В последние дни отнюдь не результаты тестов беспокоили всех болельщиков Формулы-1. Безусловно, это важный пункт подготовки к новому сезону, но, давайте скажем прямо, пока результаты ни о чем не говорят - одни догадки, которые могут быть развеяны на первом же этапе. Об этом хотя бы говорят результаты команды Мерседес: с одной стороны, они высоко в протоколах, но в это же время их кто только не критикует - даже Хауг не удержался. В общем, пока не об этом.
Демонстрации в Бахрейне начались не просто так. Мы живем в своих странах, думаем, как у нас все плохо и беспросветно, и восхищаемся нефтяными долларами стран Персидского залива. И действительно, есть от чего - они совершенно без проблем строят уникальные сооружения, среди которых и трассы для гонок. Тут речь не об одной стране конкретно, а о регионе в целом - различия только количестве нефти под землей.
В начале нулевых годов этого века Формула-1 изменила вектор своего развития. Королевские гонки стали спорт безумных денег - команды вкладывали огромные суммы в постройку нового болида. Конечно же, не у всех могло получиться. Например, Тойота обладала самым большим бюджетом, но не добилась приемлемых результатов - и это еще мягко сказано. И в это же время менялись не только команды, но и страны, которые могли принять этап Формулы-1. Произошел резкий скачок в сторону Азии: Малайзия, Бахрейн, Китай, Абу-Даби, Корея, Индия... Что эти страны принесли в историю королевского класса? По-моему, больше от этого выиграл не сам спорт, а товарищ Берни Экклстоун и его команда.
Легче всего сейчас обрушится потоком гнева на Берни - это он все виноват, это он довел Формулу до такого... Безумство с правилами, безумные деньги за право проведения Гран-при, близкий крах Формулы летом 2009 года... Но именно Берни создал то, на что мы каждый год с восхищением смотрим и рассуждает потом о тех или иных событиях. И вот пришел Бахрейн-2011...
Ситуация в арабских странах сейчас, мягко говоря, не очень. Протест в одной стране переходит в другую. Свергают власть едва ли не насильственным методом. Но почему-то хочется отделить Ливию с Египтом и Бахрейн. У последних же все вроде бы хорошо - а вот тут такие новости. Дело также дошло до кровопролития. Увы, но остается признать, что в странах Персидского залива далеко не все - шейхи...
Гонки в Бахрейне, Абу-Даби и Катаре (а ведь там 20 марта стартует чемпионат MotoGP! Наверное, нужно добавить: "Должен стартовать...") устраивает не вторая прослойка общества, а те самые шейхи: кто-то из них думает, как теперь побить рекорд Бурдж Дубай, кто-то думает, не купить ли ему лучшего верблюда для гонок, а кто-то интересуется гонками. Безусловно, имеют на это право. Тем более, что Берни вряд ли откажет - парочка действующих этапов сейчас под большущим вопросом и порой спасает лишь чудо.
Вот кто мог поверить, что когда-нибудь Формула-1 не поедет во Францию. Маньи-Кур успел стать легендарным треком, а Поль-Рикар считается чуть ли не самым совершенным треком на Земле. Но Большой Цирк туда не едет. Мельбурн постоянно грозит выбыть из Формулы - похоже на то, что с ним скоро придется попрощаться. В Турции построен лучший "Тилькедром", но в этой стране катастрофические проблемы с посещением. Болельщики стран СНГ по традиции ездят в Венгрию, и этот "уникальный" трек покинет нас еще не скоро, но вот со Стамбулом проблемы... Даже серьезное удешевление цен на билеты (на приемлемое место можно было попасть за 145 Евро) не серьезно отразилось на ситуации.
Вот и везет Берни Формулу-1 в те страны, где гонками и не пахнет. Это напоминает ситуацию с Катаром-22: кому там нужен тот футбол, куда его там развивать, кто будет сидеть на трибунах? Деньги могут все, но если в крови чего-то нет, то тут уже ничем не поможешь. Взять ситуацию с Гран-при Абу-Даби. Конечно, это была крутая телевизионная гонка - в экран столько всего напихали, что глаза разбегались. Но вот трибуны приходилось накрывать тентом, поскольку не такой уж и большой спрос на билеты вышел. И это на решающем этапе в сезоне, за который так боролись арабы. В этом году финальный этап пройдет в Бразилии... Только мне кажется, что там будет аншлаг, притом что трибуны там вмещают минимум двое больше зрителей, чем в Абу-Даби?
Возвращаясь к Бахрейну, следует остановить внимание на таком моменте. Там не простая политическая борьба - она основана на религиозной почве: королевская семьи у них относится к суннитам, а протестуют шииты. Надо ли говорить, что религия для арабов значит очень много? Если правители останутся те же, то не факт, что не будет рецидива - а это куда опаснее, - но если будут изменения, то нужен ли будет этап такой стране, как Бахрейн? Ведь это игрушка и довольно затратная - воспримет ли это "новая" страна?
А ведь Бахрейн заменить нечем... В порывах страсти можно вспоминать много прекрасных треков (при случае напомню, что в этом году в гонки возвращается обновленный Шпильберг - там состоится этап DTM), но деньги - вот в чем вопрос. Сейчас система построена так, что в первую очередь нужны финансы, и именно из-за этого многие готовы отказаться от Формулы-1. С другой стороны, можно построить еще один трек в какой-то богатой пустыни, но к чему это все приведет...