15 января окончился очередной ралли-рейд Дакар, который проходил в Южной Америке по бездорожью трех стран - Аргентины, Чили и Перу. Команды в течение 14 дней соревновались в четырех классах: мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики. Украину уже в третий раз представляла команда Sixt Ukraine в составе пилота Вадима Нестерчука и штурмана Лорана Лихтлейхтера. В результате, наши заняли 37 место в зачете . Несмотря на то, что для многих финиш на труднейшем ралли-рейде - уже достижение (все-таки 9000 километров!), итог для украинской команды мог быть еще более успешным.
"Надеюсь, что в следующем году мы покажем лучший результат, - резюмировал Вадим Нестерчук. - Несмотря на технические проблемы, я был уверен, что мы финишируем. Важно, что люди в Украине болеют за нас и мы их не подводим!
На пути к финишу с нашим экипажем происходили разнообразные неприятности: закипание топлива, пропажа с радаров гонки, падения с обрывов и попадание на трамплин, поломка сцепления... Но все же наши смогли преодолеть трудности и финишировать в столице Перу Лиме.
Сегодня состоялась итоговая пресс-конференция с участием представителей команды. Вадим Нестерчук практически не отдавал микрофон и подробно рассказывал о прошедшем марафоне, и не только. Вот выдержки из его речи.
О взаимодействии со штурманом
"Мы с Лораном хорошо взаимодействовали, не ссорились. Мы уже провели вместе три ралли-рейда, но нам все еще не хватает совместного опыта . В частности, это касается езды в дюнах. Потому нам нужно как можно больше ездить в таких условиях вместе".
О закипании топлива на второй день (это отбросило команду с 35-го на 51-е место)
"Вообще в гонке используется топливо с октановым числом 102. Стоимость одного литра - 4 евро, в течение Дакара-2012 мы использовали 4 тонны. Думаю, здесь мы немного пожадничали. Но дело не в том, что мы хотели сэкономить какую-то сотню на том, что залили 95-й или 98-й бензин. Просто, учитывая опыт других соревнований, не хотелось остаться без 102-го в нужный момент, а именно на перуанских этапах, в песке. Там, ближе к экватору было еще жарче. Но в результате, мы проехали нормально на 95-м, затем залили 98-й и далее - уже 102-й. Получилась смесь из остатков 98-го и 102-го, плюс жара. Топливо закипело. Кстати, в тот день подобное случилось не только с нашим экипажем".
О злополучном 11-м этапе (на десятом этапе наши финишировали на 26 месте и вошли в топ-20)
Мы начали хорошо, нас никто не обгонял. Но затем мы заехали в брод. Потом у нас был участок с ограничением скорости до 50 км/час и подъем под горку - мотор заглох. Начали искать причину. Сразу подумали, что это проблемы с бензонасосом - нет. Затем проверили оба компьютера - все ок. Что дальше - пыль, вода? Тоже нет. Мы долго консультировались с нашими механиками по телефону, об их приезде к месту происшествия не было и речи. Ведь за такое могли бы дисквалифицировать. В итоге, я заметил, что вольтаж на авто есть, а на "мотеке" (система управления двигателем - прим. А.А.) - нет. Стало понятно: где-то коротнуло. В итоге, мы перебирали все провода и нашли подозрительный. Разрезали его, зачистили. При этом первый компьютер "заглючил", а второй сумел завести машину!
Но на этом наши неприятности не закончились. Из-за ошибки в легенде мы упали с откоса. Удар был сильным и нам понадобилось время, чтобы восстановиться. Далее последовал участок с "феш-фешем" (мелкая пыль, похожая на цементную смесь - прим. А.А.), который до нас перерыли грузовики. Двигаться здесь было очень сложно. Затем были дюны. В одном месте мы увидели россиянина Леонида Огородникова. Он тщетно пытался выехать из песка. В принципе, стало жалко его, тем более, 10 минут ничего не решали. Мы вытащили его, и затем у нас сгорело сцепление. Педаль просто не отзывалась, а уходила в пол. Мы чудом завелись, потом был очень неприятный спуск, почти отвесный. В результате, каньоне нам оборвало полуось заднего привода. Далее, езда ночью по каньону... Это уже было просто издевательство над авто. Но что тут говорить: спасибо, что доехали".
