Утром 14 ноября 2010 года Себастьян Феттель был всего лишь третьим претендентом на титул, а когда только-только стемнело, стал чемпионом мира. В последние годы судьба титула часто решалась прежде всего в нервных схватках и на этот раз традиции остались в силе - основной претендент оказался позади. Почему? - это вопрос точно не к Себастьяну. После взмаха клетчатого флага он заплакал и искренне поблагодарил команду - сезон, который начался неудачно, закончился главной победой в жизни.
Это был не последний шанс Себастьяна стать чемпионом мира, но совершенно точно это был последний шанс стать самым молодым обладателем главного титула автоспорта. Так уж сложилось, что два года назад этот рекорд побил Льюис Хэмилтон, и Себастьян в его решающей битве сыграл важную роль. Британец шел по трассе пятым, и когда начался дождь его обошел Феттель, который чуть ранее добыл первую победу в карьере. Себ мог забрать звание у Льюиса, но Тимо Глок решил также вписать свое имя в историю и за 500 метров до финиша пропустил Феттеля, а затем и Льюиса. Именно так британец стал "самым молодым", а через два года случилась новая история.
Словосочетание
"самый молодой" имеет к формульной карьере Себастьяна Феттеля самое прямое отношение. Он всегда был самым молодым. Сначала он раньше всех набрал очки в гонке Формулы-1 (в первой же гонке!), раньше всех хотя бы один круг лидировал в гонке, потом стал самым молодым обладателем поул-позишн, затем раньше всех выиграл Гран-при, а теперь "просто" стал чемпионом мира! Да и хет-трик Себастьян Феттель выиграл раньше всех. Для полного комплекта ему нужно отобрать титул самого молодого обладателя Грэнд Слэм у самого Айртона Сенны, который сделал это в свои 25.
Себастьян Феттель родился 3 июля 1987 года в Хеппенхайме, что в федеральной земле Хессен. Любовь к автоспорту привилась Себастьяну от рождения, так как его отец Норберт выступал в картинге и тогда еще популярной дисциплине хилклимб, и вся семья постоянно путешествовала с ним в трейлере. Старшая сестра Себастьяна Штефани (старше Феттеля на четыре года) также ездила на карте в 1993 и 1994 годах. Чтобы повысить интерес к автоспорту, когда Себастьяну было три с половиной года, на Рождество родители ему подарили карт. К слову, этим поступком была фактически перечеркнута карьера Штефани, поскольку сам Себ был против таких увлечений сестры и буквально запрещал ей ездить на карте. Позже Норберт пожалел о своем подарке. Родителям приходилось буквально вытаскивать Себа с карта, чтобы тот выполнил важные жизненные задачи. Например, поесть. В этом Феттель признавался в своих интервью.
В детстве этот юный и энергичный парень имел трех кумиров. Все трое были Михаэлями или Майклами: Михаэль Шумахер, Майкл Джордан и Майкл Джексон. "Когда я был маленьким, я хотел стать таким же, как Майкл Джексон", - признался Феттель в интервью официальному сайту Формулы-1. "Когда я понял, что мне это не светит, это был болезненный удар".
В детстве
Себастьян увлекался футболом и хотел также стать футбольной звездой. "Это до сих пор сидит глубоко во мне", - говорит сейчас Феттель о своей несостоявшейся футбольной карьере. Когда-то он выступал за юношескую команду TSV Hamback и играл в нападении. Хотя играл - это слишком громко сказано. "Я не забивал много голов и не часто выходил на поле," - рассказывает сам Феттель. Страсть к футболу Себ сохранил. Любимой командой немца является Айнтрахт из Франкфурта, главный клуб земли Хессен, к которой относится и родной город Себа Хеппенхайм.
Впервые Себастьян Феттель попал на гоночный трек, когда ему было пять лет, а уже в семилетнем возрасте он принял участие в картинговой лиге мини-класса - это притом, что в официальных соревнованиях можно стартовать только с восьмилетнего возраста (к слову, так у будущих чемпионов случалось довольно часто). До первой победы в Виттгенборне не прошло много времени, а после этого последовали все новые и новые успехи.
А в девять лет судьба свела Себастьяна с юниорской командой Red Bull. Семья Феттелей как раз искала спонсоров для своего талантливого юнца, и тут подвернулся Red Bull. В следующем году он выиграл чемпионат Германии, а потом, за те восемь лет, которые Себастьян провел в картинге, он выиграл практически все... Четырехкратный чемпион кубка Северного Рейна-Вестфалии, победитель детского чемпионата Германии по картингу, Кубка Керпен-Маннхайма, Кубка Монако по картингу, Кубок Париж-Берси, юниорский европейский чемпион и чемпионат Германии по картингу среди юниоров - более полного списка в его возрасте не могло быть.
Кумир Себастьяна Михаэль Шумахер вручил Феттелю кубок за одну из множества его побед – что Себ до сих вспоминает с содроганием сердца. Кроме того, именно в то время талант Феттеля, по наводке будущего семикратного чемпиона, заметил бывший гонщик Формулы-1 Герхард Бергер.
Герхард Бергер о том, как Михаэль Шумахер обратил его взор на то, как хорош Себастьян в картинге: Он сказал:" Герхард, иди сюда, ты должен посмотреть. Тут в картах зажигает парень, его имя Феттель". Я спросил: "Кто?". "Феттель, он очень быстр". И это было много лет назад".
