О росте популярности турнира: Это уже второй гранд-финал для нас, в прошлом году тоже все проходило в Варшаве. До этого никаких формальностей наши игры не носили, не было нашей лиги, мы проводили соревнования, участвовали в мировых первенствах, однако только проведение турнира в Варшаве показало, что люди хотят это видеть и ходить к нам. Помещение в первый раз было в два раза меньше, чем сейчас, но желающих посмотреть было очень много. Мест на всех не хватало. Сейчас мы расширяемся, но все равно стоят очереди, несмотря на дождь и другие проблемы. В следующий раз будем какой-нибудь стадион использовать, потому что очень многие приходят посмотреть и поучаствовать.
Об открытиях Гранд-финала: Главная наша цель - провести все на высшем уровне, не только для наших гостей, но и тех, кто смотрит нас в стриме. Что касается открытий, то мы польщены, что в Варшаве очень много любителей кибер-спорта. Очень нас интригует ситуация в турнирной сетке. Китайская команда победила российскую и вышла в полуфинал. В то же время команда Kazna Kru, полностью состоящая из европейцев, тоже победила россиян и прошла дальше. Очень неожиданно, но приятно, что сильные команды есть и за пределами СНГ.
Об использовании футбольного опыта ЛЧ в организации Гранд-финала: Да, действительно, мы опирались на опыт реального спорта, ведь это наш "старший брат", а кибер-спорт все-таки еще на старте своего пути, хотя и ушел от регионального уровня. На Западе сначала вообще не понимали, как это смотреть и зачем вообще проводить. Сейчас масштабы у нас меньше, чем в профессиональном спорте, но у нас есть время, ведь тот же футбол не сразу стал игрой номер один в мире.
Мы попытались изменить склад ума людей, чтобы они видели в участниках настоящих спортсменов, которые тоже тренируются, тоже действуют в команде и так далее. Больше зрелища, вводим формат "атака - оборона" и постоянно советуемся со специалистами, что позволяет нам двигаться вперед.
О социальных аспектах развития: Конечно, это большая часть деятельности нашей компании. Мы пытаемся обучить людей военной истории, сотрудничаем с многими музеями, помогаем ветеранам, делаем много исторического контента - о танках, Второй мировой войне. Что касается спорта, то у нас есть хоккейная, футбольная и баскетбольная команды. Наши хоккеисты, кстати, вышли в финал любительской лиги.
Планы, как наращивать аудиторию: Мы постоянно работаем над привлечением людей в наши проекты, в том числе тех, кто играет на любительском уровне или вообще у себя дома. Для такой "конвертации" мы ввели систему специальную систему, которая является мостиком между любителями и профессионалами. Теперь люди могут создать свою команду или найти себе коллектив по душе, после чего подбор соперников проводится на их уровне. Человек может изучать тактики и развиваться, а потом воовсе выступить на каких-то турнирах.
О привлечении офлайн-аудитории: Конечно, мы хотим видеть у нас эту аудиторию. Для этого необходимо создать целую эко-систему, привлекательную для болельщиков и бизнес-партнеров, в том числе спонсоров. Наша индустрия - новая, но она стремительно развивается. У нас есть целая стратегия, как и что делать дальше.
О финансовой стороне вопроса для участников соревнований: Грубо говоря, сейчас зарплата кибер-спортсмена - это не только призовые турниров, но и деньги спонсоров, а также зарплата от какой-нибудь компании за участие в конкретных дисциплинах. При этом получает он доход на постоянной основе, поэтому потраченное время в этом плане окупается. Мы помогаем игрокам вести бизнес, строить карьеру. Они должны понимать, что здесь можно зарабатывать и развиваться профессионально. После игровой карьеры, можно стать тренером или менеджером, а также пойти в продакшн. Все пути открыты.
О целях Wargaming.net: Работаю здесь уже почти пять лет. Когда я начинал - было 68 человек, сейчас нас более четырех тысяч. Мы выстрелили, вышли на мировой уровень и стали очень серьезным игроком в этой индустрии. Тогда нашей целью был выход на пределы СНГ. Сейчас мы представлены по всему миру, мы знаем, как выходить на новый рынок. У нас шестнадцать офисов по всему миру, игра переведена на несколько десятков языков. Сейчас у нас хватает ресурсов, чтобы всем оперировать. Мы установились здесь и нашей следующей целью был переход на другие платформы. Вышла мобильная версия, вышла консольная, мы это сделали и теперь хотим закрепиться в технологиях нового поколения. В том числе использовать "виртуальную реальность". Уверен, что лет через пять это может стать основным форматом игры. Не следовать трендам, а создавать их - наш девиз.