В прошедший уик-энд состоялся очередной этап Формулы-1 на Хоккенхаймринге. Гонка получилась богатой на события, расстроило только отсутствие большого числа болельщиков на трибунах, которые до этого регулярно обеспечивали аншлаг на Королевских гонках в Германии. Валттери Боттас стал одним из героев Гран-при, поскольку сумел удержать позади себя быстрого Льюиса Хэмилтона на последних кругах и подняться на вторую ступеньку пьедестала. А вот его партнер по команде…
Фелипе Масса уже третий раз в этом году заканчивает гонку на первом круге дистанции. На этот раз бразильцу не удалось поделить первый поворот с Кевином Магнуссеном. Если вы не видели, болид Массы "споткнулся" об переднее левое колесо Макларена и, перевернувшись, вернулся на колеса побитым. Датчанин же отделался при инциденте легким испугом, лишним пит-стопом и потерей пары позиций. Оба участника инцидента признать свою вину отказываются, ссылаются на соперника.
Кто в этой ситуации прав, а кто виноват, понять на самом деле не сложно. Кевин был "внутри", Фелипе – "снаружи". Причин, по которым Магнуссен должен был пропускать бразильца, нет. Все авторитетные люди Формулы-1 уже заняли сторону Кевина. Это же касается и дирекции гонки, которая не стала наказывать Магнуссена по ходу Гран-при. Массу же не наказали, судя по всему, из жалости. Это не первый подобный случай с Фелипе в этом году. Но, кажется, впервые виноват действительно он.
Уже в этом году у Фелипе был ряд гонок, который свидетельствует о некоторой черной полосе. В Австралии в него врезался Кобаяси, в Канаде Серхио Перес начал менять траекторию на запредельной скорости, в Великобритании Райкконен потерял управление и потащил за собой Массу. Каждая из этих аварий выглядела достаточно страшно. Если бы подобное происходило лет 30 назад, летальные исходы были бы вполне вероятными. Но, благо, сегодня технологии позволяют гонщикам оставаться целыми и невредимыми даже после жутчайших аварий. Это само по себе не может добавлять оптимизма Фелипе Массе, ведь не успела еще забыться история о самом страшном происшествии с Фелипе.
2009 год, Венгрия, Хунгароринг. Во время квалификации Массе в шлем попала пружина амортизатора с болида Рубенса Баррикелло. Случилось это, когда Фелипе ехал на полном ходу. Как показала компьютерная симуляция, пружина угодила как раз в то место шлема, где было крепление между основной частью и "окном". Масса мгновенно потерял сознание, после чего его Феррари просто въехала в покрышки. Удар получился очень сильным и точным. У гонщика была рассечена бровь. Период реабилитации занял несколько месяцев, поэтому в следующий раз за руль Фелипе сел уже в следующем сезоне.
Это не единственный неудачный этап в карьере бразильца.
2008 год, Бразилия, Интерлагос. Фелипе Масса пересекает финишную черту и становится лидером чемпионата мира. Но парой мгновений спустя Тимо Глок, якобы из-за дождя, пропускает Льюиса Хэмилтона вперед за несколько поворотов до конца. Британец занимает пятое место, которое приносит титул уже ему. Фелипе стоит на первой ступени пьедестала у себя на родине и плачет. Его мечта сбылась – он выиграл домашний Гран-при. Но не стал чемпионом мира, хотя, как он считает, должен был стать.
2008 год, Сингапур, Марина Бей. Фелипе Масса стартовал с поул-позиции и имел все шансы заработать хорошие очки в Сингапуре, но механики во время пит-стопа дали зеленый свет бразильцу слишком рано и он рванул в бой вместе с заправочным шлангом. Ему пришлось остановиться со шлангом в конце пит-лейн, подождать пока механики обслужат Райкконена, а потом прибегут к нему и достанут шланг. За это Фелипе получил еще и штрафной проезд, так что шансы на очки были потеряны. Многие говорят, что именно в этот момент Фелипе проиграл чемпионат. Причем говорили так еще до того, как это произошло.
Три события, которые повлияли на карьеру Фелипе Массы. Три эпизода, которые оставили отпечатки на состоянии пилота и на развитии его дальнейшей карьеры. Ситуация в Сингапуре зародила в Фелипе комплекс недоверия команде. После этого его отношение к механикам не могло не измениться. В Бразилии в его глазах читалась фраза, что все в этом мире настроено против него, мол, Хэмилтон выиграл чемпионат нечестно. В Венгрии же гонки напомнили ему, что люди не живут вечно, тем более на скорости свыше трехсот.
Нельзя говорить, что его карьера изменилась в один момент. Безусловно, памятный Гран-при Германии 2010-го тоже оставил свой отпечаток на бразильском гонщике. В сумме все эти происшествия и привели нас к тому, что мы видим сейчас. Масса не едет на пределе. Масса боится рисковать. Именно поэтому он уступает напарнику в квалификациях, именно поэтому он так бездарно выступил на Гран-при Австрии, когда стартовал с поула, а потом попросту пропустил всех соперников вперед.
Когда Масса приходил в Уильямс, все, и он в том числе, верили в то, что Фелипе не взял свои беды из Феррари с собой. Но сейчас можно смело говорить – взял. А самое печальное во всей этой истории то, что путей изменения ситуации не видно. Боттас очень хорошо себя чувствует за рулем FW35, а в это время Фелипе Масса продолжает бороться с кармой и с самим собой.
Мы вспомнили три ключевых Гран-при, которые надломили Фелипе. Во всех трех случаях он был не виноват, Масса сделал свою работу на 100%. Просто обстоятельства сложились против него. Но у всех в жизни возникают проблемы по вине других людей. Нужно уметь перешагнуть и идти дальше. Продолжать выполнять свою работу максимально эффективно без оглядки на прошлые провалы. В этом и проблема Фелипе Массы. Он не смог.
Использованы фото Getty Images