить гонку в топ-десятке, но пока от него ничего невероятного не требуют. Главное - продолжить набираться опыта и вновь показать то, на что Тони способен.

Тони Мартин появился на свет 23 апреля 1985 года в Коттбусе, в Восточной Германии, хотя через четыре года он переехал в Эшборн и считает этот город, который расположен недалеко от Франкфурта, родным для себя. Тем не менее, когда всплыла необходимость во-первых получать образование, а во-вторых, становится на ноги как спортсмен, то Тони пришлось переехать в Тюрингию, а конкретно в столицу данной федеральной земли, Эрфурт. Как известно, Тюрингия – это столица немецкого циклического спорта, а технологии, которые используются в Тюрингии для воспитания молодых спортсменов являются образцовыми. Практически все лучшие немецкие биатлонисты, лыжники, прыгуны и т.д. прошли тюрингенскую школу. Многие велосипедисты, в том числе и Тони Мартин, не стали исключением.

Но заниматься велоспортом Тони начал еще в Эшборне, причем достаточно поздно – в 14 лет. Тем не менее, тренеры местного Зоссенхайма убедили Мартина в том, что это – именно его дело, но дать ту же базу, что давали в Тюрингии, попросту не могли. Так что в возрасте шестнадцати лет Мартин отправился на вольные хлеба в Эрфурт, где от такого таланта, безусловно, никто отказываться не стал. Большое влияние на развитие Мартина оказал много раз упоминаемый в предыдущих моих материалах Йохен Хан, который был одним из тренеров Тони в Бундеслига-Тим Тюринген, оригинальное название, да? Тогда Мартин выступал в классе гонщиков до девятнадцати лет, и выступал успешно, став в 2003 году Чемпионом Германии в разделке среди юниоров данного возраста. После этого Мартин перешел в класс U-23 в другую трингенскую команду, Кестритцер, которая потом была переименована в Тюрингер Энерги Тим, и является всемирноизвестной, ибо огромное количество талантов прорубилось на свет именно из этого формирования. Тони Мартин стал одним из таких гонщиков.

И потекли успехи. В 2004-м году Мартин стал Чемпионом Германии в командной гонке на треке, между прочим, с Домиником Роелсом и Мартином Раймером, которые сейчас относительно известны в профессиональном велоспорте. Ну а в 2005-м году, как я уже и говорил, о Тони Мартине стало известно практически всем специалистам. На юниорской итальянской гонке Джиро делле Региони Мартин выиграл два этапа, в том числе и тяжеленный горный – тогда стало понятно, что из Тони может быть толк в многодневках.

Тогда же и появился Мартин в профессиональном велоспорте. Ненадолго, но появился. Ханс-Михаэль Хольцер, генеральный менеджер Герольштайнера, предложил Тони проехать часть сезона в своей команде в качестве стажера. Хольцер так и говорил: "Понятное дело, что сейчас профессиональный контракт Мартину подписывать рано, но мы хотим дать шанс Тони для того, чтобы он показал себя и осознал то, что называется профессиональным велоспортом". Опытный и профессиональный менеджер не прогадал.

На первой же гонке в качестве гонщика Герольштайнера Тони Мартин умудрился одержать победу. Не на первом же этапе, безусловно, но сути это не меняет. Тони выиграет Bergzeitfahren, то есть горную разделку на Регио-туре! То есть одержал победу, которая одновременно подчеркивает и его раздельзицкий талант, и его горные возможности. На самом деле, тогда про Мартина-горняка говорили несколько больше, чем про Мартина-раздельщика и не всегда его гонка на время соответствовала тем стандартам, к которым Тони приучал экспертов во время горных восхождений.

Следующие два сезона Тони проводил в составе Тюрингенской Энергии, и они были просто блестящими. Возможно, тогда его не называли Shooting Star, как модно называть талантов, которые быстро врываются в мир большого велоспорта, но уже было видно, что Мартин – это всерьез и надолго. В 2006-м году Тони выиграл титул Чемпиона Германии в категории U23 в гонке с раздельным стартом, но куда более весомой кажется победа в Туре Тюрингии, который является одной из основных гонок для молодых талантов – туда для того, чтобы посражаться, съезжаются все сильные молодежные команды мира. Ну и выясняют отношения, безусловно. Так же на Майнфранкен Туре, достаточно горной гонке, Тони выиграл горный этап и занял третье место в общем зачете.

Показательными являются и достижения Мартина в 2007-м году, когда он продолжил выступать за свою местную и любимую команду. Даже не знаю, как объяснить… В Германии есть такой горный чемпионат Германии, суть которого заключается не в том, чтобы карабкаться куда-то не на шоссейных велосипедах. А обыкновенная такая шоссейная гонка, просто с горным маршрутом. Вот этот титул Тони завоевал в 2007-м году, ну и продолжал колотить молодежные достижения.

