Насколько чемпионат Украины по ралли удовлетворяет Вашим амбициям как пилота высокого уровня?
В первую очередь, мое участие в чемпионате Украины – это исполнение обязательств перед спонсорами. Во-вторых, я украинец и это мой родной чемпионат, я не могу не ездить в наших гонках, это было бы неправильно по всем моим пониманиям. Но для меня есть и минус: задерживаясь долго в родных стенах можно деградировать. Ни для кого не секрет, что весь наш пелотон ориентируется на меня. Во многом это хорошо, что есть Салюк, а вот для самого Салюка это не самый хороший расклад – я тоже должен за кем-то гнаться. И для меня Прибалтика – настоящее удовольствие, и возможность для роста, потому что я понимаю: еще не все выбрал из езды, законов физики, своей техники. И меня, конечно, это очень радует, что у меня есть возможность брать старты в чемпионатах с высокой конкуренцией.
Как Вы относитесь к политике автомобильной федерации Украины, которая про ралли-то, к Вашему счастью, помнит, но вот про кольцевые автогонки, похоже, забыла...
Печально, что есть какие-то приоритеты в дисциплинах автоспорта, но, думаю, во многих странах ралли является вершиной автоспорта, где нужно не только быстро ездить, но и демонстрировать слаженую работу команды и всего коллектива. Видимо, в этом и есть преимущество классического ралли. Но я уверен, что растить быстрых нужно всех – и кольцевиков, и кроссовиков. Из них потом будут получатся быстрые раллисты!
Есть ли планы у команды выращивать молодых гонщиков?
Это вопрос больше к руководителю нашей команды. У нас есть академия водительского мастерства, мы не скрываем нашего опыта. Но в целом планировать такие серьезные проекты нужно очень тщательно.
Как прошёл для Вас сезон? Каковы Ваши впечатления?
Самое парадоксальное в этом сезоне то, что у нас не было какой-то жесткой спортивной конкуренции. Я без проблем выигрывал все гонки, но практически до самого последнего километра последнего СУ в Ялте не было решено – стану ли я чемпионом. Это было интересным, интригующим, потому что надо было применить все умения, мудрость и знания, чтобы заработать те решительные пару очков, чтобы вырвать звание чемпиона у Валерия Горбаня.
Какие этапы ралли чемпионата Украины запланированы на следующий сезон. И в каких местах лучше всего наблюдать за этапом в качестве зрителя?
На самом деле все этапы по-своему хороши, я не могу точно утверждать, какие места интересы. На разных – они всегда разные, и на любой вкус. Кто-то любит прыжки, кто-то быстрые связки, кто-то медленные. Я бы выделил Херсон с его парной гонкой и карьером, параллельная гонка в Мариуполе. Шурдын очень интересный, красочный перевал, но эта гонка – для истинных фанатов ралли. Там можно полдня ждать момента, чтобы увидеть проезжающую мимо машину. Но тем эти моменты ценнее!
В Ялте был острый момент, когда в правом повороте из-за проблем с дифференциалом произошел занос, и только камень помог удержать машину на трассе. По словам Вашего штурмана скорость была выбрана правильно, даже с учетом влажного асфальта. И собственно вопрос. С какой точностью в действительности при «прописке» Вы на «гражданской машине оцениваете скорость прохождения поворота в «боевом» режиме? Если верить «умным» книжкам, то разница здесь между «правильно» и «неправильно» всего 3-5 км/час. Или Вы, всё же, уточняете допустимую скорость, выставляя машину в поворот?
Если говорить о данном экипаже Александр Салюк-Павел Черепин, то у нас нет привязки к скорости. Я этих цифр никогда не вижу, никогда не соблюдаю, и не отвечу даже, какая должна быть правильная скорость. Все, что я могу описать определением правильно-не-правильно, я просто чувствую. Я вижу перед собой поворот, и понимаю, что в него я должен заехать на третьей передаче. А с какой скоростью?... Не могу ответить. Но все равно, для правильного выбора скорости факторов очень много: какое покрытие, насыпали ли гравий, какой поворот, узкий или широкий. Решения всегда надо принимать мгновенно, потому что вот машина уже сорвалась, а тут она – зацепилась, и это все происходит очень быстро.
Особенно это касается Ялты. Вот как раз в том месте, где нас спас камень, - это так и было на самом деле, он нас задержал на дороге – там причиной нашего вылета послужило то, что машина была нестабильна по техническим причинам. На тот момент мы повредили насос дифференциала, и машина, казалось, управлялась, но в некоторых моментах становилась похожа на заднеприводную. Плюс я не учел, что там на дорогу на предыдущем проезде вынесли гравий... Одно на одно наложилось, и машину сорвало, и я на две секунды оказался пассажиром. Повезло, что все закончилось именно так, пострадал только порог, а вся машина осталась целая. Мы дальше ехали до сервиса без диффа, но я уже чуть привык и поехал аккуратней.
Кто Ваш любимый пилот в WRC и победа на каком из ралли мирового календаря является Вашей мечтой?
У меня нет никаких выделенных предпочтений, где я бы хотел победить. Для начала я бы хотел стартовать на любом этапе WRC и приехать в призах. А вот выиграть... Наверное, это мечта, а не цель, мне кажется, что это – нереально. Потому что для таких побед в WRC надо приходить гораздо раньше. А если говорить о пилотах, то, думаю, многие меня поддержат, что лучший – это Себастьян Лёб, невероятный гонщик.
Есть планы или хоть надежда когда-то поездить в топовой команде WRC и что для этого вам надо сделать?
Может быть, раньше у меня и были такие амбиции, но сейчас я уже смирился, что это произойдет в следующей жизни. Ребята туда приходят в 23-25 лет, а попасть после 30 лет в такую команду, не будучи миллионером... Не знаю, не уверен! Но в глубине души все-таки такая надежда есть.
Какие шансы, что этап WRC в ближайшее 5-10 лет побывает в Украине?
Никогда не говори никогда. Тяжело верится, для этого надо много сделать, но нет ничего невозможного – я думаю, Ялта могла бы принять этап WRC.
Как думаете у пилота Формулы-1 Кими Райконена есть шансы быть в топ-3 WRC в одном из сезонов или все же в топ-3 может быть только тот, кто с детства ориентируется именно на ралли?
В какой-то момент у Кими был заметен прогресс, а сейчас мне кажется, что он остановился на определенном уровне. Да, он едет быстро, занял свое место в десятке, но даже не в пятерке. Видимо, что-то он делает не так или не доделывает до конца. Имея нынешних молодых конкурентов, которые сейчас приходят в чемпионат мира, прорваться в топ не так-то и просто. С другой стороны, Лёб вообще никогда не занимался автоспортом, а сел и поехал. Правда, я думаю, что, если бы Кими был таким же талантливым раллистом, оно уже дало бы свои плоды.
Продолжение следует...
iSport.ua благодарит пресс-службу команды Аскания Рейсинг за помощь в организации интервью