Полное название - AT&T Williams
Двигатель - Cosworth
Пилоты - Рубенс Баррикелло (17-е место, 4 очка), Пастор Мальдонадо (19-е место, 1 очко)
Лучший результат в сезоне - 9-е место (2 раза)
Когда любители Формулы-1 со стажем слышат слово "Уильямс", в первую очередь им вспоминаются блестящие победы начала девяностых и имена чемпионов, которым посчастливилось пилотировать те замечательные болиды. Но всё это осталось в таком далёком прошлом, что иногда даже задумываешься: а было ли это на самом деле? Сезон-2011 оказался безоговорочно худшим в истории некогда победоносной команды. Шасси FW33 можно охарактеризовать как "сбалансированное" в том нехорошем смысле, что оно не давало возможности показать хороший результат как в квалификации, так и в гонке! За весь сезон пилоты Уильямса лишь трижды участвовали в последнем сегменте квалификации, и тем удивительнее, что во всех трёх случаях этим счастливчиком был новичок Пастор Мальдонадо, а не ветеран из ветеранов Рубенс Баррикелло. Однако опыт бразильца сказался в гонках: Рубенс дважды сумел подняться в первую десятку, тогда как Пастор неизменно проваливался. Парадоксально, но факт: Мальдонадо единственное своё очко заработал на сложнейшей трассе в Спа, стартовав к тому же с 21-го места. Вот и ищи после этого логику...
Больно смотреть на то, как человек, без памяти влюблённый в автогонки (речь, конечно же, о Баррикелло), вынужден прозябать в команде, от которой осталось одно лишь имя. По правде говоря, Рубенс за всю свою карьеру так и не узнал, каково быть первым пилотом в топ-команде (в чемпионском предшественнике нынешнего Мерседеса некоторое преимущество имел Дженсон Баттон, ну а "шумахеровскую" Феррари не будем поминать всуе). Второй сезон подряд в тандеме с ним ездит неопытный напарник, и в некоторых эпизодах Баррикелло приходится отрабатывать "за себя и за того парня". Вряд ли чемпион серии GP2 может быть плохим гонщиком, но надо признать, что Мальдонадо не смог проявить себя во всей красе не в последнюю очередь из-за боязни потерять место в команде (в конце концов, всегда можно найти желающих выступить в роли "денежного мешка"). Однако в Уильямсе решили не создавать себе новую головную боль и продлили венесуэльца, оставив пока другое место вакантным. Для Баррикелло деньги уже не имеют решающего значения, лишь бы посадили в хороший болид, но где ж его взять-то...
Причины удач/неудач
Сложно указать какой-то конкретный фактор, который привёл к нынешнему положению вещей, так как погружение Уильямса в трясину было постепенным, а не одномоментным. Началось всё ещё в 1998-м году, когда Формулу-1 покинули Рено (лучшие поставщики двигателей в то время), но забираться так далеко в историю, наверное, не имеет смысла. Инженеры Уильямса зачастую предлагают оригинальные идеи, которые на поверку раз за разом оказываются несостоятельными. В первую очередь это KERS на базе маховика: на разработку этой системы было потрачено немало ресурсов, но после введения запрета на дозаправки проект пришлось заморозить, так как в болиде из-за увеличившегося топливного бака просто негде было разместить этот самый маховик. На Уильямсе также имеется коробка передач собственной конструкции, но по факту свершившегося можно судить, что проще и выгоднее было бы закупать их у сторонних разработчиков. Можно ещё "помянуть незлым тихим словом" пресловутый Cosworth, но основа основ современной Формулы-1 - аэродинамика, и вот в этой важнейшей области Уильямс, увы, серьёзно отстал от конкурентов, нашедших ключ для регулярного пропуска в очковую зону.
В результате команду покинул технический директор Сэм Майкл, частично виновный в её неудачах. На его место пригласили Майка Кофлэна, который, правда, несколько подмочил свою репутацию в связи со знаменитым "шпионским скандалом", но главным в данной ситуации является то, что Кофлэн - без сомнения, классный специалист, способный в условиях благоприятствования реализовать свои идеи. Уильямс даже предпринимает такие нетрадиционные методы выхода из кризиса, как размещение своих акций на бирже, но нетрудно догадаться, что произошло с их курсом в течение этого года...
Перспектива
Рено! Как много в этом звуке... Сочетание "Уильямс-Рено" в прежние времена наводило ужас на соперников. Контракт с французскими мотористами уже подписан, но наивно было бы надеяться, что команде сэра Фрэнка сразу же удастся совершить прорыв "из грязи в князи". Первый шаг на пути к этому сделан, однако работы ещё непочатый край. Козыряние именем уже не производит нужного эффекта, и спонсоры не горят желанием вкладывать деньги в великую команду, поэтому приходится подписывать необстрелянных парней вроде Мальдонадо, вместо того чтобы попытаться соблазнить Райкконена (другой вопрос, согласился бы Кими на переход в Уильямс даже при отсутствии более перспективного варианта с новопровозглашённым Лотусом). Напомним ещё раз: без хорошего шасси далеко не уедешь, и если Кофлэн это понимает (а он понимает!), года через три мы можем увидеть совершенно другой Уильямс - надёжный, быстрый и уверенный в себе.