О таких баскетболистах как Игорь Молчанов говорят: игрок с чемпионским сердцем. Без него события в украинском баскетболе в 90-х и в начале 2000-х годов представить невозможно. Причем, Молчанов всегда играл в командах, которые ведут борьбу исключительно за чемпионство, и за всю свою карьеру ниже второго места никогда не опускался. С семью чемпионскими титулами Молчанов уже долгое время входит в пятерку самых титулованных игроков в украинском баскетболе, и пока не видно, кто мог бы его обогнать. Мог Александр Скутельник, да вот только многолетний капитан Азовмаша нынешним летом закончил игровую карьеру, остановившись на тех же семи золотых медалях.
Ныне Игорь Молчанов - редкий гость на баскетбольных матчах. Однако он продолжает пребывать в курсе всех событий, происходящих в отечественном баскетболе, а информацию получает от первоисточников, коими выступают его друзья-баскетболисты. Судя по нашему разговору, любовь к этому виду спорта до сих пор живет в его чемпионском сердце, и с каждым годом она ничуть не уменьшается. Однако в нынешних реалиях баскетбольный опыт и знания Молчанова, увы, никем не востребованы...
- Признаться, я был удивлен вашему звонку. Даже не поверил, что меня еще кто-то помнит. К сожалению, моя жизнь с баскетболом не связана. И на хлеб приходится зарабатывать другим способом.
- Как-то странно, что один из самых титулованных игроков в истории украинского баскетбола после окончания карьеры оказался вне игры...
- Ну почему же? Был полугодичный период, когда я возглавлял дубль Черкасских мавп. Это было тогда, когда в основной команде работал Андрей Подковыров. Он и Владимир Холопов предложили мою кандидатуру Михаилу Бродскому. Тот дал добро. Работать было интересно. Но после окончания сезона так сложились обстоятельства, что пришлось вернуться в Киев. Больше в баскетболе я задействован не был. Хотя для предложений открыт, и готов рассмотреть любые варианты. Самому, понятное дело, набиваться как-то неприлично.
- Сезон 2002/03 стал последним для вас. Часть сезона провели в Азовмаше, затем в БК Киев. И после этого как игрок как-то тихо пропали...
- Сезон был ужасным. Переход в Азовмаш стал большой ошибкой. Многое мог бы рассказать, но не для прессы. Если честно об этом и вспоминать не хочется. Да и не планировал я тогда завершать карьеру, но достойных предложений так и не дождался.
- И как так может быть? Ну ладно, даже у великих спортсменов бывают провальные сезоны. Ведь за год до этого (сезон 2001/02) вы стали чемпионом в составе МБК Одесса и были одним из лидеров той команды.
- Сезон в Одессе вообще стал для меня одним из лучших в карьере. Почему никто не приглашал, ответить сложно. Хотя за пару недель до начала сезона был звонок от Евгения Мурзина, возглавлявшего тогда Будивельнык. Затем возникли разговоры по поводу южненского Химика, который на тот момент только начинал свое развитие как боеспособный клуб. Но, у меня тоже есть гордость и амбиции, хотелось на тот момент продолжать играть в более серьезной команде, которая ведет борьбу за медали. Но так и не дождался.
- И чем занимались после ухода из баскетбола?
- Первый год ничем. За время карьеры удалось накопить кое-какие сбережения, на них и жил. Отдыхал, одним словом. Потом понял – пора начинать новую жизнь, уже вне баскетбола. Занимался земельными вопросами. На тот период времени это было перспективно и выгодно. Постепенно перешел на продажу автомобильных запчастей. Этим занимаюсь и сейчас вместе со своим многолетним партнером по клубам и сборной Игорем Харченко (самый титулованный баскетболист Украины, на счету которого десять чемпионских титулов – прим. авт.).
- Давайте перейдем к истокам. Расскажите о том периоде, когда начали заниматься баскетболом...
- Обыкновенная история как для любого пацана. Мне было лет десять. К нам в школу пришел Борис Михайлович Валь – детский тренер и отобрал самых высоких ребят, которых пригласил в детско-юношескую школу олимпийского резерва Будивельнык. С ним я проработал около двух лет. Затем наш возраст забрал Владимир Георгиевич Карпухин и вел нас практически до окончания школы. Затем был дубль Будивельныка, который возглавлял Денис Семенович Гудзык. Ну а из дубля я плавно перешел в главную команду города.
- А с основой команды, которая выступала в чемпионате СССР, соприкоснуться успели?
