Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, более известный как MotoGP, прошел под знаком противостояния Хорхе Лоренсо (Ямаха) и Дани Педросы (Хонда). В начале сезона казалось, что против Лоренсо будет сражаться не Педроса, а его партнер по команде Кейси Стоунер. Австралиец, в первой гонке сезона финишировавший третьим, выиграл второй и третий этапы и возглавил чемпионат. Однако после этого Стоунер официально заявил о том, что этот сезон станет для него последним...
Нет, Кейси не наплевал на возможность добыть третье чемпионство и уйти непобедимым. Только вот после этого заявления все пошло наперекосяк. Несколько неудачных гонок вычеркнули Стоунера из числа соискателей титула (сход Лоренсо в Нидерландах, после которых они сравнялись по очкам, был не более чем эпизодом), а после получения травмы, вынудившей его пропустить три этапа, Кейси окончательно выпал из чемпионской гонки.
Знамя команды подхватил Педроса. Лоренсо успел уйти в отрыв, так что его преследователю необходимо было ликвидировать образовавшееся 23-очковое отставание. И Дани действительно мог решить эту непосильную для более слабого гонщика задачу! Вторую часть сезона Педроса начал просто прекрасно и выиграл 5 гонок из 6-ти, сойдя лишь в Мизано. Но этот самый сход оказался роковым, потому как прагматичный Лоренсо всякий раз финишировал вторым, а в Мизано одержал победу. Вот и вышло, что на этом отрезке Дани, если можно так выразиться, обыграл Хорхе со счетом 5:1, однако каждый из них получил по 125 очков.
Коронация Лоренсо состоялась в Австралии. Местные болельщики предпочли бы видеть в этой роли Стоунера, но это, как вы понимаете, было невозможно. В качестве компенсации Кейси провел прекрасный уик-энд, выиграв все шесть заездов и в очередной раз заставив всех пожалеть о своем уходе... Финишировал чемпионат в Валенсии, и гонка эта, отмеченная подиумом Кацуюки Накасуги, вышла настолько необычной, что впору было требовать продолжения сезона. К сожалению, организаторы, как и следовало ожидать, не вняли этой невысказанной просьбе большинства болельщиков.
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Валентино Росси в Дукати. Совсем не в рифму, зато правда. Два сезона в этой команде Вале только и делал, что мучился... Наверное, ни один представитель вида гомо сапиенс не смог бы научиться управлять последними версиями шасси Desmosedici, если уж у Росси ничего не получилось. В сезоне-2011 "Доктору" предложили перспективный, как тогда казалось, байк с карбоновой рамой, но реальность развеяла все мечты в пух и прах. Росси лишь однажды попал на подиум! Итальянцы посмотрели на это безобразие и сделали вывод, что лучше вернуться к традиционному алюминиевому варианту, но драгоценное время было упущено. Технологически Хонда и Ямаха успели уйти далеко вперед, поэтому улучшение результатов Дукати если и было, то весьма и весьма незначительное. Да уж, после ухода Росси будущее команды из Болоньи рисуется в довольно-таки мрачных тонах.
По-настоящему же провалил сезон не Росси (да и не провал это вовсе), а Бен Спис. Сравните выступление американца с результатами его напарника, ставшего чемпионом: Лоренсо - 6 побед, 350 очков, 1-е место; Спис - 0 побед, 88 очков, 10-е место. Да какие там победы! Второй номер Ямахи даже до подиума ни разу не добрался... В прошлом сезоне Спис выглядел куда увереннее, но переход на литровые прототипы (Бен к ним так и не приспособился) негативно сказался на его спортивной форме. Исправлять репутацию он будет уже в Pramac Racing Team, пилоты которой, напомним, ездят на Дукати. (Партнером Списа будет новичок главного класса Андреа Янноне.) Не самый лучший вариант, но и не самый худший, если вспомнить, что есть еще...
...CRT-команды, лучшим из представителей которых стал Алейш Эспаргаро. Молодой испанец опередил даже опытного Рэнди де Пюнье, не говоря уже об остальных, и в целом оставил приятное впечатление. В младших классах Алейш не добивался каких-либо крупных успехов (в этом смысле куда перспективнее его младший брат Пол); не следует ожидать от него прорыва и в следующем году, так как команду он не меняет. (Они с де Пюнье остаются в Power Electronics Aspar.) Но понаблюдать за ним будет интересно.
Да, и о Стоунере. Финальный аккорд в его исполнении болельщики, по большому счету, так и не услышали. Если бы Стоунер до последнего боролся за титул и проиграл его в Валенсии - это одно. Однако Кейси, как уже было сказано выше, подкосила травма, полученная им на квалификации в Индианаполисе. Правда, Стоунер уже до этого перестал быть фаворитом чемпионата, ведь победа на Гран-при США (не путать с Гран-при Индианаполиса!), одержанная тремя неделями ранее, лишь приблизила его к ушедшим в отрыв Лоренсо и Педросе; предыдущие же этапы (Заксенринг и Муджелло) он провалил по своей вине.
Конечно, это ни в коей мере не портит общее впечатление от его карьеры, и нам жаль, что такой пилот покидает чемпионат. Однако мы не вправе осуждать его за это. Желание больше времени проводить с семьей вполне естественно и потому понятно. Не исключено, что вскоре мы увидим Кейси в каком-нибудь V8 Supercars, который в Австралии чуть ли не популярнее Формулы-1, но это все же больше шоу, не требующее от его участников самоотречения.
Лирическое отступление. Напрашиваются забавные аналогии с Формулой-1: Валентино Росси - это, конечно, Михаэль Шумахер, Хорхе Лоренсо - Фернандо Алонсо, Кейси Стоунер - Льюис Хэмилтон, Дани Педроса - Фелипе Масса в форме, Бен Спис - Фелипе Масса не в форме...
В следующем сезоне расклад сил может претерпеть серьезные изменения. Основными фаворитами в борьбе за титул по-прежнему считаются Лоренсо и Педроса, которые, похоже, идеально подходят своим командам, а вот дальше... Безусловно, главный переход сезона - возвращение Росси в Ямаху и, как следствие, воссоединение итальянца с Лоренсо. В прежние времена этот убойный дуэт не знал поражений: за три года совместных выступлений Вале и Хорхе принесли Ямахе три титула! Сейчас Росси будет куда труднее, ибо Лоренсо уже не новичок, внимающий советам мэтра, а опытный мастер, который и сам может поучить кого хочешь.
Кроме того, в пелотоне появится очень интересный персонаж по имени Марк Маркес, на которого также стоит обратить внимание. (Юный испанец переходит в заводскую Хонду в пару к Педросе.) Маркесу нет еще и девятнадцати, однако два чемпионства в младших классах и 26 (!) побед говорят о многом. Продолжение следует? Думается, пока рановато. Посмотрим на него года через два...
Общий зачет (положение лидеров):
1. Хорхе Лоренсо (Yamaha) - 350 очков
2. Дани Педроса (Honda) - 332
3. Кейси Стоунер (Honda) - 254
4. Андреа Довициозо (Yamaha) - 218
5. Альваро Баутиста (Honda) - 178
6. Валентино Росси (Ducati) - 163
7. Кэл Кратчлоу (Yamaha) - 151
8. Штефан Брадль (Honda) - 135
9. Ники Хэйден (Ducati) - 122
10. Бен Спис (Yamaha) - 88