Прошло четыре этапа нового чемпионата Формулы-1. Это были разные гонки, но для Кими Райкконена они сложились одинаково: он проигрывает свою дуэль напарнику, имея в своем активе лишь одну удачную квалификацию. Возможно, так говорить нельзя, но в январе доводы фанатов финна перед сезоном, которые говорили, что испанец наконец-то будет повержен в Маранелло, казались очень слабыми. Сейчас это подтвердилось на практике. Причин тому есть несколько.
Во-первых - Фернандо Алонсо. Испанец всегда был сильнее своих напарников, справиться ему не удалось лишь с Льюисом Хэмилтоном. В Феррари он уже пятый сезон, и за это время Фернадо удалось сплотить коллектив вокруг своей персоны и доказать команде, что он лучший из тех, кто может сегодня привести их к успеху. Кими - чемпион мира, и требует к себе должного обращения. То, что он умеет водить на высшем уровне, Райкконен уже доказал, но ему снова приходится подтверждать свою конкурентоспособность и талантВокруг него строится болид, к его мнению всегда прислушиваются в первую очередь, его боятся потерять. Райкконен это прекрасно понимает, но легче ему от этого понимания не становится, только сложнее. Кими - чемпион мира, и требует к себе должного обращения. То, что он умеет водить на высшем уровне, Райкконен уже доказал, но здесь ему снова приходится подтверждать свою конкурентоспособность и талант.
И тут всплывает вторая причина неудач финна – новая машина и регламент. У Iceman’а, также как и у Феттеля, возникли проблемы с пилотированием новых болидов. С точки зрения управления рулевым колесом, стиль Алонсо и Райкконена отличаются. Фернандо предпочитает делать много движений рулем, вечно будто доворачивает машину, в то время как финн старается все сделать одним махом, плавно и без лишних колебаний. Если внимательно посмотреть записи с камер на болидах Скудерии с Гран-при Малайзии, станет более понятно, о чем идет речь.
Фернандо Алонсо
Кими Райкконен
Из-за этого у Райкконена возникают проблемы, поскольку стиль Фернадо больше подходит для F14-T. Управляемость болида Феррари не идеальна, не точна. Алонсо удается это компенсировать лишними движениями руля. Финн к такому не привык, ему удобнее работать с максимально точным управлением, когда колеса максимально чувствительно слушают команды пилота, практически как в картинге.
Из-за малых нагрузок на тормозные диски Райкконену не удается накопить достаточное количество энергии, которая трансформируется в дополнительные лошадиные силы при выходе из поворотов. Другим пилотам это удается лучшеТакже манера вождения Райкконена не подходит новой системе тормозов brake-by-wire. Теперь пилот контролирует нагрузку лишь на переднюю ось, в то время как сзади силу торможения рассчитывает электроника. Кими очень мягко работает с тормозами, что не позволяет ему полностью использовать другую систему – ERS – систему накапливания кинетической энергии. Из-за малых нагрузок на тормозные диски гонщику не удается накопить достаточное количество энергии, которая трансформируется в дополнительные лошадиные силы при выходе из поворотов. Другим пилотам это удается лучше.
Работа тормозов напрямую связана с прогревом шин, что тоже ухудшает время прохождения круга Кими. В холодную и мокрую погоду у Райкконена возникали проблемы и в прошлом. Сейчас все только усугубилось. "Пока шины свежие, они работают хорошо, затем сцепление снижается и приходится сбрасывать скорость, но тогда они слишком сильно остывают. Получается замкнутый круг, и это нельзя исправить", - сказал финн после Гран-при Китая. Напомню, что со следующего сезона в силу вступит правило Регламента, которое запрещает использование термочехлов. Что тогда будет?
Нельзя не сказать о проблемах со здоровьем у Кими в прошлом году, после того как он повредил спину и даже лег под нож. Операция прошла успешно, но подобные вещи влияют на людей, тем более на спортсменов.
Проблем у Райкконена много, но, может, дело не в их наличии, а в наших ожиданиях? Кими Райкконен - отличный пилот, но ставить его на одну ступеньку с Хэмилтоном, Алонсо и Феттелем нельзя. Болельщики ждали, что Iceman и El Nano будут бороться между собой в составе Феррари колесо в колесо, но если копнуть глубже – предпосылок для таких ожиданий практически не было. Да, в Макларене финн выглядел очень сильно, но в Феррари при первом приходе он не смог одолеть Фелипе Массу в квалификациях, а в 2007 году чемпионство досталось ему благодаря борьбе между Льюисом и Фернандо, которые были сосредоточены лишь на том, чтобы не дать выиграть титул друг другу.
Кими Райкконен - отличный пилот, но ставить его на одну ступеньку с Хэмилтоном, Алонсо и Феттелем нельзя
Тогда он заручился поддержкой действительно огромной армии фанатов. Только сейчас, спустя время, стало понятно, что тот выигрыш был скорее исключением, чем закономерностью, особенно в 2012 году, когда в пелотоне выступало одновременно шесть чемпионов, и мы воочию наблюдали разницу между ТОП-гонщиками и просто чемпионами.
Сейчас Кими нужно разобраться с накопившимися проблемами на симуляторе в Маранелло, и купить какой-то талисман, ведь удача – тоже не последнее, что нужно гонщику Ф-1. Особенно сейчас, когда проблемы с работой болида Райкконена возникают гораздо чаще, чем у его партнера. Тут вспоминаются и пропущенные дни на тестах, и первая практика в Шанхае. Может, это очередная порция пустых надежд, но если Кими сможет преодолеть все эти проблемы, нам удастся наблюдать борьбу между пилотами Скудерии Феррари.