- Еще учась в девятом классе, меня уже начали подпускать к тренировкам с основой. В 1986 ездил даже с первой командой на турнир в Чехословакию, вместе с легендами клуба – Белостенным, Рыжовым, Рыжиком. Для меня это было событие. Пытался всеми силами доказать, что я не случайно оказался в когорте таких исполнителей. Меня, тогда 16-летнего пацана, поддерживал Евгений Колежук, за что ему огромное спасибо. Кстати, была в моей карьере служба в армии – пару лет играл в киевском СКА с 1988 по 1991 гг., а после снова вернулся в Будивельник.
- После распада СССР Будивельник окончательно покинули практически все, кто выступал за команду в чемпионате Союза, и в состав влились совсем молодые на тот момент Игорь Молчанов, Владимир Холопов, Александр Окунский, Денис Журавлев, Александр Лохманчук, Игорь Харченко, Леонид Яйло. Из опытных исполнителей был только Евгений Мурзин, который стал чемпионом СССР-1989. Уровень этих турниров наверняка был как небо и земля...
- Да в первые годы и конкурентов у нас толком и не было. Разве что с Николаевым и киевским СКА было интересно играть. Там были более опытные и мастеровитые исполнители. А остальные даже не рассматривались. Были такие матчи, когда громили соперников с разницей по 60-70 очков. Даже было не интересно. Обычные проходные матчи. Но впоследствии начали появляться такие клубы как Шахтер, Денди-Баскет, Бипа-Мода, где были такие амбициозные бизнесмены-руководители, как Александр Шведченко, Михаил Бродский, Аркадий Табачник. Составы клубов усиливались квалифицированными исполнителями и тренерами. Вкладывались немалые по тем временам финансовые средства. Причем во всех этих клубах были свои детские школы. И Будивельнику не так легко уже было бороться за чемпионства. Но за счет
плодотворной работы и роста нашего мастерства мы становились лучшими.
- В сезоне 1997/98 Будивельнык после многолетней гегемонии стал вторым, уступив титул лучшей команды страны Бипа-Моде. Не для кого уже не было секретом, что в клубе серьезные финансовые проблемы. Это ли стало основной причиной, то что вы покинули родной клуб и перешли в другую столичную команду – ЦСКА-Рико?
- К тому времени у меня была семья, родился ребенок. А раньше задержка зарплаты на месяц или два были обыденным явлением... Это сейчас попробуй некоторым игрокам из нашего чемпионата на день-два задержать зарплату, так они и на тренировку откажутся выйти, а нам приходилось терпеть. Но в том сезоне кризис затянулся на полгода, а кушать хочется все время. Ведь мы регулярно тренируемся, играем, но и хотелось регулярности в получении зарплаты. Дошло того, что бойкотировали выездной матч, по-моему, в Николаеве. После того сезона состав рассыпался - кто-то уехал в Донецк, кто-то в Одессу. А мы с Володей Холоповым перешли в киевский ЦСКА.
- Почему именно в этот клуб?
- Ну, во-первых он не чужой мне. Нравилось отношение со стороны Геннадия Сергеевича Чечуро – известного в прошлом игрока, а впоследствии тренера. А во-вторых, не хотелось покидать Киев и оставлять семью. Да и команда тогда подобралась серьезная, которая боролась за чемпионство. Это все и прельщало.
- По меркам чемпионата Украины тот состав киевских армейцев был очень сильныйй – Олег Рубан, Дмитрий Кораблев, Вячеслав Евстратенко, Игорь Молчанов, Игорь Харченко, Владимир Холопов, Алексей Полторацкий, Виктор Кобзистый, Игорь Ватажок, Виталий Черний... Содержал клуб Вадим Рабинович. Если честно, удивляет, как тогда в сезоне 1998/99 вы проиграли Одессе в борьбе за золотые награды. Тот же Рабинович тогда публично заявил, что причина поражения – судейство в пользу одесского клуба.
- Судейство? Не могу сказать. У нас многие привыкли поражения оправдывать некачественным судейством. Как по мне, не хватило везения. Да и у соперника, наверное, было больше желания.
- Половину следующего сезона вы также провели в ЦСКА, но в январе перешли в российский Урал-Грейт. Причина та же - финансовая нестабильность?
