Половину своей жизни он "безвылазно" служит родному клубу. И сейчас по-прежнему в нем. Правда, в последнее время тренеры порой щадят силы ветерана, доверяя на игровой площадке место молодежи. Но когда ребятам приходится особо тяжело, Андрея снова и снова бросают в бой! Он самый опытный, а это и в спорте, и в любой другой профессии ценится на вес золота.
– Андрей, вместе с руководителем ГК ЗТР Алексеем Тищенко мы подсчитали – ты стоишь на рубеже 1000 матчей. Какой-то из них запомнился?
– Несколько несыгранных...
– Как это?
– В январе 2005 года сборная Украины завоевала серебряные медали чемпионата мира среди студентов. Я железно был в составе сборной, но перед самой поездкой в Челябинск, где проходил чемпионат, на тренировке по баскетболу мне пальцем "въехали" в глаз. Вместо поездки в Россию пришлось отправиться на больничную койку. Было обидно, чего теперь скрывать, мог ведь стать мастером спорта международного класса.
– Скажи, а откуда такая незатухающая тяга к спорту?
– Однозначно – от отца, Леонида Павловича. Он хорошо играл в футбол, баскетбол, шахматы, словом, был в числе первых спортсменов на абразивном комбинате. Так что маме Валентине Даниловне спортивные майки и трусы приходилось стирать из года в год и мои, и отца.
– Гандбол выбрал случайно или кто-то надоумил?
– Я учился в 18-й школе, рядом с бассейном Славутич, занимался в спецклассе по плаванию. Потом была армия, служба в погранвойсках...
– Что, на счету Наталюка и задержанные шпионы имеются?
– Нет, ни один гад не попался, я охранял морские границы в составе Новороссийского пограничного отряда. Мы выводили иностранные суда в нейтральные воды...
– Вернулся домой и попал на гандбол?
– Да, мой младший брат играл за киевский спортинтернат, затем Валерий Николаевич Зеленов, земля ему пухом, пригласил Александра в ЗИИ. Именно Зеленову я и обязан своим гандбольным будущим.
– И ты попал в ЗИИ?
– Когда меня зачислили в команду, она стала называться ЗТР. Первый год я в состав не попадал, а затем стал регулярно выходить на площадку.
– Скажи, Андрей, твои 13 чемпионских медалей разные по форме, содержанию?
– Конечно же, разные, хотя есть и очень похожие.
– А ЗТР, вообще-то говоря, команда европейского класса?
– Раз мы ежегодно выступаем на европейском уровне, почему бы и нет? Другое дело, в силу разных обстоятельств, а проще говоря, – нашей всенародной бедности, ЗТР сейчас трудно тягаться с ведущими клубами Европы.
– Ты и сейчас к какому-то цеху Запорожтрансформатора слесарем или токарем "прописан"?
– Все это в прошлом, зарплату я получаю как профессиональный спортсмен-инструктор.
– С квартирой завод помог?
– Деньги дал гандбольный клуб, я добавил и купил квартиру у Вячеслава Дидушенко, который перебрался в трехкомнатную. Это было 10 лет назад, а до этого мы с Оксаной и сынишкой Данилой какое-то время жили в семейной гостинице возле нашего Дворца спорта.
– Было такое, когда хотелось "завязать" с гандболом?
– Такое случается каждый год, перед окончанием сезона. В это время гандбольный мячик всем нам напоминает гранату без чеки. Но проходит отпуск, и с тем же мячом мы снова рвемся в бой.
– Почему Наталюк ни разу не уезжал за границу?
– Раньше другие варианты ухода были. К примеру, захотел уехать за рубеж – езжай, но клуб еще год тебя удерживал и не давал играть. А это, поверьте, тяжело. Да, меня неоднократно приглашали в Израиль, Венгрию, но...
- Ты вспоминал брата. Сейчас он уже не выступает?
– Александру в этом плане повезло меньше, чем мне. Он в Румынии получил серьезную травму, вернулся домой, лег под нож и после этого распрощался с гандболом. Сейчас работает в одной из частных фирм.
– Кого из запорожских воспитанников гандбола, игравших рядом с тобой, считаешь великим?
– Олега Великого, которого, к сожалению, уже нет в живых, но он в ЗТР пришел из Броваров уже относительно зрелым мастером. А так, Славу Лочмана, который сейчас выступает в Моторе.
– Что тебя больше всего расстраивает в наших детях?
– Они какие-то неопределенные, в худшем понимании этого слова. К сожалению, сейчас на первое место выходит реклама всего, чего бы не хотелось давать нашим детям. Представьте себе, что было бы, если бы в советские времена пивной бренд звучал со всех телеканалов как главный спонсор футбольного чемпионата. Алкоголь, сигареты, всякие там бермиксы – они не на пользу нашей молодежи.
– Ага, и все же между кофе, сигаретой и рюмкой водки ты что выберешь?
– Пиво.
(Смеется.) Бокал этого напитка снимает усталость после игры. А сигареты, водка не для меня.
– Наталюк мог бы книгу гандбольных воспоминаний написать?
– Еще для этого не созрел, мемуары обычно пишут на склоне лет, мне об этом рано думать.
– Тогда такой вопрос. В Запорожье появилась общественная организация "Спортивный клуб Рамиса Мансурова". Этот известнейший мастер мини-футбола в нескольких общеобразовательных школах будет передавать секреты спортивного мастерства нашим детишкам...
– Намек понял, но здесь одного хотения мало, к тому же гандбольную школу ЗТР считаю лучшей в стране. Не зря же говорят: если всех наших воспитанников вернуть домой, чемпионат страны не состоится.
– Недавно во Дворце спорта Юность ты торжественно попрощался со сборной. Скажи честно, кошки на душе скребли?
– Было маленько. Ребята мне вручали цветы, говорили теплые слова, было приятно, тем более при родных болельщиках. А мне вновь хотелось стать в строй, как и 17 лет назад.
– Когда в последний раз голова кружилась от счастья?
– И думать нечего: когда родился сын. Мы с родителями позвонили в роддом, оттуда ответили – все нормально. Я начал прыгать от радости, почему-то поцеловал в нос пуделя, и тот как сумасшедший начал скакать и гавкать от радости за хозяина.
– В Новый год чего бы пожелал читателям?
– Здоровья, тепла в квартирах и, естественно, не последних денег в кошельках.
Источник: Индустриальное Запорожье