На самом деле в этой борьбе не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд. И я бы не спешил отдавать титул Льюису Хэмилтону уже сейчас. В качестве доказательства, позволю себе небольшой экскурс в историю Формулы-1.
2007 год, Интерлагос, Бразилия. Последний этап чемпионата мира, к которому аж трое гонщиков оставляют себе математические шансы на титул. Льюис Хэмилтон опережает своего партнера по команде Фернандо Алонсо на 4 очка, а Кими Райкконена и вовсе на 7. Мелочь, но тогда система начисления баллов была такой: 10-8-6-5-4-3-2-1 – для первых восьми пилотов соответственно. А это значит, что шансы на титул у Хэмилтона уже в дебютном сезоне были более чем высокие. Гораздо выше, чем сейчас.
Но, стартуя со второго ряда вместе с напарником, Льюис допустил ошибку в борьбе с Алонсо и откатился в хвост пелотона, с которого сумел подняться только на 7 строчку, которая делала чемпионом Кими. Финн гонку выиграл и праздновал триумф, ведь соперники заняли ровно те места на финише, которые его устраивали. Позицией выше и все бы было иначе. Льюис впервые в своей жизни боролся за титул в Формуле и впервые его упустил.
2008 год, Интерлагос, Бразилия. Снова заключительная гонка сезона, и снова Хэмилтон лидирует в личном зачете. На этот раз у него один математический соперник – Фелипе Масса. Самое низкое место, которое британец мог себе позволить, чтобы обеспечить титул – пятое. Судьба снова издевалась над Льюисом, но за несколько поворотов до финиша вернула должок: Тимо Глок без борьбы уступил заветную пятую строчку будущему чемпиону; радость на лицах болельщиков Массы из-за победы сменилась слезами горя.
Для Хэмилтона это был очень сложный этап, во время которого он не сумел совладать со своими нервами и допустил ряд ошибок. Лишь случай позволил ему отыграться и завоевать звание лучшего. Уверен, что люди, которые смотрели тот Гран-при, до сих пор считают, что Льюис свой титул полностью не заслужил. Но Тимо Глок в численных интервью приносит извинения Массе ссылаясь на то, что его машина реально не ехала. Детальный видео-анализ с камеры на борту Глока частично оправдывает его слова, но для фанатов Фелипе они вряд ли будут серьезным аргументом.
2014 год, Яс Марина, Абу-Даби. Льюис Хэмилтон третий раз в своей карьере реально претендует на чемпионское звание и снова подходит к этапу в качестве лидера чемпионата. Пока эта история еще не имеет продолжения, но в воскресенье все узнают, сумел ли Хэмилтон извлечь уроки из своих прошлых «походов» за чемпионством. Накануне он имеет 14-очковый перевес над своим партнером по команде, но даже третье место на финише не может гарантировать ему общую победу.
Рассуждать сейчас о правильности правила двойных очков смысла нет – правило есть, и все о нем прекрасно знают. Знали о нем и в начале чемпионата, так что проигравшему не на что будет жаловаться. Все-таки итог подводится по результатам всех 19-ти Гран-при, пускай и последний вдвое важнее любого предыдущего. Единственное, о чем следует сейчас думать – сумеет ли Хэмилтон преодолеть психологический барьер и наконец-то успешно выступить в самый решающий момент, ведь в двух предыдущих случаях у него обязательно что-то шло не так.
Сам Хэм в недавнем интервью говорил, что проанализировал вышеупомянутые ситуации и понимает, что тогда ему не стоило лететь к финишу с завышенным упорством, но с другой стороны подметил, что не собирается сознательно ехать на второе место, а попытается бороться за победу. В Бразилии это уже успело привести к невынужденной ошибке и потере 10 секунд.
Груз, который повис сейчас над британским чемпионом трудно передать словами. Он проделал невероятную работу, выиграл 10 из 18 гонок, и сейчас все может пойти коту под хвост из-за мельчайшей помарки, причем не обязательное его. Он переживает по поводу всего: механик может не прикрутить колесо, соперники могут неудачно засорить осколками траекторию, в квалификации может повториться сценарий Хоккенхайма. Фактором слишком много, и по поводу каждого из них у Льюиса болит голова. А тут еще и команда подливает масла в огонь. По сообщениям Mirror, Тото Вольфф пригласил спортивного психолога Кери Эванса, чтобы помочь Льюису в случае его возможной неудачи.
Только представьте, команда готовится на случай твоей неудачи. Как после этого доверять этим людям на 100% и что должен чувствовать гонщик? Хэмилтон понимает, что он британец в немецкой команде с немецким партнером. Вольфф же оправдывает свой поступок примером из далекого 1984-го, когда подобная помощь пригодилась Алену Просту, чтобы осознать победу Лауды с преимуществом в полбалла и в будущем только прибавить.
Росберг понимает, что его жизнь не закончиться в этой гонке, ведь он и так сохранил высокие шансы на титул
Также у Хэмилтона нет контракта на следующий год. Переговоры по нему начнутся с командой уже в понедельник. Тут на него давит тот факт, что в случае поражения, шанса отыграться уже не будет. Если он проиграет, то может сам не захотеть продлевать отношения с командой, по причине того, что в будущем Нико станет стопроцентным №1 и несколько ближайших лет будет доминировать внутри коллектива. Продлит контракт – потеряет позиции в команде, уйдет – потеряет сильную машину. Слишком много для британца стоит на кону в этом Гран-при.
У Нико же накануне этапа ситуация вполне приемлема. Он находится в роли догоняющего, а это, как известно, всегда легче. Росберг понимает, что его жизнь не закончиться в этой гонке, ведь он и так сохранил высокие шансы на титул во многом благодаря дискуссионному правилу: без двойных очков Нико Росбергу пришлось бы ждать крайне фантастического провала партнера при своей условной победе. А его квалификационные достижения и близко не могут посоперничать с гоночными триумфами Льюиса, борьба колесо в колесо же проиграна практически вчистую. Поэтому его победа в чемпионате будет сродни холодному расчёту вышеупомянутого Проста, который лишь однажды переиграл Сенну в равном бою в 1989.
Чемпион мира не должен выиграть все гонки сезона, его задача – набрать наибольшее количество очков
За это можно уважать Росберга, он знает свое место, но пытается любыми способами достичь большего. Подобное может вызывать критику, но кто бы на его месте действовал иначе. Разве Нико имеет право поднять руки вверх и преподнести напарнику подарок? Немец сделает все, чтобы стать вровень со своим отцом, чемпионом мира, а в будущем попытается превзойти его достижения. После Бразилии психологический перевес полностью на его стороне. Нико Росберг доказал себе, что он может в честном бою быть быстрее, и что имеет право рассчитывать на максимум со своей стороны, а если же победа не принесет ожидаемого – ему не в чем будет себя упрекнуть.
Кто больше заслужил титул? Тот, кто его возьмет. Ведь правила одинаковы для всех, а их использование – индивидуальные действия гонщиков, которые поступают, отталкиваясь от ситуации вокруг. Главное помнить, что чемпион мира не должен выиграть все гонки сезона, его задача – набрать наибольшее количество очков.