- Она самая. Мы тогда очень хорошо выступили в Кубке Корача, пробились в групповой этап, где в Перми обыграли Урал-Грейт (90:74, именно после той игры в которой Молчанов набрал 13 очков и сделал 5 подборов он приглянулся тренерам Урал-Грейта и в последствии перешел в этот клуб – прим. К.Д.), вышли в плей-офф, в 1/16 прошли французский Нанси, а в 1/8 нас остановил Лимож. В чемпионате дела также шли неплохо – шли на третьем месте. Однако денег мы не видели. Признаюсь, заработную плату мы получили лишь за один месяц в сезоне. Оставшиеся уже никто никогда не вернет (как позже признавался один из символов киевского ЦСКА тех лет Олег Рубан, Александр Волков, на тот момент занимавший должность министра спорта, помогал армейцам деньгами на выездные матчи, - прим. К.Д.).
- Над предложением от одной из лучших российских команд наверняка долго не раздумывали?
- У меня была травма спины, и ответный матч с Лиможем в Киеве я уже не проводил. Я честно предупредил представителей Урал-Грейта о своей проблеме. Но они были уж слишком настойчивы, пообещав вылечить. Свое слово они сдержали, и очень быстро я восстановился. В том сезоне мы стали серебряными призерами, а в следующем уже выиграли золото.
- Пермский Урал-Грейт - единственный клуб, который бросил вызов московскому ЦСКА и отобрал у него чемпионство. Больше золото российского чемпионата не выигрывал никто до сих пор. В Перми Сергеем Кущенко был создан клуб европейского уровня. В чем уникальность этого человека?
- Он умеет подобрать нужных людей-профессионалов, создать им условия, зарядить их энергией. Он хотел и знал, как сделать баскетбольный клуб популярным, который к тому же будет давать результат. День в клубе начинался в восемь утра с собрания администрации, где каждому раздавались различные задания. В 22:00 с работников спрашивали за их выполнение. Сама команда тренировалась в отличных условиях, играла в прекрасном зале. На каждом матче аншлаг. От игроков требовалось только добросовестно тренироваться и играть. Все побочные вопросы и проблемы решали другие люди, которые за них и отвечали. Что касается моментов вокруг баскетбола, то там также все было на самом высоком уровне. Начиная от регулярных встреч с болельщиками и заканчивая шоу-программами. У нас у игроков дни были насыщенными, но при этом они не ограничивались тренировками – приходилось участвовать в видео- и фотосъемках, давать различные интервью. По городу висели бигборды, зазывающие на баскетбол. Дворец спорта Молот вмещает семь тысяч зрителей, и места на матчи раскупались за несколько дней до игр, даже на проходные матчи. Перед поединками были концерты артистов. В общем, в городе царил баскетбольный праздник.
- Вам довелось поработать под руководством Сергея Белова, возглавлявший Урал-Грйт. На тот момент со Станиславом Ереминым он считался лучшим тренером России. Какие впечатления остались от работы с ним?
- Положительные. Это профессионал высокого уровня. Интересно было с ним работать. Конечно, тяжелый у него характер, очень требовательный. Он много работал, знал, что нужно делать для достижения результата, и у него это получалось. Это великий в прошлом игрок, олимпийский чемпион, но и не менее великий тренер – он дважды приводил сборную России ко второму месту на чемпионатах мира. Видимо, все великие спортсмены и тренеры имеют тяжелый характер.
- Сезон 2000/01 стал одним из самых успешных в вашей карьере. С Урал-Грейтом вы стали чемпионом России и победителем NEBL, в финальном матче обыграв литовский Жальгирис – 88:81. Но по его окончанию вы покинули клуб и вернулись в Украину, в МБК Одесса. Варианты остаться в России были?
- Приглашали в Иркутск и в Санкт-Петербург. Но первый вариант не подошел сразу же – далековато. А в Санкт-Петербурге не понравился состав команды. На тот момент я мог позволить себе выбирать. Вернувшись, домой сразу же получил приглашение от МБК Одесса и согласился на него. Там был собран боеспособный коллектив, которым руководил Валентин Воронин, и перед ним стояла задача бороться за золото. В итоге мы и стали чемпионами. А и своей игрой я остался доволен.
МБК Одесса - чемпион Украины-2002. Верхний ряд: Игорь Молчанов, главный менеджер клуба Виталий Цехович, губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий, Вадим Пудзырей, Геннадий Кузнецов, вице-президент клуба Александр Прокопенко, Денис Ушаков, главный тренер Валентин Воронин, Андрей Юртаев, вице-президент ФБУ Борис Корбан, Денис Синицкий, врач Валентин Луцюк. Нижний ряд: Сергей Татаревич, Владимир Холопов, Игорь Харченко, Николай Хряпа, Андрей Другаченок, Дмитрий Шумихин.
