Фернандо Алонсо в этом сезоне вправе жаловаться на судьбу, даром что лидерство в чемпионате все еще за ним. Приличный болид, позволяющий вести борьбу за титул, появился у Алонсо не в марте, как у его конкурентов, а где-то в мае - вот первая причина. Да и если сходит Фернандо с трассы, то уж никак не по своей вине. Наверняка ему теперь в кошмарах снятся черно-золотые Лотусы... Самое удивительное то, что Райкконена во вчерашнем вылете Алонсо, в отличие от приснопамятного кегельбана имени Грожана, обвинять нельзя. Понимает это и сам испанец, иначе его комментарии относительно этого инцидента наверняка были бы куда более жесткими.
Так что, интрига возродилась? Четыре очка разрыва между двумя лидерами выглядят обнадеживающе. Кабы не одна маленькая деталь, о которой речь пойдет ниже...
Герои
Себастьян Феттель выиграл второй Гран-при подряд, чего в этом сезоне еще никому не удавалось. И если в Сингапуре его победа вряд ли состоялась бы при отсутствии проблем у Льюиса Хэмилтона, то в Японии у немца не было реальных конкурентов. Второй "Большой шлем" в карьере премьера РБ (первый он завоевал в Индии-11) лишний раз подтверждает то, с чем сейчас мало кто спорит: после Сузуки Фернандо Алонсо перестал быть главным фаворитом в борьбе за чемпионство и передал этот статус Феттелю. Квалификацию и гонку Себастьян выиграл в одну калитку, чего, будем откровенны, никто и предположить не мог...
В чем секрет успеха? Видимо, в том, в чем "Быки" до последнего не желают признаваться. Инженерам команды под строгим взглядом "сумрачного гения" Эдриана Ньюи удалось разработать и внедрить оригинальную версию двойной DRS, которая, похоже, по-настоящему окрылила их болиды. (Косвенным подтверждением этому служит хороший квалификационный темп Марка Уэббера, который до этого не был похож сам на себя; а в гонке Марк оказался позади не без помощи - кого бы вы думали? - все того же Грожана.) Другое дело, что подозрительно высокая скорость РБ может быть обусловлена особенностями конфигурации такого удобного для них японского автодрома... В таком случае нам остается подождать до Кореи, трасса в которой, как известно, весьма и весьма отличается от Сузуки.
Однако главным героем гонки назовем все же не Феттеля, несмотря на его впечатляющее достижение. Фелипе Масса! Вот кто действительно порадовал. Первоначальный прорыв с 10-го места на 4-е сам по себе достоин похвалы, но о Массе никто и не вспомнил бы, если бы на этом все и закончилось... На первом отрезке гонки бразилец, стартовавший на более свежей резине, чем его соперники, имел небольшое преимущество; и вот здесь опять проявились причуды квалификационного регламента. Стартовал-то Фелипе на новом софте как раз потому, что не участвовал в третьем сегменте квалификации! Благодаря этому Масса не отстал от Кобаяси и Баттона, ранние пит-стопы которых отбросили их назад. (Обычно все бывает наоборот, но в этом случае Фелипе помог пребывавший на схожей тактике Даниэль Риккьярдо, оттормозивший японца и британца.)
После выхода на вторую позицию Масса уехал от Кобаяси и добился желаемого, финишировав в 20-ти секундах позади Феттеля. Кто знает, чего ему это стоило...
Лирическое отступление. Сход Алонсо - достаточное (но не необходимое) условие того, что Масса проведет хорошую гонку. Так, к слову пришлось...
В словосочетании "первый подиум за два года" (последний раз Масса поднимался на пьедестал в Корее-10) насколько хороша первая часть, настолько же плоха вторая. Бразилец не без основания надеется, что выступление в Японии поможет ему продлить контракт, но команда предпочла бы, чтобы второй пилот поднимался на подиум чаще одного раза в сезоне...
Первый подиум Камуи Кобаяси также заслуживает быть отмеченным. Японец оказался вторым после Феттеля пилотом, которому удалась как квалификация, так и гонка. В главном заезде Камуи испытал немало трудностей, и казалось, что третье место вот-вот уплывет от него... На какой-нибудь другой трассе Кобаяси наверняка не выдержал бы преследования Баттона, но только не в его родной Японии. (По личным мотивам Дженсону эта страна также не чужая, но это уже такое.) Износ резины был неожиданно велик, и под конец гонки сдавать начал даже новый хард, однако 22 нервных круга закончились маленькой победой Камуи.
Посмотрим, как в долгосрочной перспективе оценит этот успех Кобаяси руководство Заубера. Пока что он не знает, где будет выступать в следующем сезоне и будет ли выступать вообще, но шансы Камуи на сохранение места в команде после домашнего Гран-при уж точно не понизились.
Антигерои
Выбор напортачивших пилотов в последнее время стал удивительно легким делом. Интересно, это последнее попадание Ромэна Грожана в отрицательную номинацию? Свежо предание, да верится с трудом. По-хорошему, что нужно Ромэну, чтобы стать внимательнее? Не помогла даже дисквалификация на одну гонку. В этот карающий меч Грожана, о чем мы уже упоминали, настиг Уэббера. Австралиец просто оказался впереди на стартовой решетке... Впрочем, француз делает это не нарочно - и на том спасибо.