Самым ярким из этих достижений является, наверное, Тур де Лявенир, где Мартин красивым сольным отрывом выиграл один из горных этапов, но из-за того, что плохо проехал разделку, в общем зачете французского молодежного аналога Тур де Франс для гонщиков, которые не достигли отметки "старше 25 лет" финишировал вторым. Так же Тони отметился на паре горных гонок в Ирландии, и снова отметился на подиуме Тура Тюрингии, но, увы, на втором месте. В том году Чемпионат Мира проводился в Штутгарте, и тренеры немецкой национальной сборной Ханс-Михаэль Хольцер и Рольф Альдаг, а так же Удо Шпргенгер, который формирует состав немецкой национальной команды, рассчитывали на Мартина в качестве лидера германской сборной в категории U23, но у немцев не заладилось – тот чемпионат спринтом из группы человек в сорок выиграл достаточно известный сейчас Петер Велитс, которому в этом неплохо помог его брат Мартин.

В общем, карьера Тони Мартина набирала и набирала обороты, а Тони тем временем предложили профессиональный контракт. Да не кто-то там из второго дивизиона, а сам Боб Стэплтон, который слывает чуть ли не лучшим менеджером в современном велоспорте. Ну-ну, серьезно. И да, действительно серьезно! Первый сезон в Коламбии ярко показал, насколько молодой немец силен. Правда, в первом сезоне Тони отличался только в разделках – редко у Мартина получалось изобразить что-то в излюбленных горах, но то и понятно, все-таки первый профессиональный сезон, время на адаптацию и окончательный выбор собственной специализации. Тем не менее, мнение, а вернее стереотип о том, что Мартин – исключительно блестящий раздельщик и не тянет в гору… Да, это сформировалось, и сейчас мне приходится выковыривать подобные мысли из людей насильно. Вот он Мартин, вот он настоящий Мартин!

Мартин выиграл одну из голландских гонок из отрыва, а потом на Джиро д'Италия, первом гран-туре в карьере Тони, на последнем этапе занял второе место после товарища по команде Марко Пинотти. Потом была победа на прологе Штер Электротура, победа на Туре де Ляина, ну а потом, в начале сентября, состоялся первый Зиг Тони Мартина на гонках уровня Про-Тур. Тони выиграл разделку на Туре Германии – гонке, которую в общем зачете выиграл его тогдащний коллега по команде Линус Гердеманн. Кроме всего прочего Тони в том сезоне завоевал бронзовую медаль в Чемпионате Германии – все в той же разделке, понятное дело.

2009 год стал для Тони Мартина тем годом, когда про него узнали практически все. Блестящий Тур Швейцарии, на котором Тони смог стать вторым в общем зачете, выиграть красивый горный этап и горный зачет, выиграть горный зачет Париж-Ниццы, долго-долго носить белую майку лучшего молодого гонщика на Тур де Франс... Чего еще можно пожелать молодому таланту? Ах да, бронзовая медаль чемпионата мира в разделке - та еще история!

Изначально было понятно, что ту разделку должен выиграть Фабиан Канчеллара. Ну так, чисто по логике - все-таки швейцарец выступал у себя дома, в Мендризио. А вот за серебрянную и бронзовую медали в разделке должна была пойти ожесточенная борьба. Тони Мартин очень хорошо прошел первую часть тяжелой дистанции в Мендризио, но на втором круге несколько сбавил ход, экономя силы на третий круг. А там Канчеллара обогнал Ларссона и Виггинса, и те пытались присесть за швейцарцем, чтобы поймать потоки воздуха - это действительно помогает, тут не надо смеяться. В итоге Ларссон "начитерил" на серебрянную медаль, ну а у Виггинса сломался велосипед. Тони Мартин взял бронзу, прибавив на последнем круге и потом его очень и очень долго откачивал Дитер "Эуле" Руттенберг, бессменный работник немецкой сборной и Columbia-HTC/T-Mobile/Telekom, то есть всех реинкарнаций одной и той же команды.

Но все-таки, смотря на Мартина, всегда поражаешься тому, насколько он простой и классный. Да, у него очень большое будущее и мне хочется верить в то, что такой классный парень в итоге одержит свою великую победу, выиграв Тур де Франс. Удачи вам, херр Мартин!

Денис Трубецкой, iSport.ua
 

Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Гость, iSport.ua
Гость
06 ноября, 15:32
Честно говоря мартин, в этом году, реально поразил на мон венту.Как он там устоял, так и не понял. молодец!!
Oleh92, iSport.ua
Oleh92
06 ноября, 12:19
Да, с Ульрихом у него общего только в гоночном плане. Но все, как мне кажется, Ян был более талантлив, ведь в возрасте Мартина Ульрих уже боролся за победу на Туре (и выигрывал!). Хотя может я опять немного недооцениваю Тони. (помню, как Денис убеждал в том, что Мартину по силам взять медаль ЧМ в разделке, а я ему не верил)
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости

ГОЛОСОВАНИЕ
все опросы
Спортсмен года в Украине
Элина Свитолина (теннис)
Александр Усик (бокс)
Георгий Зантарая (дзюдо)
Елена Костевич (пулевая стрельба)
Ольга Саладуха (тройной прыжок)
Игорь Северин (самбо)
Дарья Зевина (плавание)
Сергей Фролов (плавание)
Юлия Ткач (вольная борьба)
Олег Верняев (спортивная гимнастика)
Юрий Чебан (гребля)
Ольга Харлан (фехтование)
Анна Ризатдинова (худ. гимнастика)
Богдан Бондаренко (прыжки в высоту)
Юлия Джима (биатлон)
Валя Семеренко (биатлон)
Вита Семеренко (биатлон)
Елена Пидгрушная (биатлон)
Василий Ломаченко (бокс)


ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100