В 1987 году технология Nike Air уже не была новинкой. Бегуны уже были ознакомлены с преимуществами этой амортизационной прослойки, которая впервые появилась в модели Nike Tailwind в 1978. Но, как говорится, "не поверю, пока не увижу".
Технология Nike Air достигла своего пика, когда ее стали не только чувствовать. Дизайнер Nike Тинкер Хэтфилд представил революционную технологию в новом свете. Он сделал ее видимой, чтобы бегуны смогли лучше понять все преимущества данного вида амортизации. Он создал кроссовки Nike Air Max с видимой воздушной подушкой Air, что изменило историю кроссовок навсегда.
Свое начало история видимой воздушной подушки, впрочем, берет не с дизайнерской разработки Хэтфилда. Она началась 1985 году, когда Дэвид Форланд, директор Nike по амортизационным инновациям, стал частью команды. Форланд – величайший мировой эксперт в области видимой воздушной подушки. На протяжении уже 30-ти лет его работы были ориентированы на применение этой технологии в новых, неизведанных, отраслях.
Он также был первым, кто признал существование множества препятствий на пути к созданию Air Max. В 80-х годах Форланд собственноручно создал первые прототипы подошвы Air-Sole. Переломный момент случился, когда он повернул воздушную подушку и сделал швы сверху и снизу, а не по периметру прослойки.
"В тот самый момент у меня над головой загорелась лампочка. Вот так спонтанно я создал новый прототип" - говорит Дэвид Форланд.
Таким образом, первый прототип видимой воздушной подушки Nike Air появился на свет, а Nike Air Max 1 стали первыми кроссовками в истории, которые предложили миру новый взгляд на технологию. До этого прорыва, разработка Nike Air-Soles была ориентирована на утоньшение подошвы, а не к тому, чтобы сделать ее большей.
"Со временем подошвы Air-Sole становились тоньше и тоньше, что облегчало процесс производства. Мы же хотели вернуться к использованию большего количества воздуха для достижения ощущения стойкой амортизации под стопой" - утверждает Форланд.
Чтобы ощущение "ходьбы по воздуху" стало еще более реальным и ощутимым, Форланд быстро изменил подход.
"Если вы вникните в историю Air Max, особенно в период с 1987 по 1993 гг., то увидите, что главным отличием между моделями был растущий размер воздушной прослойки и меньшее количество пены. Потому что пена изнашивается. Воздух – нет” – говорит Девид Форланд.
В гонке за увеличением объема воздушной прослойки было сделано еще одно открытие: уменьшение количества пены между подошвой и воздушной подушкой Air-Sole может создать пространство для увеличения объема Air-Sole. С этой идеей вышла модель Air Max 180, первые кроссовки, которые представили видимость воздушной прослойки на 180°. И это была далеко не самая легкая задача для Форланда.
"Всегда легче сказать, чем сделать. Air Max 180 стали одними из самых сложных в реализации по сравнению с остальными моделями в этой линейке" - утверждает он.
В то время Air Max 1, Air Max 180 и Air Max 90 представляли элемент Air-Sole, который был интегрирован в пенную оболочку в передней части стопы. Продолжая работу над тем, чтобы полностью уйти от использования пены, команда разработчиков сделала фундаментальное открытие: новый метод создания воздушной прослойки, который назывался "выдувное формование".
Впервые эта техника была использована в Nike Air Max 93 и позволила создать прослойку Air-Soles в 3-D формате, которая не зависела от воздушного давления. Теперь Air-Soles могли быть изготовлены так, чтобы повторять контур носка. И как раз модель Nike Air Max 95, состоявшая из двух отдельных блоков Air-Sole, была первой, в которой воздушная подушка в носке стопы стала видимой.
В 1997 дизайнеры и разработчики компании Nike нашли путь к созданию воздушной подушки Air-Sole по всей длине стопы, почти полностью избавившись от необходимости использовать пену. В результате на свет появились Air Max 97.
После этого, идеи по улучшению воздушной подошвы казались безграничными. Nike начал фокусироваться на других формах амортизации, одной из которых была Tuned Air. Эта инновационная технология впервые была представлена в 1999 в модели Nike Air Max Plus и использовала физические элементы для увеличения стабильности амортизации Nike Max Air.
Следующим шагом стало создание Air Max 360 в 2006 году, модели, которая спустя 20 лет после появления первых Air Max, наконец-то достигла цели полного избавления от использования пены. Чтобы создать Air Max 360, команда Форланда в качестве стабилизатора использовала технологию Caged Air вместо пены.
Но это вовсе не значило конец эволюции Air Max. Команда Форланда выполнила свою миссию, но они не могли остановиться на пути к улучшению технологии. Они сместили фокус с пены на увеличение гибкости. Используя трубчатую конструкцию, они спроектировали глубокие гибкие канавки в воздушной подошве Nike Air Max 2015, в результате сделав самые гибкие Max Air за всю историю существования линейки.
Пройдя длинный путь, Форланд осознал, что инновации невозможны без готовности рисковать.
"Я помню первую версию элемента Air-Sole. Мы так усиленно работали над ней, но не имели ни малейшего понятия, будет ли она иметь успех у покупателей. Через несколько дней после выпуска первой модели Air Max, я был в аэропорту. И вот стою я в телефонной будке, звоню нашему техническому специалисту, и в этот момент мимо меня проходит человек в наших кроссовках. Я уставился на него, а в трубку сказал: "Кто-то купил их. Я вижу как наша подошва Air-Sole ходит!". Это был большой риск, но вознаграждение было еще больше. И это еще не конец истории" - вспоминает Девид Форланд.