Финиш чемпионата мира становится все ближе, но легендарные Гран-при нас еще не покидают. На этой неделе пройдет один из самых значимых этапов в истории. В статистике Формулы-1 редко можно увидеть случаи, когда одна страна принимала этап каждый год. Есть "древние" этапы, но все-таки можно увидеть один-два пробела, когда по каким-то причинам Гран-при не был проведен. Еще реже те случаи, когда этап проходил в одном и том же городе. По правде сказать, такого нет и вовсе, но один случай оказался очень близок к этому варианту, и носит название "Гран-при Италии".
Итальянский этап покрывает не только историю Формулы-1, но и Чемпионата Европы, который проводился до Второй Мировой войны. Все началось в 20-ых годах, и до 1938 года успели провести 18 этапов! А это тоже очень редкий случай. Более подробно об этой "малой" истории Гран-при Италии вы можете прочитать
здесь, а сейчас скажем, что Монца в 16-ти случаях становилась домом итальянского этапа.
Монца стала легендарной и в послевоенный период. Удивительно, но этот город на севере от Милана принял все этапы Гран-при Италии, кроме одного - в 1980 году этап на год переехал в Имолу, поскольку трассу в Монце требовалось значительно усовершенствовать. Это был дебют Имолы в Формуле-1 и трек признали очень удачным - годом позже здесь состоялся первый в истории Гран-при Сан-Марино. К сожалению, гонка в 1980 году запомнилась не победой Пике, а аварией Жиля Вильнёва. Канадец вылетел в скоростном правом повороте и после его смерти в 1982 году этот вираж назвали в честь Жака.
Гран-при Италии все время проходит в каких-то перестройках - как начали, так и до сих пор продолжают. В 50-ых годах трек в Монце был не похож на нынешний - кроме привычного для нашего глаза "пистолета" был еще овал с двумя безумными бэнкингами. Это была очень опасная трасса, и без великих трагедий, к сожалению, не обошлось. В 1955 году на обычной тренировочной сессии здесь погиб Альберто Аскари - двукратный победитель Гран-при Италии. В 1957 году участок с бэнкингами организаторы решили убрать - трасса стала чуть более безопасной. В конце 50-х годов здесь правили британцы (дважды победил Стирлинг Мосс и еще одну победу праздновал Тони Брукс), но итальянцы против них нашли весьма оригинальное оружие.
В 1960 году организаторы решили искусственно предоставить преимущество Феррари - были возвращены бэнкинги! На тот момент исход чемпионата был практически решен, и абсолютное большинство команд пропустило этот этап - победил Фил Хилл. Это была первая из трех побед американца (и последняя для машины с передним расположением двигателя), а через год он добыл здесь последнюю победу в карьере и стал чемпионом. Правда, в 1961 году было грустное отступление. Битва за чемпионство не была закончена и пилотам просто пришлось ехать на тот безумный трек. Среди них был и Вольфганг фон Трипс, который боролся с Филом Хиллом. К сожалению, немец разбился в Параболике - так погасла еще одна звезда.
Неприятности не думали покидать Монцу. В 1970 году австриец Йохен Риндт мечтал исполнить мечту своего кумира, коим был фон Трипс, и приехал в Италию, чтобы выиграть очередную гонку в том чемпионате. Йохен разбился в том же повороте, что и Вольфганг девять лет назад - Параболике. Правда, свою мечту он таки выполнил и получил чемпионское звание. Но с приставкой "посмертно".
Все таки удивительная история у Гран-при Италии. 1970 - трагический год в летописи, но его окружают два этапа, которые вошли в историю Формулы-1 самыми яркими финишами в истории. - сразу по несколько пилотов оказались в одной секунде от лидера гонки. Нет смысла описывать то, как пилоты обгоняли друг друга - просто перейдите по ссылке на "Легендарные гонки. Монца", которую мы давали выше, и посмотрите две сохранившиеся записи. В этом случае лучше семь раз увидеть, чем один раз прочитать.
В 60-х годах никто не мог повторить рекорд Хуана Мануэля Ханхио и Стрилинга Мосса, которые в 50-ых побеждали в Монце по три раза. Максимум - это "дубли" Джекки Стюарта и Джона Сёртиза, и вот только в 70-х рекорд был достигнут. Ронни Петерсон побеждал в Монце в 1973, 1974 и 1976 годах. Швед был очень талантливым гонщиком и должен был становиться чемпионом мира. В 1978 году он навязал борьбу Марио Андретти, но в Монце, за три этапа до финиша, Ронни попал в тяжелейшую аварию и не смог в больнице справиться с многочисленными травмами.
В 80-х произошла еще одна история. Феррари, для которой Монца была вторым домом, никак не могла победить. В 50-х, 60-х и 70-х было по минимуму две победы, но в новом десятилетии не заладилось. Шел 1988 год, и ничего не предвещало успеха - Макларен, Сенна и Прост были просто неудержимыми и должны были брать победу и в Монце, но их вылет позволил Феррари одержать дубль. Это был единственный случай в том году, когда побеждал не пилот Макларен. Невероятные эмоции тогда захлестнули Монцу, поскольку за месяц это этого умер Энцо Феррари - отец Скудерии. Ну когда еще во многом случайный дубль мог произойти?
После успеха Герхарда Бергера в 1988 году, команда Феррари долго не могла отпраздновать домашнюю победу. Все изменилось с приходом Михаэля Шумахера, который стал рекордсменом и на этой трассе - пять побед (более подробно о взаимоотношениях Михаэля с Монцой мы писали здесь http://isport.ua/auto/f1/news/109033.html). Михаэль стал первым немцем в истории Формулы-1, который победил в Монце. Что примечательно, первые картинговые заезды Шумахер провел на трассе, которую Бог знает когда открыл тот самый Вольфганг фон Трипс.
После ухода Михаэля его соотечественники не стали откладывать дело в долгий ящик. В 2008 году первую победу в карьере одержал Себастьян Феттель. Тогда были тяжелые погодные условия, и молодой гонщик за рулем скромнейшей Торо Россо смог показать пилотам мастер-класс. А через два года Себ приедет в Монцу в качестве претендента на титул.
Уникальная конфигурация Национального автодрома в Монце позволяет говорить о том, что фаворитом должна быть команда Макларен. В этом сезоне они прекрасно чувствуют себя на прямых, но есть маленькое "но" - команда еще не определилась, будет ли она использовать воздуховод. Все будет решено в пятницу, когда многим командам прийдется испытать оба варианта. Конечно же, будет выбран оптимальный. А вот Ред Булл, который пока не добрался до Ф-канала точно будет испытывать проблемы, поскольку уникальный "выдувной" диффузор здесь не будет преимуществом. Но чудеса, как показал 1988-й год, иногда случаются.
Гран-при Италии. Статистика:
Количество кругов - 53
Длина круга - 5,793 км
Рекорд круга в гонке - 1:21,046 Рубенс Баррикелло (2004)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Хуан Пабло Монтойа (Уильямс)
2002 - Рубенс Баррикелло (Феррари)
2003 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2004 - Рубенс Баррикелло (Феррари)
2005 - Хуан Пабло Монтойа (Уильямс)
2006 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2007 - Фернандо Алонсо (Макларен)
2008 - Себастьян Феттель (Торо Россо)
2009 - Рубенс Баррикелло (Браун GP)