- В украинском клубном футболе на рубеже веков была интересная тройка игроков – Иван Гецко, Сергей Мизин и Александр Паляница. Эти футболисты регулярно вместе меняли клубы, и каждый раз перед ними ставились примерно те же задачи - завоевать медали и место в еврокубках. Оказывается, в этот же период времени была похожая тройка ярких исполнителей и в баскетболе – Игорь Харченко, Владимир Холопов и Игорь Молчанов. Вместе вы завоевывали золотые награды с Будивельником, затем перешли в амбициозный ЦСКА, а потом уже оказались в Одессе. Интересное совпадение. А может и закономерность?
- В этом что-то есть. Но об этом надо спрашивать тех, кто нас приглашал. А вообще я счастлив, что нас судьба свела. Это мои близкие друзья. С Володей Холоповым я знаком еще с детского баскетбола. С Игорем Харченко с юношеского, когда он еще выступал в Душанбе. Гораздо легче переходить в ту команду, где есть люди, на которых ты можешь опереться. Тем более на площадке мы друг друга понимали с полувзгляда. Каждый знал, что в тот или иной момент будет делать партнер.
- Вы шестикратный чемпион в составе Будивельника и по одному разу выигрывали "золото" с Одессой и Урал-Грейтом. Какое чемпионство наиболее запомнилось?
- Каждое приятно вспоминать. Они все для меня равны, правда у каждого есть определенные нюансы. Радостные моменты приходилось переживать по-разному. Выигрывать приятно всегда.
- Давайте поговорим о сборной Украины. После распада СССР вы сразу же попали в главную команду страны?
- Сразу же. Сначала в 1991 и 1992 мы принимали участие в различных международных турнирах, а затем летом 1993-го уже играли отбор на чемпионат Европы-95. Вообще в сборной Украины меня можно считать пенсионером. В Госкомспорте когда-то даже было такое правило: если человек провел десять лет в сборной, ему положена государственная пенсия. Но потом оно было отменено.
- Наверное, одним из самых ярких моментов в вашей международной карьере было участие на Евробаскете-97. В отборочном цикле сборная отыграла блестяще, но в финальной части вышел провал. Хотя от этого поколения ожидали минимум выход в четвертьфинал. Что тогда произошло в Испании?
- В какой-то степени сказалось отсутствие опыта игр на подобных турнирах. Нас сильно подкосил первый матч с испанцами, в котором мы уступили с разницей в очков тридцать (54:82 – прим. К.Д.). А на следующий день сразу же пришлось играть с немцами, которым мы также крупно проиграли (60:81 – прим.К.Д.). Чемпионат Европы - турнир скоротечный, и времени для восстановления нет. Правда, затем были три победы подряд, но в плане борьбы за плей-офф они уже ничего не решали.
Слева направо: Григорий Хижняк, Роман Рубченко, Игорь Харченко, Игорь Молчанов, Денис Журавлев, Леонид Яйло, Александр Окунский.
- Второй раз вы могли отправиться на чемпионат Европы в 2001-м. Хорошо отыграв в отборочном цикле, вы, тем не менее, не поехали в Турцию. Тогда многие ведущие исполнители сборной отказались от участия в турнире. Как затем говорил Геннадий Защук, у одних были травмы, у других неопределенность с подписанием контрактов с будущими клубами. Какие проблемы были у вас?
- Со здоровьем у меня было все нормально, да и в клуб у меня на тот момент уже был – МБК Одесса. Но этот вопрос из разряда, на который я не могу публично ответить. С тех пор в сборную я больше не привлекался.
- Вас регулярно можно видеть на баскетбольных матчах. Как вам уровень нашего чемпионата?
- Раньше бывал частенько. А сейчас все реже и реже. Если не ошибаюсь, за последний год раза два или три был на играх. Что же касается украинских игроков, то их уровень оставляет желать лучшего. Все начинается с детских школ. По стране их очень мало. Нет массовости этого вида спорта. По-моему, этот вид спорта на детском уровне никому не нужен даже в Киеве. Есть еще и другая проблема – многие тренера, работающие с детьми, даже понятия не имеют о баскетболе.
- А у вас есть желание поработать детским тренером?
- Даже не знаю. Может и можно попробовать. Но просто прийти в школу и сказать – здравствуйте, меня зовут Игорь, можно мне у вас поработать детским тренером? Должно же быть приглашение куда-то и к кому-то. Мне кажется, что я больше бы дал уже в подростковом баскетболе или во взрослом. Там где у меня еще сохранились знания и опыт. А детский тренер – это очень специфическая профессия, и не каждому, даже известному в прошлом баскетболисту, дано стать в этом деле хорошим тренером.