В августе 2002 года Себастьян Феттель отправился в Валенсию, где гоночная школа Формулы BMW отбирала
пилотов. Немец обошел других 46 гонщиков и уже в 2003 году выступал в Формуле BMW - после этого он был под присмотром не только Ред Булл, но и баварцев. Себастьян выступал за команду Айфелланд Рэйсинг, и его выступление в чемпионате того года было действительно феноменальным: в общем зачете Себ финишировал вторым и выиграл трофей лучшего новичка. Феттель выиграл пять гонок, пять квалификаций и двенадцать раз стоял на подиуме.
Ну а в следующем году, результаты Себастьяна ошеломили весь продвинутый гоночный мир. Себастьян установил новый рекорд серии BMW, выиграв восемнадцать из двадцати гонок, стартовав четырнадцать раз с поул-позишн, установив тринадцать быстрейших кругов. Также Феттель был на подиуме в каждой гонке, набрав 387 очков из 400 возможных.
В 2005 году Себастьян Феттель пошел на повышение. Он дебютировал в Евросерии Формула-3, выступая за команду ASL. В первом своем сезоне Феттель финишировал пятым в общем зачете, набрав 64 очка и став лучшим новичком чемпионата. У Себа было столько же очков, сколько и у Франка Переры, но Феттель уступил французу из-за того, что тот чаще заезжал на подиум. В том году немец не побеждал, но четырежды занимал вторые места. В свободный уик-энд Себастьян поучаствовал и в испанской Формуле-3, сходу заняв третье место в первой же гонке, ну а самыми важными оказались тесты за рулем болида Формулы-1.
Блестящее выступление в 2004 году и постоянный рост в следующем сезоне, заставили Майка Тайсона обратить более пристальный взгляд на Себа. 27 сентября 2005 года прошли тесты в Хересе, где за рулем боевого BMW-Уильямс выступал и наш герой. Тесты закончились очень успешно. Команда были приятно удивлена способностями немца - он без труда общался с инженерами, умело работал с настройками, что позволяло ехать все быстрее и быстрее. Ну а сам Себ сказал, что разница между младшими сериями и Формулой-1 просто величайшая. Мол, достаточно сравнить одну кнопку на руле болида Ф-3 и десятки кнопок на руле болида-мечты. Но все это касалось самой езды.
Менее заметным стало то, что Феттель, узнав о тестах, начал упорно тренироваться, поскольку понимал, что нагрузки на его шею будут совершенно другими. Он тогда сделал первый шаг и благодаря этому не испытывал дискомфорта во время тестов. А уже потом начал заниматься еще более усердно, понимая, что в гонке будет все иначе.
В следующем году Себастьян продолжил выступления
в Формуле-3, защищал цвета все той же команды, и в итоге занял второе место в общем зачете. Феттель одержал две победы в Хоккенхайме, одну в Нюрнбургринге и одну - в Барселоне. Чемпионат решался в последней гонке сезона, и Феттель в итоге уступил известному ныне гонщику DTM Полу ди Ресте. Борьба за чемпионство была осложнена для Феттеля тем, что он также выступал в Формуле Рено и стал тестовым гонщиком Формулы-1. Это нужно учесть, хотя сам Себ говорит о том, что эти результаты друг на друга не наложились - "просто" в нескольких гонках Ф-Рено он допустил решающие ошибки.
В Формуле Рено Себастьян выступал блестяще, хотя до чемпионского титула ни разу не дошел, так как ему помешала приближающаяся карьера гонщика Формула-1. В этой серии Феттель заменил Колина Флеминга, и сразу же выдал отличный результат. В первой своей гонке он оказался вторым, после того как дисквалифицировали известного ныне Мальдонадо, а во втором заезде и вовсе оказался быстрейшим! С Формулой Рено у Себастьяна связаны и грустные воспоминания: там у него случилась самая страшная авария, в ходе которой Феттель чуть не потерял палец. В том сезоне Себ выиграл одну из всего трех гонок Формулы Рено, в которых он принимал участие, что уже обратило на себя внимание специалистов.
В то же время BMW уволил Жака Вильнёва и заменил его своим третьим гонщиком Робертом Кубицей. Они искали нового тестового пилота, и Феттель получил свой шанс на тестах в Хересе, 5 июля 2006 года. С Гран-при Турции Себастьян стал третьим пилотом команды. Он поразил всех не только тем, что стал самым молодым пилотом Формулы-1 в истории (на момент гонки ему было всего-то 19 лет и 53 дня), но и своей скоростью. Себ забыл про то, что на пит-лейне скорость ограничена, и получил штраф в тысячу долларов.
Себастьян Феттель о своем первом штрафе в Формуле-1: "Честно говоря, я боялся во второй раз превысить скорость на пит-лейн. Это уже серьезное нарушение и все это может стоить до 20 тысяч долларов. А уезжал я с того Гран-при всего-то с 3,500 долларов в кошельке..."
В сезоне 2006 года случилось другое важное для Себастьяна событие. В Монце Михаэль Шумахер объявил о завершении своей карьеры. Как оказалось, кумир Феттеля еще вернется на гоночный трек... Себастьян Феттель о Гран-при Италии 2006 года, когда Шумахер объявил о завершении карьеры: "Можно было пробежать абсолютно голым через паддок, но никто бы этого не заметил"
Себастьян Феттель в конце 2006 года: "У меня нет какого-то плана. Карьера в Формуле-1 настолько непредсказуема... Хотя я думаю, что это относится ко всем видам спорта. Иногда вещи складываются так неожиданно, что невозможно хоть что-то запланировать. Я буду стараться развиваться от года в год"
Продолжение следует...
Использованы фотографии: AP