– Мария, специалисты убеждены, что вы проводите крайне удачный для себя сезон, – начинаю разговор с Кириленко с комплимента. – А сами как считаете?
– Если сравнивать с прошлым годом, то этот следует признать более успешным, – признается Маша. – Я впервые в своей карьере дошла до четвертьфинала турнира «Большого шлема» (Австралиан Оупэн-2010. – Прим. ред.). Да и вообще в этом сезоне я играю стабильно. Была, чего душой кривить, и пара поражений в первых кругах. Но их причины находились на поверхности: из-за травм я недостаточно тренировалась перед этими турнирами. Впрочем, всегда хочется большего.
– Как вы сами себе объясняете удачно складывающийся год?
– Началось с того, что под конец прошлого года у меня в норму пришло колено. До этого я попросту бегала с трудом. Первый сет играю – второй мучаюсь.
– Это вы про то колено, на котором у вас повязочка?
– Именно. Повязка осталась, потому что она поддерживает одну мышцу. Да и боли в принципе еще случаются – без этого никуда. Либо когда слишком длинный матч сыграешь, либо когда на харде много двигаешься.
– Но все-таки их стало существенно меньше?
– Именно! Поэтому мне в конце прошлого года удалось наконец провести полноценную предсезонную физподготовку. Занималась этим в Москве с тренером Евгением Бондаренко.
– Что конкретно в себя включали ваши занятия?
– Очень много было силовых упражнений. Все-таки я, как видите, не такая здоровая и мощная, как большинство современных игроков. К тому же делали акцент на воспитание выносливости.
– На турниры с вами в качестве тренера по-прежнему ездит отец?
– Да. Я перепробовала многих специалистов. Но в конце концов пришла к мнению, что лучше всего иметь рядом близкого человека, с которым у тебя полное взаимопонимание. Благодаря тому, что у нас с отцом очень хорошие отношения, обстановка вокруг меня крайне спокойная. А это сейчас для меня – главное.
– В популярных игровых видах спорта – футболе, хоккее, баскетболе – всегда существует когорта топ-тренеров, которым можно с легким сердцем отдать команду. Были бы деньги! Остались ли в теннисном мире наставники, с которыми бы вы безумно хотели работать, будь такая возможность?
– Нет таких людей. Поверьте, у меня были и очень дорогие тренеры, но... Они все месяц работают, а потом для них становится важнее в гольф поиграть или еще как-то поразвлекаться. А о том, что игрока надо заставлять – именно заставлять! – тренироваться, они забывают. Потом у них у всех психология какая? Пока все хорошо – это тренер молодец. А когда результатов нет – сразу игрок виноват. Много нынче попадается и простых проходимцев, для которых главное – поделить с теннисисткой комнату, а там уже как пойдет.
– Многие предпочитают вместо тренеров держать подле себя пап и мам, никогда не бывших профессиональными теннисистами. Означает ли это, что хороший наставник вовсе не должен сам хорошо играть?
– Скорее всего так оно и есть. Суперигроком он точно может не быть. Вот Лена Дементьева ездит почти всю карьеру с мамой – и вон каких высот добилась! Реально хороший тренер нужен прежде всего юниорам. А сложившийся игрок зачастую сам знает куда больше иного тренера. Хотя все эти вещи, ясно, сугубо индивидуальны. Общалась как-то на эту тему со Светой Кузнецовой. Она сказала, что одна, без тренера, вообще не может никуда поехать. Хотя, возможно, если ей на корте поставить столб и назвать его тренером, то она так и будет его воспринимать. Психология!
– Кстати, о Кузнецовой. Вы смотрели ее матч с Петкович, в котором определялась ваша соперница по третьему кругу?
– Немного. Я как раз закончила свою игру, пришла в раздевалку и увидела по телевизору, что у немки три матчбола. Но при мне она не воспользовалась ни ими, ни еще одним последующим!
– Выходит, Кузнецова спаслась не без вашей помощи?
– Выходит, что так, – смеется Маша. – В итоге Петкович проиграла сет, и я поняла, что встречаться мне предстоит именно со Светой.
– Как-то вы это с сожалением произнесли. Странно слышать: ведь вы ее недавно на римской земле обыграли!
– У Светланы действительно не слишком здорово складывается грунтовый сезон. Но это нормально: нельзя же все время выигрывать, неделю за неделей, матч за матчем! Наверное, у нее в связи с этим сейчас не такая бешеная уверенность в собственных силах, как в прошлом году. Но Кузнецова по-прежнему играет в атакующий, агрессивный теннис, и ухо с ней следует держать востро.