Также упомянем здесь двух пилотов, чьи фамилии в последнее время часто встречаются в одном предложении. У Серхио Переса хватило мужества признать свою ошибку, допущенную им при попытке обгона Хэмилтона и перечеркнувшую все его прежние усилия. Пилоту Заубера это простительно; но в следующем сезоне Серхио будет выступать за Макларен, и ожидаемая отдача от пилота возрастет в энное количество раз. (Уже сейчас шансы Переса и Хэмилтона на завоевание титула в следующем сезоне букмекеры оценивают одинаково, пусть и не очень высоко.) И строгий Мартин Уитмарш за такое не похвалит.
Невнятное выступление Льюиса Хэмилтона последовало сразу же после объявления о том, что он покидает Макларен. Есть ли здесь какая-то связь? Разве что психологическая. Льюис для команды уже отрезанный ломоть, и обе стороны это чувствуют. Хэмилтон ведь не просто проиграл Феттелю 15 очков (хотя формально это главный итог его выступления) - он еще и Баттону уступил неприлично много по времени... С недостаточной поворачиваемостью, которую он так не любит, справиться не удалось, и в этом, безусловно, не в последнюю очередь виноват сам Хэмилтон.
А конспирологические версии о том, что Макларен уже сейчас не заинтересован в успехах Хэмилтона, мы всерьез воспринимать не будем. Какая им выгода от победы Алонсо/Феттеля?
WRC
Теперь переходим к другим сериям. Как же все-таки удачно получилось, что девятый титул чемпиона WRC Себастьян Леб оформил перед своими болельщиками, которые души в нем не чают! Король мирового ралли одержал свою, страшно подумать, 75-ю победу, и нельзя сказать, что победа эта была какой-то особенной (если абстрагироваться от возможности установления очередного рекорда). Все это мы уже видели: агрессивный пилотаж в пятницу, увеличение отрыва в субботу и аккуратный финиш в воскресенье. Настоящий "highway star".
Кто станет наследником короля? Микко Хирвонен? Яри-Матти Латвала? А может быть, Тьерри Нойвилль? У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, которые мы не будем здесь обсуждать. Ясно одно: в ближайшее время такой уникум, как Себастьян Леб, не появится. Если в будущем вас о ком-нибудь спросят, кто такой был Иван Петрович Сидоров, отвечайте фразой из анекдота: "Это мелкий политический деятель в эпоху Леба".
Да, де-факто Леб завершает карьеру. В следующем сезоне Себастьян примет участие лишь в некоторых этапах, одним из которых будет открывающее сезон ралли Монте-Карло. Но представьте себе такую картину: Леб приезжает на ралли, выигрывает его, и тут у него опять разыгрывается аппетит...
Супербайк
Настоящим украшением гоночного уик-энда стал финал сезона в Мировом Супербайке. Перед последним этапом в Маньи-Кур на титул претендовали трое гонщиков: Макс Бьяджи, Том Сайкс и Марко Меландри. Бьяджи максимально осложнил себе задачу в суперпоуле, в котором занял лишь 10-е место, а от Сайкса вряд ли ожидали чего-то иного, кроме поула, который в итоге ему и достался.
Первый заезд подтвердил опасения болельщиков Бьяджи: прорыв Макса закончился, так толком и не начавшись (его байк банально повело на мокрой трассе), а Сайкс, которому выгодны именно плохие погодные условия, когда на его Кавасаки резина изнашивается значительно медленнее, гонку не выиграл, но третьим все же приехал. Меландри выступил и того лучше (второе место), однако после падения Марко на 6-м круге второго заезда соискателей титула осталось двое...
Во второй гонке Сайкс уверенно лидировал, не отрываясь от соперников и экономя резину (трасса уже подсохла), но от него в этой ситуации мало что зависело. Простой арифметический расчет показал, что Бьяджи во что бы то ни стало нужно финишировать как минимум пятым, и оба претендента, вне всякого сомнения, знали об этом. Бьяджи поднимался по пелотону не слишком стремительно, но аккуратно...
...Сразу после пересечения финишной черты Том обернулся и посмотрел, где там Макс. На его беду, Макс ехал пятым.
Чемпионат Украины по ралли
Имя своего чемпиона узнала и Украина. Конечно, за рубежом наш чемпионат не особо котируется, но в украинском ралли Александр Салюк имеет примерно такой же вес, как Себастьян Леб в мировом. На Чумацком Шляхе Салюк был безжалостен к своим соперникам и первенствовал на всех спецучастках, кроме последнего. Три победы Александра из пяти возможных (Салюк сошел в Мариуполе и не стартовал в Ялте) наводят на мысль о том, что более достойного победителя сезона не сыскать.
Однако огромное итоговое преимущество Салюка, набравшего 160 очков (Николай Чмых и Валерий Горбань ограничились 97-ю пунктами) не должно вводить в заблуждение. За два допа до конца чемпион еще не был определен: Салюк опережал шедшего вторым Горбаня на 36,7 с, и в случае каких-либо технических проблем у Александра титул уплывал к Валерию. Но неприятности настигли как раз таки Горбаня...
Особенно же обидно должно быть Антону Кузьменко. Выиграть ралли Мариуполя, заиметь неплохие шансы на титул - и перед стартом последнего этапа попасть в больницу... Пожелаем Антону скорейшего выздоровления и выразим надежду, что в следующий раз ему удастся выйти на старт решающей гонки.