О футболе в кино говорить довольно сложно. С одной стороны странно было, если бы в серии наших "киношных" материалов мы обошли своим вниманием короля спорта, не так ли? Хотя с другой стороны – чему тут удивляться? Голливуд не особо балует своим вниманием "соккер", предпочитая избирать другие темы в качестве материала для кинопродукции. И вообще, часто использование футбольных мотивов в кинематографе заставляет пожалеть, что длинные руки продюсеров и режиссеров все-таки дотянулись до предмета обожания миллионов болельщиков со всего мира. Ерунда – самое мягкое слово, которое вертится на языке при просмотре некоторых "шедевров", которые пытаются завоевать дешевую популярность с помощью нелепого воплощения псевдофутбольных баталий на экране.
С другой стороны, ну как можно обойти своим вниманием такие хиты (снятые, правда, в старушке Европе, в основном), как, к примеру, Майк Бассет – тренер сборной Англии, также известный в наших краях, как Тренер (Mike Bassett: England Manager). Абсолютно зубодробительная комедия, тонкий и местами нелепый английский юмор, свойственная британцем глубокая самоирония и очень классная интерпретация различных футбольных басен, клише и историй. Тут даже и добавить нечего, всем фанатам футбола (особенно, английского) рекомендовано к просмотру.
Или другой яркий представитель британского кинематографа – фильм Костолом (Mean machine) с только начинающим в ту пору свой взлет экс-футболистом, а впоследствии известным актером, Винни Джонсом. Старая голливудская история, переиначенная на новый лад. Ах да, еще поменяли американский футбол на футбол, скажем так, более привычный нам. Такая себе сказка о бывшем футболисте, загремевшем в тюрьму и создавшем там тюремный дрим-тим. В конце фильма команде заключенных (конечно же!) предстоит сразиться со сборной тюремщиков. В чем-то банально, в чем-то заезженно, но как же натурально и шикарно в этом фильме играют в футбол!
Нельзя пройти мимо и неплохого, хоть весьма и простоватого с точки зрения постановок, британского телефильма – Юнайтед. Мюнхенская трагедия (United), который рассказывает об одной из главных трагедий в истории футбола – крушении самолета с игроками Манчестер Юнайтед на борту. Фильм играет на тонкой струне и поднимает болезненные темы, но не знать об этом горьком событии – преступление для истинных любителей футбола.
Почти тезка предыдущего фильма – картина Проклятый Юнайтед (The Damned United). Тем не менее, на этот раз в объективе ленты не Мюнхенская трагедия, а история становления одного из величайших тренеров всех времен Брайана Клафа и его такие непростые 44 дня пребывания во главе сумасбродного Лидса, а также эмоциональные и непростые отношения Клафа с другим великим менеджером – Доном Риви. Чудесный фильм с просто-таки шикарной игрой актеров – эмоции порой буквально льются через край.
Хочется отдельно отметить фильм Марадона (Maradona by Kusturica) авторства Эмира Кустурицы. Документальные фильмы вообще-то составляют отдельную категорию искусства и не рассматривались нами до сих пор, однако данная работа примечательна двумя факторами – главным героем и Мастером, который снял сей шедевр. А фильм действительно получился на славу – местами трогательным, местами смешным. Но столь же неоднозначным, как и сам дон Диего.
В свое время довольно популярным была картина Гол! (Goal!) – история очередной Золушки, игрока, пробившегося из грязи в князи. Байка о Сантьяго Муньесе, любителе из Лос-Анджелеса, ставшего звездой английской Премьер-лиги, крепко засела в умах молодежи. Мало того, история получила продолжение, и на сегодня снято уже 3 части эпопеи. Тем не менее, будем честны – Гол! никогда не претендовал на звание "великого" и является типичной голливудской патокой из серии "жизнь полна чудес" или "сделай себя сам и не забудь поблагодарить удачу". И если первая часть франшизы еще радует неплохими футбольными сценами и довольно чувственна и слажена, то продолжения сей ленты имеют уже четкое коммерческое направление (другими словами, сняты исключительно для выкачивания денег).
Несколько слов о других фильмах жанра "футбольные экранизации". Непростые отношения тренера и лидера команды стали основой драмы Цена победы (A shot at glory). В кинокартине сыграл звездный и прославленный Роберт Дюваль, а также засветился "голос ФИФА" и бывший форвард Глазко Рейнджерс Алли Маккойст. Проблемную тему футбольных хулиганов и особенностей движения хулз поднимает драма с участием Элайджи Вуда Хулиганы Зеленой улицы (Hooligans). Упомянем также о таких картинах, как Накал страстей (Fever pitch) с Колином Фертом, Когда приходит суббота с Шоном Бином, эксцентричную смесь боевых искусств и футбола Убойный футбол (Shaolin soccer).
Как сообщается, в ближайшее время в Голливуде планируют приступить к съемкам истории "матча смерти" (историю самого матча и его реальность тут рассматривать не будем). На главную роль подрядился Джерард Батлер, шотландец по национальности, то есть человек, который априори не может быть равнодушным к футболу. Последний его фильм Мужчина нарасхват (Playing the field) доказывает, что Джерард по крайней мере умеет бить по мячу, да и в футбольной теории подкован. Будем надеяться, что новая кинолента об "игре ценой в жизнь" получится лучше, чем старая голливудская сказка Бегство к победе или Победа (Escape to victory/Victory) с Сильвестром Сталлоне и с участием Пеле, Бобби Мура, Освальдо Ардилеса. И уж получше российского фильма Матч, поднявшего вновь тему "матча смерти" и получившего неоднозначные отзывы специалистов и целую тонну критики среди обычных зрителей. Ведь для того, чтобы снять хороший фильм о футболе - эту игру нужно любить и тонко понимать. Дай Бог, чтобы эту истину запомнили всевозможные продюсеры и остальные дельцы от мира большого кино.