Свершилось. В Париже представители всех существующих национальных автоспортивных федераций и автоклубов выбрали нового президента ФИА. Им, как вы уже знаете, стал экс-глава формулической команды Феррари Жан Тодт.
Единственным оппонентом "провластного" кандидата был бывший раллийный чемпион мира и бывший же депутат Европарламента Ари Ватанен. Умышленно пишу провластного", ведь именно Тодта поддерживали его предшественник на президентском посту Макс Мосли и генеральный промоутер Формулы1 Берни Экклстоун. А вот бывшая родная команда француза, по слухам, оказалась на противоположной стороне баррикад. Во всяком случае, Ватанен как-то сделал заявление, что, мол, Феррари нужен не президент типа Тодта, Брауна или Бриаторе, а совершенно независимый кандидат (очевидно, намекая на свою персону).
Как оно было на самом деле, неизвестно, тем более, что Скудерия поспешила сделать стандартное в таких случаях заявление, что, мол, мы ничего подобного не говорили. Но это уже дело десятое, ибо результаты голосования известны, результаты очевидны, чтобы пытаться с ними спорить. Тодт – президент, и это есть факт.
Теперь же самый главный вопрос – чем это грозит мировому автоспорту? И конкретно Формуле1, как главному бриллианту в короне ФИА. Тем более, что Тодт пришел именно из Королевских гонок, досконально знает их изнутри. Какие шаги будут предприняты амбициозным французом, что принципиально нового или принципиально старого увидит автоспорт в ближайшее время и в отдаленной перспективе? В принципе, если вчитываться в программы кандидатов и вслушиваться в их интервью, то и Ватанен, и Тодт – натуральные реформаторы. Правда, Ари, в отличие от Жана, не употреблял в своих речах оговорок типа "возможно", "посмотрим", "в случае необходимости". Ватанен последовательно выступал за реформы, реорганизацию ФИА и вообще системы мирового автоспорта. Тодт же тоже говорил о реформировании – точнее, о возможном реформировании. Но насколько эти слова разойдутся или не разойдутся с делами…
Разумеется, сейчас можно только гадать на кофейной гуще. Или попытаться понять и вспомнить, что это за человек – Жан Тодт. В одном из своих предвыборных интервью француз заявил, что не собирается править авторитарно. Но мы все прекрасно помним Шпильберг-2002, когда исключительно волевым решением Тодта победа в гонке была украдена у Баррикелло и отдана Шумахеру. Идея реформирования прикрывается красивыми словами о всеобщем удовлетворении. Но мы все прекрасно помним Индианаполис-2005, где Феррари (читай – Тодт) наплевала на интересы чемпионата в целом, не позволив семи командам сменить резину – и таким образом обеспечила себе победу в "гонке шести".
Возможно, Тодт действительно изменился за те полтора года, которые мы не видели его на командном мостике Феррари. Возможно, он в самом деле собирается реформировать ФИА – а ведь федераций и вправду давно просит твердой руки реформатора. Наверное, Формула-1 от такого президента и в самом деле будет только лучше – ведь он не понаслышке знает все слабые места Больших призов.
Но пока что его карьера, его высокопоставленная поддержка на выборах говорят о том, что Тодт станет если не консерватором, то уж точно не тем реформатором, который так нужен мировому автоспорту. Но, поскольку уж он позиционировал себя, как преобразователя, то будем же ожидать и требовать от него именно реформ. Жан Тодт, перемен требуют наши сердца!
Владимир Мыленко, iSport.ua