Главное событие Гран-при Монако – финиш Жюля Бьянки на восьмом месте. В протоколе французский гонщик на девятой строчке, но только потому, что неправильно отбыл штраф "stop and go" во время гонки. Еще раз отбывать наказание дирекция гонки его не зазвала, но к конечному результату накинула 5 секунд, что и стоило пилоту двух зачетных баллов. Вполне вероятно, что эти два балла еще бы пригодились команде из Банбери, но пока Маруся рада и девятому месту, которое автоматически поднимает команду на девятую строчку в зачете Кубка Конструкторов.
Успех можно считать случайным, ведь в гонке произошло много сходов (целых 8), благодаря которым Жюль Бьянки поднялся так высоко, но на самом деле свои два очка команда заслужила по праву. Пилот провел великолепный Гран-при, и, несмотря на ошибку, которая была допущена при отбывании наказания, Жьюль может быть доволен собой. Он показывал прекрасный темп, обгонял конкурентов из Катерхэма, даже сумел удержать позади себя более быструю машину Романа Грожана. Но связан ли успех команды только с французом за рулем?
Отнюдь. Команда работала для достижения этого успеха очень много времени. Работа над MR03 стартовала в начале 2012 года, на базе команды были распределены обязанности, и две команды одновременно разрабатывали две машины. Одни трудились над созданием MR02, а другие имели 24 месяца на изучение всех тонкостей регламента-2014 и подготовки потенциально сильного болида MR03. Машина Формулы-1 состоит из более, чем 11-ти тысяч деталей, и лишь пара из них одинаковы в автомобилях, которые разрабатывались параллельно. MR03, во время зимней презентации, отличалась несколькими инновационными решениями по отношению к болидам конкурентов. Это и уникальная форма носового обтекателя, и воздухозаборник в дуге безопасности, и стойки заднего антикрыла.
Раннее между Марусей и Феррари был подписан договор о поставке двигателей, что тоже повлияло на скорость машины. Пусть агрегаты из Италии и не идеальны, но на старте сезона выглядели они гораздо предпочтительнее французских аналогов из Рено.
MR03, во время зимней презентации, отличалась несколькими инновационными решениями по отношению к болидам конкурентов. Это и уникальная форма носового обтекателя, и воздухозаборник в дуге безопасности, и стойки заднего антикрыла. Но заметного прибавления в скорости в сравнении с конкурентами не было. Нет его и сейчас, но команда работает над улучшениями, и постепенно догонят середняков пелотона. Несколько аэродинамических новинок было в Бахрейне, новое днище в Китае, новый нос в Барселоне. А первое место в протоколе первого дня тестов после Гран-при Испании – приятный бонус. Команда хорошо потрудилась, болид стал быстрее, а время, установленное Чилтоном, легко объясняется выбором более мягкого типа резины. Гонщик во время своего лучшего круга использовал суперсофт, в то время как остальные команды работали весь день с софтом.
Но, несмотря на это, Маруся была чуть быстрее Мерседеса на мягких шинах, что уже само по себе кажется прогрессом, пускай и с дополнительными уточнениями. В Монако команда ехалаполной оптимизма и уверенности в своих силах. Прямые конкуренты из Катерхэма подобным похвастаться не могли.
Также в успехе "виновны" гонщики команды Заубер, которые по собственной неосторожности или халатности упустили Марусю вперед. Адриан Сутиль потерял болид на выходе из тоннеля, а Гутьеррес сделал эффектный разворот в предпоследнем повороте. Команда Петера Заубера тоже могла заработать первые зачетные баллы в сезоне, но упустила возможность по собственной вине.
Ксли Маруся снова займет предпоследнее место в Кубке Конструкторов, получит дополнительный доход в 30 миллионов долларов, а если девятое, текущее, то все 50
Президент команды Маруся Грэм Лоудон после гонки написал колонку, в которой попросил сотрудников команды сохранять спокойствие и сосредоточиться над развитием успеха. Мол, праздновать будем в конце сезонка, когда будем знать окончательное место в Кубке Конструкторов. Дело в том, что для команды с конца пелотона это место имеет огромное значение, ведь результативность напрямую влияет на доходы, которые потом инвестируются в дальнейшее развитие команды и непосредственную работу над болидом.
За последние пару лет доля команд в распределении доходов от спонсоров и телевиденья значительно выросла. Раньше команды делили между собой 25% от общего пирога, со временем 50%, теперь же все 60%. Остальные проценты шли в казну Formula One Management, читай, в кошелек к господину Экклстоуну. Команда, которая выигрывала Кубок Конструкторов получала больше всех, вторая чуть меньше и так далее. Коллектив, который занимал 10-место в общем зачете, получал 10 миллионов долларов, и если этот успех удается закрепить хотя бы в двух сезонах из трех, то сумма увеличивалась бонусом. То есть, если Маруся снова займет предпоследнее место, получит дополнительный доход в 30 миллионов долларов, а если девятое, текущее, то все 50. Это серьезная прибавка для команды, которая в 2013-м году располагала бюджетом в 80 миллионов.
"Я очень надеюсь, что идея ограничения бюджетов ещё не умерла. Почему, если в других видах спорта удается осуществлять эффективную работу подобных процессов, этого нельзя осуществить в Формуле-1?"
По сравнению с лидирующими командами – у Феррари было 392, Ред Булл – 369, Мерседес и Макларен по 250, вот и считайте теперь соотношение в расходах и успешности. Именно поэтому Грэм Лоудон так настойчиво толкает идею об ограничении потолка бюджетов в Формуле. Это повысит конкуренцию, зрелищность и, соответственно, доход, тем самым дав шанс его скромной конюшне на существование в условиях современных затрат топ-команд.
"Я очень надеюсь, что идея ограничения бюджетов ещё не умерла. Пока очевидно, что многим она не очень нравится. Но из того, что видно мне, я пока не понимаю, почему это происходит. Большинство из тех, кто выступает против этой идеи, говорят, что осуществить её будет очень сложно, что будет сложно контролировать команды. Извините, но мне подобные разговоры кажутся нелепыми. В Формуле-1 полно других сложных и запутанных процессов, с которыми она отлично справляется. Почему, если в других видах спорта удается осуществлять эффективную работу подобных процессов, этого нельзя осуществить в Формуле-1?", - трудно не согласиться с логикой его слов.
Была сформирована специальная рабочая группа, которая должна изучить все детали и сформулировать правила ограничения бюджетов, которые, по сути, уже приняты. Пока точно не известно, как именно будет устанавливаться ограничения, но большинство экспертов говорят про потолок зарплат у пилотов и затрат на маркетинг. Насколько это будет эффективно – пока сказать трудно.
В любом случае, два очка, которые добыл Жюль Бьянки для Маруси, могут принести команде кругленькую сумму, которая поможет развить ей успех. В то время как прямые конкуренты из Малайзии продолжают "высекать носовую часть болида словно топором" и завидовать команде с красивым женским именем.