"Шелковый путь" проводится по "дакаровским" правилам, где, как и во всех ралли-рейдах, участникам необходимо "собирать" точки по приборам GPS, что и является контролем прохождение маршрута. Существуют правила, когда при пропуске определенного их количества экипаж снимается с гонки. Однако раньше на "Шелковом пути" организаторы довольно снисходительно относились к участникам, начисляя по штрафному часу за каждую пропущенную точку, но не снимая участника с гонки. Например, Вадим Нестерчук в прошлом году закончил гонку со 170 штрафными часами!
В этот раз, в понедельник под вечер, когда участников встретили первые дюны и некоторые застряли в них просидев до полуночи, бывалые экипажи намеренно срезали маршрут, а другие, как, например два украинских в лице Владислава Кущинского, которому второй день подряд докучала турбина, и Богдана Новицкого, сделали это из-за технических поломок. Все они рассчитывали, что получив штраф, останутся в гонке. Но вечером, как гром среди ясного неба грянуло решение, о снятии порядка 20 экипажей с гонки!
Даже на "Дакарах" в прошлом, при массовом застревании в песках, организаторы шли на поблажки, и оставляли экипажи в гонке. В этот же раз за второй и третий день из-за снятия с гонки и технических проблем из нее выбыло 35 экипажей – более трети стартовавших! Бытует мнение, что организаторам просто оказался слишком хлопотен такой растянутый пелетон… При этом существует один нюанс – на "Дакаре" количество пропущенных точек строго оговорено Регламентом (обычно для профессионалов это 4 подряд или 8 в сумме за день, после чего участник снимается с гонки), тогда как в "Шелковом пути" это тактично оставляется на рассмотрение комиссаров… Но это не все.
Третий день гонки представлял собой заключительный для проводившегося параллельно этапа Чемпионата России по ралли-рейдам, зачет которого с двумя подряд победами возглавляет Богдан Новицкий. Ввиду этого, ему, равно как и нескольким другим участникам российского первенства (Кущинский не участвует в нем), разрешили стартовать, временно "довесив" по 16 часов штрафа.
Все бы ничего, но в том случае, когда в первый день Стефан Петрансель финишировал 68-м, на старте следующего этапа из соображений безопасности его, как быстрого участника, передвинули в топ-10. С быстрыми экипажами подобное практикуется всегда, так как любой обгон более медленного экипажа, а тем более грузовика, сопряжен с большим риском. В случае с украинцем этого сделано не было, и он стартовал в районе 90-го места в смешанном зачете внедорожники-грузовики.
К первой контрольной точке дня, несмотря на огромное количество обгонов (более 30 участников), украинец показывал четвертое время в абсолюте, уступая 11 минут вновь лидирующему Стефану Петранселю. Однако вскоре, при попытке обгона боевой технички украинский экипаж попадает в аварию и окончательно сходит с оторванным колесом!... Благо, никто не пострадал…
Но у Украины остаются шансы на хороший финиш и даже подиум, так как Вадим Нестерчук продолжает показывать отличные результаты. Его любовь к пескам хорошо известна и он продемонстрировал ее на протяжении двух последних дней. После 8-го времени накануне почти в 1,5 часах от лучшего, на 3-м этапе Нестерчук шел с 11-12-м показателем, уступая лучшему времени по 15 минут с каждой сотни километров. Он закончил день с 6-м показателем, в одном часе от победителя. Таким образом, украинец сохранил за собой 6-ю строчку, уступая 2 часа 19 минут лидеру, но от идущего третьим Желудова его отделяют всего 14 минут!
Что касается других украинцев в гонке, то напарник Новицкого Владимир Коробский, выступающий на близком к серийному внедорожнике категории Т2, вновь продемонстрировал завидное постоянство - показывая 34-39-е времена на промежуточных точках, он закончил день с 39-м показателем, менее чем в 4 часах от победителя. После этого Коробский поднялся с 50-го на 44-е место (он был только 79-м в первый день), где проигрывает лидеру почти 15 часов. При этом Владимир стабильно идет 8-м в своей категории Т2. Что же до Михаила Лисяка, показавшего накануне 37-е время, то он смог выбраться из песков, но пока неизвестно с каким результатом – главное, он остается в строю…
Астраханские пески 3-го этапа, протяженность которого составляла 432 километра, чуть было не поймали самого Стефана Петранселя! Француз на 10 минут застрял на холмике "верблюжьей колючке", что дало победить на этапе его напарнику Кжиштофу Холовчичу, который упрочил свое лидерство над преследователями. Петрансель показал второе время, менее чем в двух минутах от поляка и за этот день поднялся с 10-го на 4-е место, где от занимающего третье место Александра Желудова его отделяют считанные минуты.
Весь этап первый лидер нынешней гонки сражался с Александром Мироненко, привыкающим к заводскому BMW X3CC, аналогичным тому, на котором выступает Холовчич. В конце дня Желудов, как и многие другие, заблудился, и в итоге потерял час, опустившись с 2-го на 3-е место. В то же время Мироненко закончил день с 3-м временем в получасе от Холовчича и поднялся на второе место в абсолюте, где он уступает поляку полтора часа.
В зачете грузовиков исход дня также предрешили штурманские ошибки. Весь день уверенно лидировал Алеш Лопрайс на Tatra, но на последнем отрезке от теряет пол часа, серьезно уступая среди прочих Хансу Стейси, финишировавшему с третьим временем всего в 10 минутах от лучшего. Таким образом, чех опустился на 4-е место, пропустив на подиумную позицию голландца, который после первого дня гонки был лишь 18-м!
После схода из-за отказа техники прошлогоднего победителя "Шелкового пути" Эдуарда Николаева, в гонке продолжает уверено лидировать ветеран "КАМАЗ-Мастер" Фирдаус Кабиров. Имея задел более чем пол часа над ближайшим, кем к тому же является его напарник Андрей Каргинов, а также штурмана-новичка, Фирдаус тактично решил не рисковать. На протяжении дня двукратный победитель "Дакара" и "Шелкового пути-2009" шел с 6-м временем, но после навигационных ошибок соперников закончил его со вторым показателем, всего в 6 минутах от лидера. Таким образом, Кабиров увеличил свой отрыв от Каргинова, закончившего день с 4-м временем до 41 минуты.
Нужно сказать, что если не считать Стейси, финишировавшего с 3-м временем, топ-5 зачета грузовиков была полностью заполнена представителями "КАМАЗ-Мастер", где лучшее время на этапе показал Айрат Мардеев. Для этого начинающего пилота данная победа стала первой в его непродолжительной карьере на высоком международном уровне. На финише 23-летний гонщик по праву сказал, что данный показатель целиком заслуга его опытного штурмана – Айдара Беляева.
Благодаря этой победе, потерявший накануне из-за поломки 13 мест, Айрат поднялся разом с 18-го на 8-е место. Его отец, Ильгизар Мардеев, у которого также были технические проблемы накануне, закончил день с 5-м временем, уступив сыну 17 минут и также смог подняться на несколько позиций.
Впереди еще четыре дня гонки, причем два из них будут крайне тяжелыми – среда целиком проложена по астраханским пескам, а этап в четверг с протяженностью почти 700 километров станет самым протяженным в гонке.
Пресс-служба Комитета по ралли-рейдам