О собственной ранжировке гонщиков
"Я выделил бы четыре категории. Первая десятка - гонщики, которые идут на чистый результат. Затем - двадцатка опытных экипажей. В их числе ехать комфортнее всего - они вежливо пропускают, зная, что могут наверстать упущенное на других этапах. Далее - с 40 по 70-е места. В этой категории люди думают, что они "валят", потому ведут себя нагло, когда их обгоняешь. На это нужно тратить время и силы. В принципе, такие действия тянут на дисквалификацию, но мы не писали рапорты судьям. Попадание в эту зону чревато повреждениями и т.д. Наконец, четвертая группа - туристы, которые едут в свое удовольствие".
О выступлениях грузовиков
"Мне очень нравятся КАМАЗы, но этой команде нужно сделать выводы из неудач. Де Роой победил заслуженно. Понимаете, если КАМАЗ - это суперпродакшн, то остальные авто - продакшн. И в битве с ними менее хорошим грузовикам дозволены любые методы. В конце концов, ведь приехал же незаводской водитель Ардавичюс третьим? И если он обошел заводских профи - значит не все так хорошо у КАМАЗа".
О проблемах с техникой
"Несмотря на то, что наш L200 - 2003 года, перед Дакаром он всегда как новый. Наши механики проводят отличную работу. Но были и проблемы. Например, у нас перегревался задний редуктор. Отсюда вывод: нужно всю технику тестировать. Касается это и коробки передач, в которой датчик точно не показывал какая из них включена. Потому с 4-й можно было спокойно попасть на заднюю... Что касается сцепления. Поначалу у нас не было никаких проблем. Но затем произошла плановая смена сцепления. И на 11-м этапе оно сгорело. В итоге, мы еще два дня ехали без сцепления, переключая передачи "всухую". И коробка выдержала, это показывает ее надежность после переборки нашими механиками. В общем, мы сделали выводы из этого выступления. И главное, знаем, как сделать машину лучше".
О перспективах
"Нам не хватает мощности. Я не говорю о том, чтобы ездить на таких авто как BMW или VW. Кстати, те дюны, на которые многие (и мы) долго не могли заехать, те же немцы без проблем перелетали на третьей передаче. Пускай наш двигатель будет хотя бы на 20% мощнее. Чтобы скорость достигала хотя бы 160, 180 нам даже не нужно. Тогда мы сможем спокойно сидеть на спине у более классных авто и ждать их ошибок. И мы можем войти в десятку лучших. Но все же хочется такое авто, чтобы выигрывать "на газу" (имеется ввиду за счет скорости - прим. А.А.), а не за счет тактических хитростей. Мне кажется, по амбициям мы переросли наш L-200. И еще: так же, как и технике, прибавить процентов 20 нужно и членам команды. И не только в физической подготовке. Речь об амбициях. Я хочу, чтобы каждый механик в команде хотел и мог разобраться в других авто не хуже, а то и лучше заводских. Чтобы знал машину досконально. Тогда и я буду ставить себе цель обойти Петранселя".
О следующем Дакаре
"Организаторы обещают, что старт будет в Перу. И это добавит гонке зрелищности. Нельзя, естественно, обходить и пустыню Атакама. Также, насколько известно, у организаторов Дакара есть договоренность о заходе в Боливию. Но пока мне кажется это малореально, ведь нужно, чтобы маршрут заходил в глубь страны, минуя неинтересные высокогорные районы"...
В конце пресс-конференции все увидели долгожданный сюрприз, который обещали организаторы. Вадиму Нестерчуку был вручен значок мастера спорта и официально объявлено о присвоении этого звания.