– Как получилось, что группа гонщиков, включая вас, имея долгосрочные контракты с Астаной, сумела их разорвать и перейти в Радио Шэк?
– В казахстанкой велогруппе давно назревал конфликт интересов. В Астане было двое ярковыраженных лидеров – Лэнс Армстронг и Альберто Контадор. На Тур де Франс мы работали на них. Генеральный менеджер Астаны бельгиец Йохан Брюнель, несмотря на близкие отношения с Армстронгом, действовал в интересах команды – он не стал искусственно тормозить Контадора, предоставив нашим лидерам на велотрассе решить, кто из них сильнее. Сильнее оказался испанец. Но Альберто все равно все время был чем-то недоволен. И его поступки на "Большой петле" внесли раскол в команду.
– В чем провинился Контадор?
– Альберто вряд ли бы выиграл супермногодневку без нашей поддержки. В команде есть свои правила и своя иерархия. Йохан Брюнель формирует тактику велогруппы на каждую гонку. Например, я не могу без согласования со спортивным директором уйти в отрыв, если мне поручено сопровождать Лэнса Армтронга. Подобные поручения были у каждого члена команды. В том числе, и у Армстронга с Контадором. И если Лэнс в интересах Астаны на нескольких этапах работал на Контадора, то Альберто нарушил внутренний негласный кодекс команды. На одном из горных этапов "Большой петли" он ушел в отрыв, хотя подобный шаг не входил в тактические замыслы Астаны. Из-за этого мы лишились шансов полностью оккупировать пьедестал почета в личном первенстве – на том этапе из-за самодеятельности испанца пострадал немец Андреас Клонден, который реально претендовал на третье место в генеральной классификации. Армстронг тоже пострадал – он шел вторым, но в итоге финишировал третьим. Да, Контадор тогда продемонстрировал свою блестящую форму, но Клодену и Армстронгу, которые не сумели поддержать набранный темп испанца, Альберто подложил свинью. А также пострадала вся Астана, лишившаяся десятков тысяч евро премиальных, предусмотренных организаторами Тур де Франс за итоговые места в генеральной классификации. У нас ведь призовые переводятся не на счет гонщиков, а на счет команды. И делятся на всех ребят, включая тренеров и механиков. Поэтому Контадор подвел всех.
– Чем испанец обосновывал свою инициативу?
– На командном собрании он чуть не плакал. Дескать, простите, не сдержался. Честно говоря, после того эпизода большая часть нашей команды практически не общалась с Альберто.
– Почему же из Астаны решил уходить Армстронг, а не Контадор?
– Американская компания Радио Шэк выразила желание создать и финансировать профессиональную велокоманду. Их к этому подтолкнул Лэнс Армстронг. По большому счету, американцы дали деньги исключительно под него. Радио Шэк будет своего рода прообразом Дискавери Ченнел, за которую я выступал на протяжении трех сезонов. И если в Астане Армстронг и Брюнель не могли принимать глобальных самостоятельных решений, потому что деньги давали казахи, что в Радио Шэке все будет под их контролем.
– Вы могли остаться в Астане?
– Конечно. Срок моего действия с казахами истекал 31 декабря 2010 года. Но когда Йохан Брюнель и Лэнс Армстронг предложили мне перейти в Радио Шэк, я не сомневался. Потому что в Астане в этом сезоне пришлось пережить несколько неприятных минут. Была трехмесячная задержка по зарплате, были разговоры о том, что команда вообще может прекратить свое существование. Уверен, в Радио Шэке такого не будет. Я решил выбрать стабильность.
Два сезона я буду выступать за Радио Шэк, а в 2012 году надеюсь уже подписать контракт с украинской велогруппой Динамо-Силейр. Ее планировали создать к 2011 году, но время вносит коррективы. Прогнозируют, что к 2012 году времени кризис пройдет и в украинской экономике начнется подъем. Создать команду Про-тура – это недешевое удовольствие.
– А какие средства нужны для создания команды Про-тура?
– Бюджет Астаны составлял около 15-17 миллионов евро. У российской Катюши по слухам вообще было около 25 миллионов. Но в некоторых итальянских и французских командах бюджеты составляли по 3-5 миллионов евро. Если же подытожить, то для того, чтобы создать боеспособную команду и выполнить все требования Международного союза велосипедистов –внести необходимый взнос для получения лицензии, купить автобус, технику, инвентарь и так далее – необходимо около 5 миллионов евро.