Холодная и очень неприятная атмосфера сейчас царит в стане "быков". А все дело в том, что французы из Рено не смогли улучшить силовую установку настолько качественно, как это удалось конкурентам из Италии и Германии. Об этом свидетельствуют слова Хорнера, который говорит о колоссальной потере количества лошадиных сил по отношению к конкурентам, при этом в скорости команда выиграла примерно на равных со всеми - 2 секунды (по Австралии) с круга, по сравнению с прошлым годом. Торо Россо же выиграли больше – 2,5 сек. А это говорит про серьезные обновления в шасси, которое сейчас у команд просто великолепное, если с таким слабым мотором им удается держаться в темпе остальных.
У Хорнера и Марко это вызвало серьезное негодование. Мол, моторы получились просто отвратительными и нужно срочно созывать собрание, на котором будут рассматриваться варианты решения проблем, которые сложились. Напомню, что только половина болидов с агрегатами Рено добрались до финиша, а Даниила Квята не удалось даже вывести на старт. У главной команды возникали различные проблемы во время всего уик-энда. У россиянина перед самым стартом отказала коробка передач, но команда сваливает всю вину на французского поставщика двигателей. Макс Ферстаппен же и вовсе сошел с дистанции по ходу заезда из-за неожиданно возникших проблем.
Йос Ферстаппен был просто в ярости: "Я разозлился не на шутку. Этот день должен был стать сказочным для нас, но всё вышло с точностью до наоборот. Дела идут не так, как надо — и это абсолютно очевидно. Рено нужно работать гораздо тщательнее и добиваться реальных результатов".
Но Хельмут Марко пошел еще дальше, и вместо простой критики своих мотористов начал продвигать мысли в паддоке о том, чтобы остановить доминирование Мерседесов посредством введения "каких-то" запретов. Оба ясно дали понять, что изменения в регламенте нужны, причем срочно, поскольку с каждой выигранной секундой Мерседес у соперников, Формула-1 теряет еще одного зрителя. От этого серьезно страдает такая команда как Ред Булл, поскольку живет с маркетинга торговой марки, и заинтересована в популяризации спорта. Аргументируют они все своими подсчетами, согласно которым Дитрих Матешиц может отказаться от проекта Ф-1 из-за низкой рентабельности, даже несмотря на недавние успехи. Команда в любом случае до сих пор не выходит на самоокупаемость, а значит, по-прежнему нуждается в деньгах хозяина. Попахивает шантажом.
Я, как и вы, прекрасно помню, что во времена успехов Ред Булл ФИА шла на уступки остальным командам и вводила запреты на новшества команды Ньюи (двойные диффузоры, гибкие крылья), которые искусно искали и находили серые зоны в регламенте. Но с Мерседес история немного другая. Большинство склонно считать, что ничего принципиально нового немцы не придумали, а просто банально лучше остальных справились со своей работой. Берни недавно и вовсе сделал в прессу вброс о том, что механики Мерседес якобы раньше соперников ознакомились с деталями нового регламента. Поэтому ждать, что сейчас запретят какую-то одну систему и пелотон приблизится, нет смысла. В прошлом году попытались запретить FRIC, и ничего.
Что касается слов Марко про уход из Ф-1. Просто два факта: Ред Булл ежегодно получает дополнительные 70 миллионов от ФИА за то, что подписал контракт, согласно которому гарантирует участие в чемпионате до 2020 года; у Ред Булл безальтернативный контракт с Рено до конца 2016 года. Первое означает, что команда никак не может покинуть гонки, хоть и есть слухи, что в контракте есть возможность расторжения, если Ф-1 покинет Экклстоун. Второе, что австрийцев ждет два непростых года в паре с французами, потому что ни Феррари, ни Мерседес свои моторы им не предоставят, а Хонде может возразить Макларен. Что в 2017 – неизвестно, не исключено, что команда при отсутствии выхода сможет построить собственную силовую установку.
С другой стороны Матешиц, которому начинает надоедать сражаться с мельницами. "Кристиан Хорнер и Хельмут Марко обладают определенным влиянием, поэтому если они что-то говорят, то могут воплотить свои слова в жизнь. Вспомните, что несколько лет назад в Феррари говорили о возможном уходе в гонки спортпрототипов. К подобным словам нужно относиться серьезно, поскольку история свидетельствует о том, что автопроизводители и частные команды иногда уходят из чемпионата. Если в Ред Булл решат уйти из Формулы-1, то мы потеряем сразу четыре машины. И они могут себе позволить этот шаг" - это не просто слова бывшего пилота. Это сказал Дэвид Култхард – посол марки Ред Булл. Человек, который находится в довольно тесном контакте с руководителями команды Формулы-1, поэтому воспринимать его речь как поддакивания не стоит. Но у нас есть факты в виде контрактов, нарушение которых будет стоит миллионов и увольнения полторы тысячи сотрудников, которое потянет за собой не меньшие расходы.
Очень странно все выглядит сейчас, когда команда с крахом провалилась в Австралии, пропустив вперед Заубер. Ведь еще месяц назад, на собрании Комиссии Формулы-1, "быки" выступали против радикальных изменений в регламенте. И явно не хотели в ближайшие пару лет менять объем и количество цилиндров в моторах. Сейчас риторика изменилась.
Глядя на все вышесказанное, может создаться ложное впечатление о том, что Ред Булл - подлецы, которые незаконно хотят испортить жизнь команде Мерседес. А немцы такие молодцы при этом, сами достигли заоблачных высот. Логика спорта в этом есть, но Формула-1 – это шоу, это бизнес, а потом уже спорт, и для выживания ей практически необходима итоговая победа австрийцев, ведь доминирование "серебряных стрел" реально очень сильно бьет по рейтингам самых дорогих гонок планеты. Никому не интересно смотреть на то, как два пилота едут друг за другом к победному дублю, а все остальные пропадают из их зеркал заднего вида буквально через несколько кругов. Достаточно вспомнить то, как часто в объективах камер появлялись лидирующие болиды. Да, Ред Булл лоббирует только свои интересы, но они выгодны всем.
Использованы фото Getty Images